Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Колобок»
Конспект урока для 1 класса
«Хочу в школу»
Подготовили
Севастьянова Юлия Сергеевна
заместитель заведующего
по учебно-воспитательной работе;
Третьякова Людмила Валерьевна
педагог-психолог,
социальный педагог.
Архангельск
2013
Цель: Познакомить детей с правом каждого ребенка на образование. Способствовать повышению мотивации к обучению.
Программное содержание:
1. Познакомить со статьей 28-29 «Конвенции о правах ребенка».
2. Разъяснить значение права, как возможность посещать образовательное учреждение.
3. Дать знания об истории возникновения школы.
4. Закрепить знания о школьных принадлежностях.
5. Способствовать формированию у детей представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника.
6. Развивать умение правильно собирать портфель, аккуратно укладывать вещи по порядку.
7. Активизировать словарь: школа, образование, университет, грамота, азбука, право, обязанность.
8. Воспитывать уважение к книге, учителю, воспитателю; бережное отношение к школьным принадлежностям.
Материалы к занятию: игрушка Буратино (или переодетый персонаж), музыка из фильма «Приключения Буратино», Конвенция ООН о правах ребенка, иллюстрация к статье Конвенции, раскрывающей право на образование, иллюстрации с изображением семьи, этапов развития человеческого общества, современной школы, два портфеля, два комплекта школьных принадлежностей, игрушки и ненужные в школе предметы, картинки с изображением моментов режима дня школьника, схема школьного времени (красные полоски – уроки, синие полоски — перемены), картинки для диагностики.
Предварительная работа: беседы о школе, школьных принадлежностях, чтение художественной литературы об учебе и грамоте, сказки «Приключения Буратино», просмотр картинок про школу, слушание песен о школе, ролевая игра «Школа», экскурсия в детскую библиотеку, школу.
Ход занятия: Здравствуйте ребята. Сегодня к вам придет необычный гость. Угадайте кто это? (Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино»). Дети угадывают. Под музыку появляется Буратино с портфелем.
Педагог: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Привет!
Педагог: Куда же ты идешь с портфелем? В школу?
Буратино: В школу? Я совсем не пойду в школу! У меня в портфеле игрушки! Я тороплюсь в Страну Дураков!
Педагог: Дети, а вы хотели бы жить в Стране Дураков?
Дети: Нет!
Педагог: Жители этой страны совсем не ходили в школу, не учились. Они не грамотные. Жить в такой стране совсем не весело.
Буратино: Правда? А меня Карабас-Барабас не пускал в школу.
Педагог: А хочешь остаться с нами поиграть, и узнать о том, почему надо ходить в школу. Садись с ребятами.
Сегодня я расскажу вам о «Праве на образование». Статья 28 и 29 «Конвенции» говорит нам, что любой ребенок имеет право на бесплатное образование с раннего возраста. Сначала дети идут в детский сад, затем в школу, а потом уже желающие продолжают свою учебу в университете.
Давайте посмотрим на иллюстрацию (закрепить на мольберте иллюстрацию к статье Конвенции, раскрывающей право на образование, приложение 1). Как в детском саду дети получают знания?
Дети: На занятиях, в игре, беседах, экскурсии, развлечениях, общении с взрослыми.
Педагог: После расставания с детским садом, куда идут дети за знаниями?
Дети: В школу.
Педагог: А как вы думаете, школы были всегда? Нет! Было такое время, когда школ вообще не существовало. Как же учились дети? Ведь это очень важно, чтобы дети учились, чтобы взрослые им рассказывали все, что знают сами.
Посмотрите внимательно на эти картинки. Как вы думаете, это школа? Это просто близкие люди – мама, папа – учат чему-то своих детей (приложение 2). В далёкие древние времена школ не было, и каждого ребенка учила его мама и то племя, в котором рос ребенок. Детей учили ухаживать за животными и растениями, заботиться о малышах, готовить пищу и даже иногда охотиться (приложение 3).
Со временем заметили, что есть люди, которые умеют обучать детей лучше других, знают больше, чем другие. Появилась профессия учителя.
Учитель учил не только своих собственных детей, но и всех других. Появились школы – места, куда приходили учиться. В жарких странах школы были прямо под открытым небом, а в холодных – в домах. Детей обучали только грамоте и счету (приложение 4). А вот в современных школах дети учатся очень многому – чтению, письму, математике, работе на компьютере. Дети узнают много интересного и важного о природе, о жизни людей, о технике, путешествиях. Да и сами школы стали совсем другими – светлыми, просторными, большими.
Как хорошо, что вы пойдете учиться в школу!
Педагог: Давайте повторим, что необходимо приготовить к школе?
Дети отвечают, им помогает Буратино, называя и игрушки, и школьные принадлежности. Педагог показывает портфель.
Педагог: Как называется эта школьная принадлежность?
Дети: Портфель
Педагог: Со мною в дождик и в метель,
Шагает в школу мой портфель.
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и тихо спит. (Валентин Берестов)
Игра «Собери портфель»
Ход игры: Дети делятся на две команды, под музыку поочередно укладывают предметы в портфель, последний ребенок берет собранный портфель. Побеждает та команда, которая быстрее подготовит «ученика» к 1 сентября.
Педагог: У ребенка есть право учиться в школе, а какие у него появляются обязанности?
Дети: Ходить на уроки в школу, выполнять домашнее задание, слушаться учителя, помогать товарищам по классу, не опаздывать в школу и др.
Физминутка: В школе есть не только уроки, но и перемены. Это время между уроками для отдыха. Давайте устроим перемену.
Педагог:
Выполнять движения в соответствии с текстом | |
Раз – нагнулся. | |
Два – нагнулся. | |
Руки в стороны развел, | |
Ключик, видно, не нашел. | Жест сожаления |
Чтобы ключик нам достать, | Повороты вправо-влево |
Нужно на носочки встать. | Подъем на носки |
Педагог: А сейчас мы поговорим о том, чем дошкольник отличается от школьника. Давайте вспомним не менее трех дел, которые нужно обязательно делать по утрам до школы.
Дети называют, педагог выкладывает соответствующие картинки (приложение 5).
Дети: Заправляет постель, умывается, чистит зубы, причесывается, завтракает, проверяет портфель
Педагог:
— С кем ты делаешь каждое дело? Сам или тебе кто-нибудь помогает?
— Ты просыпаешься сам? Стелешь постель сам? Когда вы пойдете в школу, вам будет кто-нибудь помогать или вы будете готовиться в школу самостоятельно?
Мы поговорили о домашнем времени, то есть о том, чем школьник занимается утром до школы. А сейчас давайте составим схему школьного времени. Давайте обозначим уроки красным цветом, а перемены – синим.
А теперь выложите из красных и синих бумажных полосок план школьного дня, который вам больше нравится (кто-то захочет, чтобы в школе были одни уроки, и не было перемен, или наоборот, или короткие уроки и длинные перемены).
Игра «Что нужно делать на уроке»
Педагог называет различные действия ученика на уроке. Если дети считают, что они правильные – хлопают в ладоши, если нет – топают ногами: слушать учителя, играть в куклы, отвечать на вопросы, есть конфеты, опаздывать на урок, решать задачи, читать, писать, слушать товарищей, жевать резинку, играть машинкой, выполнять задания учителя, вертеться, спать.
Педагог: Вот видишь Буратино, все ребята хотят идти в школу, знают, что там будут и уроки, и перемены, что в школе много узнают интересного. А ты все еще не хочешь ходить в школу?
Буратино: Я и не думал, что в школе всё так интересно. Я обязательно пойду в школу!
Педагог: Ребята, давайте подарим Буратино портфель со школьными принадлежностями, и возьмем его с собой в школу!
Буратино: Я очень рад!
Список использованной литературы
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие. – М: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
2. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Е.В. Соловьева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, Н.М. Степина. – М.: АРКТИ, 2005 – 88 с.
4. Козлова С. А. Социально-психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 48 с.
5. Козлова С.А. Я хочу в школу: Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 80 с.
6. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: Издательство РИОР, 2004. – 24 с.
7. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе / Авт.-сост. Н.А. Завьялова, Е.В. Лукина, Н.К. Живолупова, Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2005. – 191 с.
8. Фесюкова Л.Б. Права ребенка. Демонстрационный материал. — Серия: Беседы по картинкам. – Сфера, 2007
9. Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Сост. В.Т. Квасовка. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 95 с.
Приложение 1
Фесюкова Л.Б. Права ребенка. Демонстрационный материал. — Серия: Беседы по картинкам. – Сфера, 2007
Приложение 2
Козлова С.А. Я хочу в школу: Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 45 с.
Приложение 3
Козлова С.А. Я хочу в школу: Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 44 с
Приложение 4
Козлова С.А. Я хочу в школу: Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 46 с.
Приложение 5
Козлова С. А. Социально-психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 23 с.
Приложение 5
Козлова С. А. Социально-психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 23 с.
Приложение 5
Козлова С. А. Социально-психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 23 с.
Приложение 5
Козлова С. А. Социально-психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 23 с.