Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад общеразвивающего вида № 134
Конспект урока
«Чудеса в зимнем лесу»
Подготовила
Зимина Юлия Николаевна,
музыкальный руководитель,
1 квалификационная категория
г. Мурманск
2014г.
Цель: развитие музыкальности детей через создание условий для музыкально-творческой деятельности с различными образами, и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Задачи.
Образовательные:
формировать способность детей к построению аналогий между музыкой, образом и движениями;
формировать представление о характере музыки через прослушивание произведения «Вальс» О. Дюрана;
петь естественным голосом, без напряжения, закреплять первоначальные певческие интонации.
Развивающие:
развивать различные виды ощущений (двигательные, тактильные, голосовые, слуховые, зрительные);
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
развивать творческое воображение;
формировать образное воображение, творческое мышление, умение высказываться о характере музыки.
Воспитывающие:
воспитывать коммуникативные качества детей;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и взрослым
Методы: наглядно-иллюстративный, словесный, игровой метод, моделирования элементов музыкального языка, метод пластического интонирования, глиссандирование.
Материалы, атрибуты: макеты зимних деревьев и кустов, снежинки (12шт.), белая корзина, льдинки (10 шт.), снежные комочки (10 шт.), конфетти (на полу), белая накидка на стульчиках, ориентиры (на ковре), коллаж.
Оборудование: музыкальный центр, плеер, мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска).
Ход.
В зале стоят макеты зимних деревьев и кустов, зал украшен белыми воздушными шарами, на полу разложены льдинки и снежинки, на стульчиках лежит белое покрывало, на полу в круг выложены белые коврики.
Звучит фоновая музыка Рондо Венециано. Дети входят в зал друг за другом. Слайд1 – зимний пейзаж, снежный сугроб.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Я вам очень, очень рада.
Я Зимушка-зима, посмотрите на меня.
Я к вам в гости шла и сугроб нашла.
А сугроб – то не простой. Оказался он живой….
Я поближе подошла. И кого-то в нем нашла…
Посмотрите, не зевайте, кто в сугробе угадайте. (Угадайте, что я там шла)
Я буду рисовать и петь, а вы мне помогайте. Без вашей помощи ничего не получится. Готовы? Сначала споем и нарисуем в воздухе. Вот так. Показалась маленькая, круглая головка (А-А-А). Нарисуем пальчиком в воздухе и пропоем… А потом овальное туловище…(О-О-О-О-О-О) , Догадались? Послушайте музыку. Может она вам поможет отгадать, кто сидит в сугробе. (слушание пьесы «Зайчонок»). Конечно же, это зайчонок. Дорисуем ушки (у-у-у-у) и хвостик (э-э-х). Здорово получилось. Вы мне очень помогли.
Вот какой славный зайчонок спрятался в сугробе.
А зайчонок наш дрожал.
Он из леса убежал.
Он метели испугался.
И конечно потерялся.
Ветер сильно завывал,
Снег тропинки заметал
Зайка прыг, зайка скок
Вот и спрятался в сугроб.
На заснеженном пути ему дорогу не найти.
Поможем зайке отыскать дорогу к дому?
Тогда вставайте за мной в колонну друг за другом, мы отправляемся в путь.
Музыкально-ритмические движения «Прогулка по лесу»
Перед нами длинная тропинка, идем вокруг полянки спокойно (спокойная ходьба), перешагиваем сугробы (ходьба с высоким поднимаем колена), а сейчас легко пробежимся по тропинке (легкий бег). Ребята, мы остановимся и удивимся (упражнение на восстановление дыхания) – «Ах!»
Вот он чудный зимний лес, поющий лес. Сколько он таит чудес?
Посмотрите к нам на встречу вышли жители леса. Кто это? Назовите и покажите.
Слайд 4. Звери: олень, заяц, лиса, волк. Дети называют поочередно зверей.
Дети изображают зверей по показу.
Музыкально-ритмические движения на мотив «Шел веселый Дед Мороз»
Наш веселый олененок, скачет будто бы козленок.
Ножками топочет, он побегать хочет.
Покажите, как скачет олененок. (Дети выполняют движение.)
А по тропочке лесной, по лесной, по лесной,
Прыгал зайка озорной, озорной, так!
И сторойна и хороша, хороша, хороша,
Шла лисичка не спеша, не спеша, так.
Шел по лесу серый волк
Серый волк – зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами.
Упражнение на дыхание
Муз. рук. Остановимся, сделаем вдох и сдуем снежок с ладошек, отряхнем их. Посмотрите, нет ли среди них мамы зайчонка. Нет? Тогда отправляемся дальше.
Интерактивная игра «Снегири»
Слайды 5, 6, 7. ЭОР «Снегири»
Муз. рук. Ребята, кто это? (снегири) Вот и снегири услышали нас и прилетели. Снегири разные: маленькие и большие. Звуки в музыке бывают разные – долгие – та-а, и короткие — ти. Маленький снегирь – короткий звук – ти. Большой снегирь – это долгий звук – та-а. Я пропою ритм: «ти-ти-таа-таа-таа». Повторите за мной, ребята. Великолепно, вы справились. Один снегирь перелетел с конца и встал первым, и получился новый ритмический рисунок: «таа-ти-ти-таа-таа». Снова снегири играют с нами (перемещается один снегирь), вот новый ритмический рисунок: «таа-таа-ти-ти-таа».
Муз. рук. Вместе со снегирями мы распелись. Присаживайтесь, ребята. Хоть в лесу морозно, мы разогрели наши голоса (нежно гладим ладошками шею), чувствуете какое теплое горлышко. Мы сейчас споем. Песня нам, друзья, нужна, только где взять слова?
Я найду слова везде: и на небе, и в воде, на носу и на руке. Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово, вставайте. Я пою одно слово, а вы следом за мной повторяйте, пропевайте. Улыбнитесь, спойте хорошо открывая ротик.
Песня «Слово на ладошках»
Ау, ау, зову, зову, зайка, зайка, заинька, заинька,
Мишка, мишка, мишенька, мишенька.
Елка, елка, елочка, елочка.
Белка, белка, белочка, белочка.
Ветка, ветка, веточка, веточка.
Солнце, солнце, солнышко, солнышко.
Песня, песня, песенка, песенка.
Муз. рук. Великолепно! Вашу песню лес услышал и отозвался своей музыкой, ,послушайте, какая чудесная музыка звучит в зимнем лесу!
Слайд 9. Анимация «Снегопад»
Слушание «Вальс», О. Дюран.
Вы очень внимательно слушали музыку. Вам понравилась эта музыка?! (ответ детей) Что можно делать под эту музыку?
Дети. Танцевать
Муз. рук. Мелодия легкая, быстрая, выразительная, яркая. Какими красивыми словами можно рассказать о музыке? За каждое красивое слово я дам волшебный снежок.
Прием «Волшебный снежок»
Муз.рук. Да, ребята, музыка эта красивая, нежная, воздушная. Под нее можно плавно, легко танцевать и кружится, как что? (снежинки).
Муз. рук. Сейчас мы с вами превратимся в легкие снежинки и разноцветные льдинки. Девочки, подойдите ко мне, снежные комочки мы бросим далеко в лес и превратимся в снежинки, возьмите по две снежинки. Найдите на полу снежные кружочки и встаньте на них. А теперь, мальчики, свои снежные комочки бросайте далеко и возьмите по две льдинки, и встаньте на синие и серебристые льдинки . Мы потанцуем, как нам подсказывает музыка. Смотрите на меня и повторяйте.
Упражнение «Снежинки» (аудиозапись «Вальс», О. Дюран)
Музыкально-ритмическая композиция: кружение вправо с поднятой правой рукой, то же повторить влево; взмахи с движениями корпуса вверх-вниз; бег по кругу; взмахи руками внизу вправо-влево, взмахи над головой вправо-влево; собраться в круг, затем «разлететься», повторить 2 раза.
Дети повторяют движения за педагогом.
Художественное творчество «Зимний лес» (муз. сопровождение «Рондо Венециано»)
Муз. рук. Снежиночки и льдиночки кружиться перестали и присели отдохнуть и на деревья, и на кусты. Мы украсим их ветки снежными и ледяными узорами. Полюбуйтесь, в лесу стало еще красивее, волшебнее. Это великолепно!
Слайд 10. Зайчиха и зайчонок
Такая красивая музыка звучала…
Нас зайчиха услыхала, на полянку прискакала.
Она зайчонка обняла и играть нас позвала на веселую пляску-игру, которая называется «У меня и у тебя».
Поскорее в круг вставайте и за мной все повторяйте.
Танец-игра «У меня и у тебя»
Великолепно! Ребята, вы такие молодцы, вы добрые, чуткие. Вы вместе с музыкой помогли Зайчонку встретиться с мамой.
Слайд 11. На память об этом чудесном лесе, о нашей встрече у вас останется такая картинка (подарок в группу, коллаж). Пришла пора нам попрощаться с лесными жителями, споем «до свидания». Поедем в детский сад на саночках.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Композиция «Рондо Венециано».
«Пьеса», муз. Ф. Лещинской.
Бел.нар.мел., в обработке Г. Фрида.
Образные движения на мотив песни «Шел веселый Дед Мороз».
«Слово на ладошках», муз. Н. Вересокиной, слова авторские.
«Вальс», муз. О.Дюрана.
Глиссандирование по методике Б. Емельянова.
«Зайчонок», муз. Ю. Рожавской.
«Санки», укр.нар. мел. в обработке.
Игра-танец «У меня и у тебя» (автор и источник заимствования неизвестен).
Авторская интерактивная игра «Снегири».
Вундеркинд с пеленок. Развивающие презентации для детей от 3 мес. до 6 лет (на основе методики Г. Домана).
https://www.artleo.com/pic/download.php?file=201108/1280×800/artleo.com-4775.jpg
Анимация «Зимний лес» (автор и источник заимствования неизвестен).
7