МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Конспект урока для 1 класса
«Мамочка любимая»
(старшая группа)
Составитель:
Прокопенко Надежда Ивановна
воспитатель МДОУ детский сад
комбинированного вида №1
станица Ленинградская
Тема: Беседа «Мамочка любимая»
Программные задачи: раскрыть детям многогранный образ матери труженицы, общественницы. Учить детей непринужденному участию в беседе, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Познакомить с образом Божьей Матери – Богородицы и её сыном Иисусом Христом, вызвать чувство почитания. Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, развивать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.
Ход занятий:
В группе развешаны картины о женщинах – матерях разных профессий, икона Богородицы, фотографии мам с детьми.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о самом дорогом, самом близком, самом родном для нас человеке, о маме.
Мама — это первое слово, которое произносит малыш. Пока ребёнок маленький, мама и кормит и поит его и укачивает в колыбели, мама и пожалеет и приласкает и наставит на правильный путь. Она бывает строгой, потому что чувствует большую ответственность за сына или дочь, желает им добра. Мама – первый учитель, друг ребёнка, причём самый близкий и верный.
«Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребёнком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках»
(Звучит песня про маму в аудиозаписи.)
Воспитатель: Вы уже рассмотрели картины, размещённые на нашем стенде – это женщины – матери, женщины труженицы, а так же фотографии ваших мам, где они трудятся, играют, занимаются с вами. Но мне хочется обратить ваше внимание на вот эту икону. На ней изображена Богородица со своим сыном Иисусом Христом. Это Великая Мать Божья Мария – мать всех матерей.
Посмотрите, как нежно и бережно она держит своё дитя. Она задумчива и печальна, ведь она в ответе за это маленькое чудо. У многих из вас на груди есть нательный крест или иконка, и вы ласково называете – это Боженька. И вот эта святая женщина Богородица – мама этого Боженьки. Он заботится о нас, он думает о нас, он оберегает нас. Но не было бы Матери Божьей – не было бы и Бога.
С матери начинается род человеческий и матерью он продолжается. Мама – это самое святое в нашей жизни. Для мамы всегда хочется сделать что – то хорошее, доброе, хотя в повседневной суете не всегда это удаётся.
Ребята, а вы всегда бываете добрыми, ласковыми, послушными детьми?
Вы помогаете своим мамам?
(Ответы детей)
Предлагаю детям картинки для рассмотрения.
Воспитатель: посмотрите внимательно на картинки, подумайте и выберите то, чем можно порадовать маму.
(Дети выбирают подходящие картинки, и рассказывают, чем они хотели обрадовать свою маму: стирка кукольного белья, помощь папе в ремонте стула, подклейка порванной книжки, уход за рыбками в аквариуме, прогулка со щенком, забота о малыше, уборка игрушек и т. д.)
— Ребята, а почему некоторые картинки остались, лежать на столе и никто из вас не выбрал их?
(Ответы детей)
— Давайте рассмотрим их.
(Картинки выставляются на доске: разбросанные игрушки, грязные вещи, драка, грубое отношение к близким, капризы и т. д.)
Воспитатель: А что может случиться с мамой, если мы её будем огорчать?
Дети: Она может заболеть.
Воспитатель: А если вдруг мама заболеет, что мы будем делать?
Дети: заботиться о ней, жалеть, лечить.
Воспитатель: Хотите, я расскажу вам один секрет?
Что бы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.
Словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»
Воспитатель: А сейчас я хочу вам рассказать одно замечательное стихотворение про мамочку. Только я читаю первую строчку, а вторую читаете вы.
1. Кто пришёл ко мне с утра?
— Мамочка.
2. Кто сказал: «Вставать пора!»
— Мамочка.
3. Кашу кто успел сварить?
— Мамочка
4. Кто косички мне заплёл?
— Мамочка.
5. Целый дом один подмёл?
— Мамочка.
6. Кто цветов в саду нарвал?
— Мамочка.
7. Кто меня поцеловал?
— Мамочка.
8. Кто ребячий любит смех?
— Мамочка.
9. Кто на свете лучше всех?
— Мамочка.
Воспитатель: Ребята давай вспомним пословицы о маме:
Дети: «Лучше мамы друга не сыщешь», «Материнская ласка конца не знает», «При солнышке тепло, при матери добро»
Воспитатель: Да, мама, как солнышко, с ней тепло, радостно, весело.
Воспитать: Ребята, а случалось ли вам когда – нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму?
(Ответы детей)
— Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека – маму.
Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида»
«Я маму мою обидел,
Теперь никогда – никогда
Из дома мы вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу.
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи.
Я хлеба кусок найду
Возьму я палку покрепче
Уйду я, уйду в тайгу.
Я буду ходить по следу
В страшный – страшный мороз.
И через бурную реку
Буду я строить мост.
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой.
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний.
И вот пройдёт много лет,
И вот в самолёт реактивный
Мама возьмёт билет.
И в день моего рождения
Тот самолёт прилетит!
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит»
— В стихотворении нет конца. В нём не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет. Как вы думаете, простила его мама?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев – это весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает» Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая. Мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.
Что надо было сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся на -долго?
Дети: Попросить прощение.
Воспитатель: Какие слова можно сказать маме, когда просишь прощение?
Дети: Мамочка, любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся. И, конечно, пообещать исправиться.
Воспитатель: А сейчас встаньте, вспомните свою маму и послушайте – «Закрой глаза, прислушайся, ты услышишь мамин голос. Он живёт всегда в тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь с другими голосами. Став взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, руки.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. И всё, что ты видел, всё, что тебя окружало, начиналось с мамы»
Воспитатель: А сейчас, наши дети хотят рассказать о своих мамах.
1 ребёнок: У мамы не мало хлопот и забот,
Мы знаем, что часто она устаёт.
И маме любимой мы слово даём,
Что слушаться будем везде и во всём.
2 ребёнок: Улыбаюсь я, как мама
Так же хмурюсь я упрямо.
У меня такой же нос
И такой же цвет волос.
Ростом ниже я, но всё же
И глаза у нас похожи.
Ходим в ногу я и мама
«Так похожи» — говорят
Только мама ходит прямо
Я налево и направо
А ещё смотрю назад.
3 ребёнок: Спорить с вами не хочу,
Вы мне так поверьте,
Моя мама лучше всех.
Мама жарит пирожки,
Мама клеит маски
И рассказывает мне
Каждый вечер сказки.
А ещё известна ей песня «Баю – бай»
Мама только запоёт
Сразу засыпаю.
Воспитатель: Мама – самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе. Давайте нарисуем портрет своих мам и подарим им.
(Звучит подборка песен о маме, дети рисуют.)
Литература
1. « Детская Библия» Борислав Арапович и Вера Маттелмяки.
2. « Тематические дни и недели в детском саду» Е.А. Алябьева
3. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва «Просвещение»1983 г.
4.« Закон Божий для самых маленьких» По Благославению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси Алексия 2.
5.Художественная литература: С. Островский «Есть в природе знак святой и вещий…», Ю.Яковлев «Мама», Э.Мошковская «Обида».