Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Колосок» Архангельской области Конспект урока для 1 класса «Игра в жизни ребёнка» /круглый стол для родителей, чьи дети не посещают ДОУ/ подготовила: социальный педагог Заборская Оксана Михайловна г.Коряжма 2012
Цель: показать родителям значимость игры для развития ребенка: научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка.
Пособия: бумага для записи, ручки, игрушки: кукла Барби, матрёшка, пирамидка, конструктор, Смешарик, пазлы и др.), мяч, обруч, кегли, скакалка, кукла, животное, набор посудки, набор с-р.игры «Доктор», мозаика, лото, домино и др.
Ход занятия:
— Добрый день, дорогие мамы и папы! Мы очень рады встрече с вами в «Семейном клубе». Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого ребёнка – игра.
Игрушка… Что значит она в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это: средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство? Игра и игрушка — специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Игрушка — тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого.
Уважаемы родители, ответьте на мой вопрос: Зачем же нужна игра? (ответы родителей). Игра — это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно — он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. («Море волнуется — раз море волнуется — два, море волнуется — три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непослушные дети).
Игра — школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игрушка всегда выполняла и психотерапевтическую функцию — помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой не выбрасывать.
Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.
Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки? Сейчас я предлагаю Вам над этим поразмышлять. Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть все плюсы и минусы предложенной игрушки. А затем мы коллегиально выясним полезность, бесполезность или вред данной игрушки (раздать игрушки).
— Так все-таки, какие игрушки нужны нашим детям?
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а следовательно — без игрушки. Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают: они целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно. Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно — и на развитии ребенка.
(Родителям предлагается совместно с педагогом разработать критерии выбора игрушки). Например:
Соответствие интересам самого ребенка.
(Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают — взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)
Возможность что-либо с ней делать — главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки).
Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).
Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия матрешки, пирамидки).
Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не допустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Игровое упражнение «Выбери игрушки»
Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:
социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда, «Доктор», «Парикмахерская» и др.).
интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.).
физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).
(Родители выбирают игрушки и озвучивают свой выбор).
— А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в опросе и попробовать разобраться в сложившихся ситуациях.
Экспресс-опрос для родителей:
• Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках Вы:
а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;
б) говорите ребенку, чтобы он вы брал более удачное место:
в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию;
• В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними Вы:
а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;
б) играете вместе с ним, придумав игровой сюжет;
в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.
• Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками. Вы:
а) останавливаете ребенка: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»;
б) спрашиваете что-то вроде «Во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться?»;
в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.
Минута благодарности: Наше занятие подошло к концу, Мы надеемся, что данная тема позволила Вам разобраться и понять, насколько важна игра в жизни каждого ребёнка. Я желаю Вам успехов в воспитании ваших детей! И готова ответить на ваши вопросы.
Список используемой литературы:
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта ДОУ России. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.