Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 58 комбинированного вида
Киселевского городского округа
Конспект урока для 1 класса
«Хлебушко душистый»
подготовили:
Кузьмина Татьяна Валерьевна,
учитель – логопед,
Еняшина Елена Александровна
воспитатель,
Жукова Елена Владимировна,
музыкальный руководитель
Киселевский городской округ
2013 г
Задачи: Формирование элементарных математических представлений: повторить числа второго десятка; упражнять в образовании прилагательных от названия геометрической формы (квадратный, треугольный, прямоугольный, пятиугольный); упражнять в употреблении в речи числительных с существительными Р.п.; закрепить навык измерения отрезков с помощью линейки.
Формирование лексико-грамматических категорий для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста: уточнить знания детей о том, из каких зерновых культур получают муку; упражнять в названии хлебобулочных изделий; упражнять в делении слов на слоги; упражнять в образовании относительных прилагательных; упражнять в употреблении существительных в Т.п.
Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.
Оборудование: Картинки с изображением хлебобулочных изделий; картонные квадраты, линейки и карандаши на каждого; мешочки с песком; кегли; контейнеры от киндер-сюрпризов; ячейка для яиц, поднос с готовой разнообразной выпечкой.
Учитель-логопед:
— Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить.
Вот он хлебушко – душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал – пришёл.
В нём здоровье наше, сила.
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки! Вырастай богатырём.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
С.Погореловский
Дети: О хлебе.
Игра «Разложи по полкам»
Цель: Деление слов на слоги.
— А в каком магазине продаётся хлеб?
Дети: в хлебном магазине.
— А как попадает в магазин хлеб?
Дети: люди пекут, машины привозят.
— А хотите узнать все секреты появления хлеба и всех хлебобулочных изделий? Тогда предлагаю отправиться на экскурсию.
— В магазин подъехала машина из пекарни. Поможем продавцам разложить хлеб на витрину по полкам: (дети берут по одной картинке, называют, определяют количество слогов и кладут на соответствующую полку)
— Как узнаем, на какую полку положить хлебобулочные изделия?
Дети: прочитать по слогам.
Со словами мы играем
Слоги в слове мы считаем.
Игра «Один–много»
Цель: Образование существительных множественного числа.
— На полках лежат по 1 хлебному продукту, а в магазин привозят
много, чтобы всем покупателям хватило.
— Назовите, чего много в магазине?
Дети: в магазине много батонов, много булочек и т.д.
Игра «Чем угощу?»
Цель: Образование существительных в Творительном падеже.
— Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, составьте предложение.
Дети: Я угощу Данила батоном и т.д.
Игровое упражнение «Поможем собрать яйца для кондитеров». Цель: Употребление числительных с существительными в Родительном падеже.
В «гнезде» — шапке по несколько яиц (от 4 до 10). Ребёнок подходит к своему «гнезду» и пересчитывает: «Одно яйцо, два яйца…», складывая яйца в ячейки.
«Перевези муку» — динамическая пауза.
«Мука» расфасована по мешкам (мешочки с песком) для перевоза в пекарню.
На мешочках метки геометрических фигур с числом второго десятка.
Дети: Я перевезу на своей треугольной тачке 13 килограммов муки и т.п.
(Мешочек на голову, ходьба «змейкой» между кеглями до ориентира.)
(образцы мешочков с геометрическими фигурами и числами второго десятка)
Учитель-логопед:
— Вы перевезли в пекарню много муки. Узнаем, какую муку будут использовать пекари?
Образование относительных прилагательных. Игра с мячом.
— Мяч лови и мяч кидай
Муку правильно называй
Из пшеницы – пшеничную,
из ржи — ………………….,
из овса — ………………….,
из гречихи — ……………..,
из кукурузы — ……………,
из гороха — ………………..
Воспитатель:
Игровое упражнение «Поможем кондитерам»
Цель: закреплять навыки использования линейки. Измерение по линейке (сидя за столами)
Измерение по линейке стороны квадратной формочки для печенья. Предварительно уточнить, что у квадрата все стороны равны. Результат записывают на формочку и складывают в коробочку.
Учитель-логопед:
— За время экскурсии мы узнали много секретов о хлебобулочных изделиях. Вы сами убедились, сколько труда вложено в каждое хлебобулочное изделие.
— А теперь приглашаю отведать разнообразную выпечку.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый, светлый час
Кто-то встал чуть раньше нас
И крепко потрудился!
Л. Кузьмин
Музыкальный руководитель:
— Этот важный труд воспевается и в песнях. Одну из этих песен мы с вами и споем.
«Золотые колоски», муз. Л. Беленко, слова Л. Беленко
Список литературы
Горькова, Л.Г Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий, [Текст] : пособие. /Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова – М.: Сфера, 2005. – С. 17, 19
Гризик, Т.И. Ребенок познает мир, [Текст] : / Т.И. Гризик, — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 80 с.: илл.
Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать, [Текст] : / С.И. Семенака, коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: «АРКТИ», 2003. – С. 21, 23
Тарабарина, Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов. / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина – Ярославль: «Академия», 2000. – 224 с.
Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья, [Текст] : методическое пособие для педагогов. / М.Ю. Картушина. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004. – 202 с.
Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, [Текст] : методические разработки. / М.Ю. Картушина. – М.: «Творческий центр», 2007. – С. 143, 145
Епифанова, О.В. Развитие речи. Окружающий мир, [Текст] : дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. / О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] : / Л.Н. Смирнова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 80с.