Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Центр развития ребенка детский сад №11 г. Добрянки» , Пермский край
Конспект урока для 1 класса
« Какие мы родители»
Составила воспитатель
Ошева Ольга Владимировна
Добрянка 2012
— Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу помощь и поддержку, на взаимопонимание. Уверена , что наше сотрудничество будет успешным. Сегодня мы с вами обсудим очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств наших детей, а также рассмотрим наши права и обязанности как родителей по отношению к детям.
Мы говорим о правах детей. И сейчас из «волшебного сундучка» вы будете доставать предметы, символизирующие права ребенка. Ваша задача – определить, о каком праве идет речь.
Свидетельство о рождении — Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
Конверт — О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
(Все предметы вывешиваются на магнитную доску)
— Нам не безразличны права наших детей. Они все провозглашены в Конвенции о правах ребенка, которая принята 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
Первоначальные сведения о своих правах ребенок получает в семье, затем к правовому воспитанию подключается государство.
Согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей. Именно родители отвечают за воспитание и образование детей, именно на родителях лежит ответственность за здоровье, духовное и нравственное развитие ребенка.
— Что же нужно сделать вам, родителям, чтобы воспитать достойного человека? ( предлагаю разделиться на группы по 3-5 человек , написать ответы и вместе обсудить)
Смотрите, как много мы должны дать своим детям. Мы же любим их.
— Я предлагаю вам сейчас разрешить следующие ситуации и в ходе их обсуждения мы выведем формулу любви к своему ребенку, чтобы воспитать его достойным человеком. Но хочу отметить, что воспитать такого человека мы можем только в семье, потому что ребенок имеет право на воспитание в семье.
Вы мама, у вас сын, вы отложили 1500 рублей на сапоги. Ваш сын пришел из школы и говорит о том, что ему надо сдать 200 рублей на завтраки, 1000 рублей ему нужны для того чтобы купить кроссовки, потому что его порвались, 300 — рублей на учебник.
— Как вы поступите в этой ситуации? ( ответы родителей по группам и обсуждение)
— Здесь мы делаем вывод, что мы должны идти на самопожертвование во имя счастья своих детей, так как не купи мы ему учебник, нарушим право на обучение, не купим обувь, — он будет ходить с промокшими ногами, а мы должны заботиться о сохранении его здоровья, потому что он на это имеет право. А значит, это наша ответственность.
— Работаем далее – составляем формулу любви.
Согласно Конвенции, мы, родители, должны ежедневно заботиться о детях.
— А в чем это должно проявляться? (Ответы родителей)
-Добавляем «ежедневная забота» в нашу формулу любви.
— А вот такое случается в вашей семье, когда дети чего-то боятся? А у ваших детей есть страхи? ( ответы родителей)
Детские страхи – это проблема многих семей, и разрешать ее надо своевременно.
— Как вы ведете себя в этой ситуации? (ответы родителей по группам)
Вот она – мудрость родительская. Это еще один компонент в нашей формуле.
Согласно Семейному кодексу, родители отвечают за психическое состояние ребенка.
А вот теперь ответьте на такие вопросы:
— Как вы проводите выходные? А что делает в это время ваш ребенок?
-Часто ли вы дарите своим детям праздник? Создаете ли для них яркие моменты жизни?
Ответы родителей.
— Вcе эти компоненты тоже входят в формулу родительской любви к своим детям, чтобы они выросли достойными, счастливыми людьми.
Формула родительской любви = самопожертвование +ежедневная забота + родительская мудрость + создание благоприятной радостной атмосферы в семье + ( компоненты вывешиваются на магнитную доску )
Каждый из вас может добавить что-то своё в эту открытую формулу.
Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за ребенка. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц:
Если вы родители – Ласкатели, Хвалители.
Если вы родители – Прощатели, Любители.
Если Разрешители, Купители, Дарители,
Тогда вы не родители, а просто Восхитители!
А если вы родители – Ворчатели, Сердители.
Если вы родители – Ругатели, Стыдители,
Гулять не отпускатели, Собакозапретители,
То знаете, родители, Вы просто – Крокодители.
В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка.
— Скажите, когда это нельзя делать?
Когда ребенок болен;
Во время приема пищи, после сна или перед сном, во время работы;
Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка)
Когда ребенок не справляется с любым недостатком, прилагая искренние старания;
Во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка родителям непонятны;
Когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам. Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах.
-Уважаемые, родители! Если бы мы сейчас на один миг стали детьми, то наверняка вспомнили бы, чего нам не хватало, и на что мы чаще всего обижались. И каждый ваш ребёнок, так же при общении с вами желает, что бы ему: не давали пустых обещаний, не придирались по пустякам, не читали нотаций, не выбирали друзей, а просто его любили. Предлагаю анонимно ответить на вопрос «Какие мы родители?» ( раздаю бумагу и ручки, родители отвечают на вопрос, звучит музыка), зачитываю несколько ответов. Сейчас я прочитаю вам ответы детей на вопрос
« Какие у тебя мама и папа?»( можно сделать видеосъёмку)
-Как видите, наши представления о себе, как о родителях, не всегда совпадают с детскими.
— А еще хочу предложить вашему вниманию немного шуточный тест, но как говорится, в каждой шутке есть доля истины. Какие мы родители, нам поможет понять тест.( раздаются листы с тестом, дается время для заполнения, звучит спокойная музыка)
Ключ к тесту
За каждый положительный ответ поставьте себе 2 очка, за ответ «иногда»- 1 и за отрицательный — 0.
Менее 6 очков.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков.
Вы хорошо справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Тесты раздаются родителям на листочках, ответить можно дома.
— Все, о чем мы сегодня с вами говорили, я попыталась обобщить в памятке «Для вас, родители». Эти рекомендации помогут вам защитить права ребенка.
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».
Если поддержка его окружает, в себе он уверенность приобретает. Щедро хвалите его, и тогда будет он жизнью доволен всегда. Будьте к нему справедливы, люди, и справедливым ребенок Ваш будет! Любите его таким , каков он есть, ему не нужны заигрывания и лесть, И он, как это свойственно детям, любовью горячей на это ответит!
— Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
Список использованной литературы
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4