Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –
детский сад № 127
Конспект урока для 1 класса «Друг в беде не бросит»
Направление «Познавательно-речевое развитие».
Образовательная область «Коммуникация».
подготовила воспитатель
Сутырина Елена Ивановна
г. Дзержинск
2012 г
.
Цель — развитие речевой активности детей старшего возраста
Образовательная задача:
— обучать детей устанавливать контакт с помощью речевых средств в общении (обращение по имени, контакт глаз, комплименты)
Развивающие задачи:
-закреплять умение произносить слова четко, ясно, говорить не спеша
-обучать умению понимать эмоциональное настроение другого человека (сопереживать) поддерживать его словами утешения, помощи
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, желание помочь в трудную минуту
Предварительная работа:
чтение книг познавательного цикла, познавательные беседы, рассматривание журналов о cмешариках, игры и упражнения по развитию речи.
Материал и оборудование: 2 аудиокассеты с записью музыки, воздушный шарик на палочке, игрушка Нюша, стебелек с сердцевиной (бумажный), отдельные цветные стебельки по количеству детей, фломастеры, клей, кисточка, пиктограммы на каждого ребенка с контурным изображением цветов
Методы и приемы: игра, направленная на создание эмоционального настроя; проблемная ситуация; беседа с детьми, игра с движениями
Дети сидят в кругу друзей.
Воспитатель: Дети, предлагаю вам подарить друг другу комплименты и свою улыбку. А кто из вас знает, что такое комплименты?
Дети: добрые слова, приятные слова, красивые слова о человеке
Воспитатель: Верно. А кто скажет, как нужно произносить эти добрые слова, каким голосом, с какой интонацией, тихо или громко?
Дети: Говорить комплименты надо тихим голосом, не кричать, ласково говорить, вежливо
Воспитатель: Хорошо, а как вы думаете, если добрые слова другу вы будете произносить с улыбкой, ему это понравиться?
Дети: Да, ему будет приятно, конечно
Воспитатель: Давайте попробуем. Игра так и называется, —
«Комплименты»
(фото «Дарим друзьям добрые слова и улыбку»)
Воспитатель: А воздушный шарик поможет нам. Начинаем.
Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты рядом сидящему ребенку.
Дети: Катя добрая, она ни с кем не ссорится, делится игрушками, Федя вежливый, он ведет себя культурно, Оля умная, красивая …
Воспитатель: Скажите, ребята, вам было приятно слышать комплименты в ваш адрес?
Дети: Да, конечно
Воспитатель: А дарить друг другу добрые слова вам понравилось? Да, не зря народная пословица гласит — «Доброта, что солнце». Все мы радуемся как солнышку, так и доброму словечку.
Звучит тихая грустная музыка. Воспитатель вносит игрушку по имени Нюша (из страны Смешариков).
2. Проблемная ситуация
(на фото – в гости к нам пришла Нюша )
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Нюша, мне кажется, она чем-то расстроена. Расскажи нам, Нюша, что случилось?
Нюша (воспитатель): Барашек подарил мне цветок, а он завял и все лепестки у него осыпались. Мне так грустно, так грустно (показывает стебелек от цветка)
Воспитатель: Какими словами мы можем поддержать нашу гостью? Какие слова — утешения вы знаете?
Дети: Не грусти, все будет хорошо, мы тебя развеселим, все наладится, не вешай нос, все плохое пройдет, потерпи немножко, сказать комплимент, успокойся, мы тебе поможем…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем еще мы можем помочь Нюше?
Дети: Пожалеть, погладить по голове, рассказать веселую историю, отвлечь, сделать подарок, устроить или сделать новый цветок…
Воспитатель: Конечно, как хорошо вы придумали. Нюша, хочешь, мы сделаем тебе новый большой и красивый цветок?
Нюша: Спасибо! Я очень буду рада!
Воспитатель: А еще мы напишем на лепестках волшебные слова. Они всегда помогут тебе в трудную минуту. У меня есть целая коробка с цветными лепестками (показываю детям)
Воспитатель: Вы будете брать по одному лепестку, говорить слова поддержки, слова — действия, а я запишу их на вашем лепестке. А потом мы скрепим их.
Дети берут по одному лепестку, высказываются, воспитатель записывает слова на лепестках и скрепляет их. Получается цветок с лепестками добрых слов поддержки.
(фото — передача цветка по кругу) (фото — слова на лепестках)
Воспитатель: Вот такой красивый цветок у нас получился. Дорогая Нюша прими от нас этот подарок
Нюша: Мне очень приятно, что вы сделали для меня такой очаровательный цветок. А еще мне было приятно услышать ваши слова поддержки. Если кому-то взгрустнется из моих друзей смешариков, то я вспомню их и подбодрю.
Воспитатель: А теперь я предлагаю подвигаться. Вставайте в большой круг.
Игра «Хорошо — плохо» (физкультминутка)
Воспитатель: Если я назову хороший, добрый поступок, то вы поднимайте вверх руки и хлопайте, а если плохой поступок, то вы присаживайтесь на корточки. Будьте внимательны. Мы начинаем.
| Плохо: | |
1. написать письмо больному другу | 1. | ударить котенка |
2. помочь маме | 2. | поссориться с другом |
3. защитить слабого | 3. | сломать игрушку |
4. поблагодарить | 4. | разбить чашку |
5. пожелать доброго утра | 5. | оскорблять человека |
6. поддержать друга в трудную | 6. | порвать одежду |
минуту |
|
|
7. помириться с папой | 7. | капризничать |
8. пожалеть маму | 8 | кричать и ругаться |
Воспитатель: Милая Нюша, чтобы твоим друзьям смешарикам тоже было весело, предлагаю сделать для них сюрприз. Для этого нам надо сесть за столы и превратиться в волшебников. Дети садятся за столы.
Воспитатель: У вас на листах бумаги нарисованы только контуры цветов. Слушая музыку и стихотворение, предлагаю нарисовать им лица или раскрасить цветок в веселые, яркие краски.
Игровое упражнение «Волшебные цветы»
Воспитатель читает стихотворение «Букет» (З. Александров)
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелек.
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой,
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой
Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Фее сирени». Готовые рисунки дети дарят Нюше.
Воспитатель: Наше занятие закончено. Вы порадовали меня и нашу гостью. Всем большое спасибо.
Список используемой литературы:
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей. – Москва, Издательство» Книголюб», 2007г.
Насонкина С.А. Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете. «Детство-пресс», Москва, 2010г.
Семака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет, Москва, АРКТИ-2004г.
Ушакова О.С., Гаврилин Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. — М.:Т.Ц. Сфера, Москва, 2004г.
Автор фотографий: Ефимкина О.К. (старший воспитатель)