Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологда
Конспект урока для 1 класса
«История жилища. От пещеры до многоэтажного дома»
Подготовила и провела:
Воспитатель высше категории
Захарова И.С.
Г.Вологда
Программное содержание:
Познакомить детей с историей возникновения жилища человека и разными материалами, которые использовались для строительства домов;
Закрепить знания детей о строительных профессиях;
Обогащать и активизировать словарь по теме;
Упражнять в составлении простого распространенного предложения;
Упражнять в составлении сложносочиненного предложения с союзом а;
Закреплять навык согласования прилагательного с существительным;
Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –щик;
Упражнять в употреблении существительных в предложном падеже с предлогами в, на;
Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже с предлогом без;
Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве;
Развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Материал:
Макет пещеры и древних людей, «Река времени», иллюстрации для «реки времени»: пещера, деревянный дом, многоэтажный дом, дом будущего. Карта России, картинки: чум, иглу, деревянная изба, иллюстрации деревянного одноэтажного и каменного многоэтажного дома; детские рисунки своего дома с «зашифрованным адресом»; иллюстрации строителей без инструментов; иллюстрации этапов строительства дома, план дома будущего и материал для его исполнения.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре.
В: Дети, отгадайте загадку. Что это?
Течет, течет, не вытечет.
Бежит, бежит, не выбежит.
Д: Это река.
В: Как вы догадались, что это река?
Д: Вы сказали, что она течет, не вытечет, бежит, не выбежит.
Воспитатель: Что или кто еще может бежать или течь?
В: Ручеек может бежать и течь. Человек может бежать.
В: Скажите, время может бежать и течь?
Воспитатель: Время может бежать и течь.
Воспитатель: Время похоже на реку, оно не стоит на месте, оно может бежать и течь. Что еще может делать время?
Воспитатель: Время может идти, лететь, изменяться.
В: Сегодня мы с вами попробуем увидеть, как меняется время. Давайте отправимся в путешествие по «Реке Времени». Закроем глаза и произнесем волшебные слова.
Воспитатель вместе с детьми произносит слова:
Мчится времени река широка и глубока.
Речка, речка не спеши, нам про древность расскажи.
Открывайте глаза. Мы оказались в далеком прошлом – миллион лет тому назад. (Макет древнего жилища человека)
В древности люди еще не умели строить дома. Как вы думаете, где люди жили?
Д: Люди жили в пещерах.
В: Да. Первые люди были пещерными.
Воспитатель: Скажите, для чего нужен был костер в пещере?
Д: Для того, чтобы приготовить пищу, обогреться, защититься от диких животных, нужен был костер в пещере.
Воспитатель: В древние времена водились, какие животные?
Д: В древние времена водились. Мамонты, саблезубые тигры. Львы, медведи, антилопы, олени, зубры.
В: А вы знаете, как древние люди украшали свои жилища?
Д: Древние люди рисовали на стенах пещеры рисунки. (Выставляет картинки с древними рисунками).
(Воспитатель приклеивает к «Реке времени» схему первого жилья человека).
Воспитатель: Река времени текла дальше.
Мчится времени река широка и глубока.
Речка, речка, не спеши, нам о прошлом расскажи.
Прошли сотни лет, люди научились изготавливать инструменты и строить дома.
Пальчиковая гимнастика: (Чистякова Е.Б.)
Строим, строим, строим дом. Ударяем кулачком о кулачок.
Дом с высоким потолком, Поднимаем руки вверх, встаем на носочки.
С треугольной крышей. Показываем руками невысокую,
треугольную крышу.
Вот такой? Нет, выше. Показываем руками высокую,
треугольную крышу.
Окон в доме три и три. Выставляем по очереди по 3 пальца
на каждой руке.
Поскорей в них загляни. Ладошки у висков, имитируем
загядывание в окно.
Там увидишь печку, Изображаем руками печку.
На печке – человечка. Беремся за уши и дразнимся.
В: Люди строили дома из тех материалов, которые были в этой местности.
Как вы думаете, из чего строили дома люди, которые жили на крайнем севере? Воспитатель показывает на карте крайний север.
Д: Люди, которые жили на крайнем севере, строили дома из снега. Эти дома называли иглу. (Иллюстрация)
Воспитатель: Из чего строили дома люди, которые жили в тундре?
Д: Люди, которые жили в тундре, строили дома из шкур оленей. Это чумы. (Иллюстрация)
Воспитатель: Интересно, почему они не строили деревянные дома?
Д: В тундре не растут деревья.
В: Как вы думаете, люди, которые жили около леса, строили какие дома?
Д: Люди строили деревянные дома.
Воспитатель: А в Вологде строили, какие дома? (показать на карте Вологду)
Д: В Вологде строили деревянные дома.
Воспитатель читает стихотворение А. Романова.
Деревянным зодчеством область наша славится.
Вся в резьбе по дереву Вологда-красавица.
В деревянных кружевах на домах наличники.
Не уступит город наш красоте столичной.
Воспитатель: Как по-другому можно назвать деревянный дом?
Д: Бревенчатый дом.
Воспитатель: Назовите профессию человека, который строил деревянные дома?
Д: Плотник строил деревянные дома.
В: Отгадайте загадку: «Кланяется, кланяется, придет домой растянется».
Д: Это топор.
В: Среоспитательди многих старинных орудий труда особым уважением русского человека пользовался топор. И в пословицах об этом говорится. Давайте вспомним пословицы о топоре.
Плотника не шуба греет, а топор.
Топор – всему делу голова.
Плотник топором думает.
Без топора – не плотник, без иглы – не портной.
Воспитатель: Из каких бревен плотники рубили избу?
Д: Из еловых и сосновых бревен плотники рубили избу.
В: Дом сделан прочно без единой щелочки, он надежно сохраняет тепло.
(иллюстрация деревянной избы)
В: Долгое время дома строили только деревянные (воспитатель приклеивает к «Реке времени» изображение деревянного дома).
Но «Река времени» текла дальше.
Мчится времени река широка и глубока.
Речка, речка, не спеши, что же дальше, расскажи.
Прошли еще столетия и люди стали строить дома, используя другие материалы.
Физкультминутка (Т.Петухова)
Чтобы дом построить новый, соединяем все пальцы поочередно
Запасаем лес дубовый, с большими пальцами
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
Едут, едут самосвалы (имитируем поездку на машине)
Через горы, перевалы,
Чтоб доставить точно в срок
Для строительства песок.
Разгрузили аккуратно (имитируем движения разгрузки)
И поехали обратно. «Едем» в другую сторону
Кто-то машет из кабины. Машем
Кирпичи везут машины.
А строители умело принимаются за дело. Руки полочкой, меняем их
Изучая чертежи, быстро строят этажи. По очереди местами
Вот построен новый дом, руки вверх, встали на носочки
Дом ужасно важный. Руки на поясе, повороты влево, вправо
Сто окошек в доме том, руками показываем окно
Он многоэтажный.
В: Дома стали выглядеть совсем по-другому. Давайте, их сравним (выставляет картинки).
Д: Слева дом деревянный, а справа — кирпичный.
У дома слева крыша треугольная, а справа – кирпичная.
На крыше дома слева есть труба. А на крыше дома справа нет трубы.
Слева дом одноэтажный, а справа – многоэтажный.
Воспитатель выставляет рисунки детей с «зашифрованным» адресом.
В: Вы нарисовали красивые дома. Скажит, в каком доме и на, каком этаже вы живете?
Д: Я живу в кирпичном пятиэтажном доме на втором этаже.
Воспитатель: Алеша, скажи, в каком доме и на каком этаже живет Лена?
Д: Лена живет в кирпичном пятиэтажном доме на четвертом этаже.
В: читает отрывок стихотворения С. Баруздина.
На улице Садовой дом построен новый.
В нем столько новых окон! Считать – не сосчитать!
А крыша так высоко, что птицам не достать.
В доме 10 этажей. В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом? Дом, в котором мы живем?
Воспитатель: Давайте поиграем, я начну фразу, а вы закончите.
На бульдозере работает …(бульдозерист).
На экскаваторе работает …(экскаваторщик).
На кране работает … (крановщик).
Кровлю мастерит … (кровельщик).
Стекла вставляет … (стекольщик).
Как много строительных профессий вы назвали, послушайте меня внимательно и назовите среди слов то, которое не означает названия строительной профессии.
Каменщик, кровельщик, притворщик, стекольщик.
Д: Лишнее слово притворщик. Оно не обозначает названия профессии.
Воспитатель: Кто такой притворщик?
Д: Притворщик человек, который хитрит, обманывает.
Воспитатель: У каждого рабочего есть свой инструмент, посмотрите на картинки и скажите, кто из строителей, без какого инструмента.
Д: Маляр без кисти. Кровельщик без молотка, каменщик без мастерка, сварщик без сварочного аппарата.
В: Как же строился дом? (иллюстрации этапов строительства дома)
Дети по картинкам рассказывают этапы строительства.
Бульдозерист расчистил большую площадку.
Экскаваторщик вырыл глубокий котлован.
Крановщик поднимает тяжелые плиты.
Каменщик кладет высокую стену из кирпичей.
Кровельщик кроет черепичную крышу.
Плотник делает деревянные рамы и двери.
Маляр красит и оклеивает просторные комнаты.
(приклеить к «реке времени» многоэтажный дом)
В: Дети, кто такой архитектор?
Д: Архитектор – это художник-строитель. Он проектирует новые дома.
В: Архитекторы мечтают о домах будущего (показывает иллюстрации домов будущего).
Может быть, когда вы вырастите, то станете архитекторами и построите красивые дома, которые будут радовать людей. (Приклеить к Реке времени дом будущего).
Один архитектор прислал нам проект и предложил построить по нему дом. Рассматривают проект дома, распределяют работу.
Индивидуальная работа детей.
Выложить фундамент дома горохом.
Украсить фасад дома (обмазать пластилином)
Покрыть крышу дома фольгой.
Отделочные работы: «наклеить обои» (вырезать и наклеить геометрические фигуры, цветы, узоры).
Оформить стены на одном этаже приклеиванием палочек (спичек).
Изготовить окна аппликацией способом обрывания бумаги.
Сделать в цокольном этаже спортивный комплекс – выложить шерстяными нитками по контуру.
В: Дети, скажите, какой дом получился?
Д: Высокий, многоэтажный, удобный, современный, уютный, светлый, просторный, красивый дом.
В: Как вы думаете, почему он такой получился?
Д: Мы работали дружно, сообща, с любовью.
Использованная литература:
С. Баруздин «Кто построил этот дом».
Детская энциклопедия. Под /ред. Дж. Элиот и К. Кинг. – М.: «Росмен», 1994.
А. Плешаков «Мир вокруг нас»: Учебная хрестоматия к школьному курсу 1 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.