Технологическая карта урока
1. Пешикова Наталья Михайловна
2. Предмет: окружающий мир
3. Класс: 1
4. Тема урока: Когда учиться интересно?
5. Место урока в теме: первый урок по разделу «Где и когда?»
Планируемые результаты, на формирование которых направлен урок.
Представление о результатах:
— предметные: анализирование и личностное принятие условий для успешной учебы и благоприятного климата в классе;
— метапредметные: формулирование учебной задачи, развитие умения принимать ее, сохранять и стремиться выполнить. Анализировать, делать выводы, т. е. осваивание логических УУД; развитие коммуникативных навыков;
— личностные: осмысливание необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в правилах совместного обучения, нормах поведения в школе.
Цели урока:
Познавательные: создать условия для формирования понятия «благоприятный климат в классе».
Развивающие: содействовать развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи; формировать умение сравнивать и классифицировать объекты; развивать коммуникативные навыки в учебной деятельности;
Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Технология: проблемное обучение
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организационный момент | Общая готовность к уроку | Проверка готовности | Самоконтроль готовности |
2 | Актуализация знаний | Выявить знания, необходимые для усвоения нового материала | Выбор способа проверки усвоения материала прошлых уроков | Формулировать вывод на вопрос учителя |
3 | Мотивация учебной деятельности | Сконцентрировать внимание детей на теме урока | Развитие речи, внимания, сообразительности | Понимание и сохранение заданной цели |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Привлечь внимание обучающихся к новым сведениям | Создание проблемной ситуации. Ведение проблемного диалога | Зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи; участвовать в проблемном диалоге |
5 | Динамическая пауза | Снять мышечную и эмоциональную усталость | Применение здоровьесберегаю щей технологии | Переключение внимания, двигательная активность |
6 | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений, решения задач | Выполнить упражнения по образцу | Организация обучающихся на самостоятельное выполнение упражнений | Самостоятельное выполнение упражнения; участие в диалоге |
7 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Развивать коммуникативные навыки при работе в парах | Создание проблемной ситуации | Проверка своих предположений о содержании. Решение проблемы. Принятие решения |
8 | Динамическая пауза | Снять мышечную и эмоциональную усталость | Применение здоровьесберегающей технологии | Переключение внимания, двигательная активность |
9 | Обобщение нового материала и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УДД | Использование нового содержания в условиях проектной деятельности | Организация подготовки обучающихся к созданию проекта | Показ презентаций; умение отвечать на вопросы |
10 | Рефлексия деятельности. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся | Подвести детей к выводу | Оценить свою работу; проверить, что узнали нового |
Проект урока по теме « Когда учиться интересно?»
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
I. Организационный момент На улице зимнее, холодное утро, а у нас в классе тепло и уютно. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьезную работу! — Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы во время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи! II. Актуализация знаний УУД в начале урока Подумайте и скажите, зачем нужно учиться в школе? | Самоконтроль готовности
Сформулировать выводы на вопросы учителя. |
|
III. Постановка цели урока в начале или в процессе урока. Мотивация учебной деятельности — Послушайте песню и попробуйте определить тему нашего урока. Кто готов? — Посмотрите и прочитайте запись на слайде. Вот на этот вопрос нам и предстоит ответить на уроке.
| Развитие речи, внимания, сообразительности | Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, чувство необходимости учения, развитие мотивов учения. Познавательное УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала — Вспомните, в каком месяце вы пришли в школу? Поднимите руку, кому нравится в школе? А что вам нравится в школе? Первоклассникам нужно было составить предложения со словом «школа». Вот что у них получилось (слайд 2). Митя написал: «Вся школа отмечала Новый год». Коля написал: «Наша школа высокая и кирпичная». – Кто из ребят справился с заданием, а кто не выполнил? Докажите вашу точку зрения. Правильно справились с заданием оба мальчика. У слова «школа»- есть несколько значений. Митя говорил о школе как о коллективе учеников, а Коля говорил о здании. – Попробуйте составить предложения со словом «класс» (ответы детей). — Послушайте стихотворение и скажите, в каком значении употребляется слово «класс». Каждый год звонок веселый Собирает вместе нас. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! Здравствуй, наш любимый класс! (как помещение). -Я надеюсь, что класс, в котором вы находитесь, за эти полгода тоже стал для вас любимым. Динамическая пауза Работа с учебником. – Откройте страницу 4. Рассмотрите рисунок, найдите на нем все предметы, благодаря которым процесс обучения становится интереснее (ответы детей). – Какие в нашем классе есть предметы, которые помогают нам учиться? — А как они нам помогают? | Развитие умения зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, участвовать в проблемном диалоге, рассуждать, выделять нужное, умение выразить свои чувства, мысли.
Снятие мышечной усталости. |
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД: анализ объекта с целью выделения существенных признаков. Регулятивные УУД: умение сохранять заданную цель, осуществлять действие по образцу. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование. |
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач — Посмотрите на страницу 5. Сравните фотографии. Что можете сказать о ребятах на фотографиях (дружные, уважают друг друга, не мешают друг другу, помогают) — Как общаются друг с другом? Но только тех предметов, которые нас окружают – мало. Если класс недружный, если к вам там плохо относятся и обижают, то сколько бы компьютеров не стояло в школе, желания туда идти не будет. Поднимите руки, а кто считает, что наш класс дружный? Докажите свою точку зрения.
| Самостоятельное выполнение упражнения; участие в диалоге. | Познавательные УУД: самостоятельная деятельность при решении проблем. Регулятивные УУД: осуществлять действия по образцу. Коммуникативные УУД: ориентация на партнера по общению. Потребность ребенка в общении со сверстниками, умение слушать и договариваться, доказывать собственное мнение.
|
VI. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Работа с карточками в паре. — У вас на парте конверты, достаньте карточки, рассмотрите их. Выберите те картинки, которые учат правильному поведению в школе. — Давайте проверим вашу работу. Посмотрите правильный ответ на доске. — А почему вы не взяли оставшиеся карточки? (ответы детей). Динамическая пауза.
| Проверка своих предположений о содержании. Решение проблемы. Принятие решения. | Коммуникативные УУД: ориентация на партнера по общению. Потребность ребенка в общении со сверстниками, умение слушать и договариваться, доказывать собственное мнение. Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность по результату.
|
VII. Обобщение усвоенного и включения его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД — А вот как вы общаетесь друг с другом, как отдыхаете на переменах и к кому обращаетесь за помощью мы узнаем из выступления ребят. Аня Никитенко расскажет нам об этом в своем стихотворении. — С кем, Аня, ты сочиняла стихотворение? Молодцы! Спасибо за выступление. — Полина Кондратюк приготовила свой проект в фотографиях. — Полина, кто тебе помогал в работе? Большое спасибо. — А сейчас посмотрим презентацию Исаева Артема и Кухта Глеба. – А к кому вы обращались за помощью при подготовке своей работы. — Спасибо! — Ну, а как учится наш одноклассник, мы узнаем из фильма, который приготовил Гапеевцев Вова с мамой. — Что больше всего тебе нравится в школе? Спасибо за хорошую работу! — Поднимите руки, кому понравился фильм? — Большое спасибо вам, ребята, за ваши проекты, за хорошую работу! | Показ презентаций, проектов; умение отвечать на вопросы. | Коммуникативные УУД: формирование эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Регулятивные УУД: умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
VIII. Рефлексия деятельности — Давайте вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока: — Прочитайте. Какие выводы вы можете сделать? Сравним свой вывод с выводом мудрой черепахи на стр. 5 (Слайд 4) Оцените свою работу кружочками. | Оценивать свою работу. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условия действия. Контроль и оценка процесса результативности. |
IX. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Выполнили ли мы нашу учебную работу? Вывод по кружкам. Урок окончен! Всем спасибо! | Проверить, что узнали нового. | Познавательные УУД: умение структурировать знания. |