Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46 «Калинка» комбинированного вида»
Конспект урока для 1 класса
«Наш дом и всё что в нём»
подготовила воспитатель
Пономарева
Татьяна Александровна
Северодвинск 2013
Игровая обучающая ситуация с детьми средней группы
«Наш дом и всё что в нём»
Цель занятия: Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица город).
Программные задачи:
Учить детей проводить сравнение между архитектурными строениями разного типа.
Учить детей образовывать качественные прилагательные от существительных и числительных.
Обогащать и активизировать словарь детей качественными прилагательными, глагольной лексикой.
Развивать логическое мышление, умение проводить причинно-следственные связи.
Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с наклейками.
Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок.
Предварительная работа: экскурсия по близлежащим улицам, дидактическая игра «Из чего сделано?», рассматривание иллюстраций, беседа на тему: «Где ты живешь?».
Материал к занятию: макеты деревянного дома, макеты 5-этажного, 9-этажногодомов, иллюстрации о лошадях, иллюстрации о деревенских улицах, алгоритм составления описательного рассказа о доме, сказка на фланелеграфе «Теремок», иллюстрации из д/и «Где чей дом?», «Хорошо-плохо».
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие?
Дети. На машине, на самолете, на корабле.
Воспитатель. На машине надо (дети договаривают)– ехать, на самолете – лететь, в лодке, на корабле – плыть.
Воспитатель. А мы с вами не полетим, не поедем, не поплывем, а поскачем. Как можно скакать?
Дети. На одной ножке, на скакалке (показывают).
Воспитатель. На коне (показываю деревянного коня), на лошадях.
Воспитатель. Раньше, когда не было машин, все ездили на лошадях (выставляю иллюстрации и комментирую их): на коне верхом, на телеге, в карете. Лошадей запрягали в пары, в тройки, чтобы быстрее доехать можно было.
(Обращаю внимание детей на иллюстрации о деревне).
Воспитатель. Посмотрите, куда мы с вами попали. В старинную деревню, слободу. А какие здесь интересные дома (рассматриваем пособие, звучит музыка К. Черницкого «Речка» в исполнении ансамбля «Северные напевы»).
Воспитатель. Из чего построены дома?
Дети. Из дерева, бревен.
Воспитатель. Если дома сделаны из дерева, значит, они деревянные (прошу повторить хором слово «деревянные»).
Воспитатель. Скажите, дети, а вы в таком доме живете? А ты в каком?
Дети. В большом доме, красивом.
Воспитатель. Сколько этажей в вашем доме?
Дети. Много этажей.
Воспитатель. А если в доме много этажей, то он называется многоэтажный. Дети повторяют хором и индивидуально прилагательное «многоэтажный». Воспитатель. Вот у нас макеты домов. Сколько этажей в этом доме?
Дети. Пять этажей.
Воспитатель. Я предлагаю взять фишку и поставить около этого дома (макета) тем детям, в чьем доме 5 этажей.
Воспитатель. Это макет дома, в котором 9 этажей. А теперь возьмите фишку те дети, кто живет в доме, в котором 9 этажей.
Дети выполняют, стоят около своих макетов.
Воспитатель. Если в доме 5 этажей, его называют пятиэтажный (повторяют хором сложное прилагательное), если в доме 9 этажей, его называют девятиэтажный (повторяют). Я тоже живу в 5-этажном доме (ставлю фишку).
Воспитатель. Посмотрите, эти дети не взяли фишек. Сколько этажей в твоем доме?
Дети. Двенадцать этажей.
Воспитатель. Такие дома называются высотными домами, 12-этажными. Мы будем работать и сделаем макет вашего дома.
Воспитатель. В нашем городе много красивых многоэтажных домов. А как называется наш город?
Дети. Наш город — Северодвинск.
Воспитатель. Дома у нас разные. Если дома построены из кирпича, как их можно назвать?
Дети. Кирпичные.
Воспитатель. А если из дерева – деревянные. Многие дома в нашем городе строили из блоков, целыми комнатами. Они называются блочными (индивидуальные и хоровые ответы), или бетонными (индивидуальные и хоровые ответы; выставляется иллюстрация).
Воспитатель. А кому еще нужен дом?
Дети. Людям, животным, птицам.
Показываю иллюстрации из дидактической игры «Где чей дом?».
Цель игры: учить детей называть место обитания животных.
Воспитатель. Дом птицы (дети договаривают) – гнездо, у мышки – норка, у белки – дупло, у медведя – берлога.
Воспитатель. Где живут домашние животные? Собака – в конуре, лошадь – в конюшне, корова – в коровнике. А кошка где живет? (кошка живет дома, в квартире, в подвале).
Воспитатель. А сказочные дома могут быть?
Дети. Да, могут.
Воспитатель. Как назовем дом, в котором живет принцесса?
Дети. Замок, дворец.
Воспитатель. Как называется дом Бабы Яги?
Дети. Избушка на курьих ножках.
Воспитатель. Дом царя?
Дети. Дворец.
Воспитатель. А в каком доме живут герои этой сказки? (выставляю на фланелеграф героев сказки «Теремок»).
Дети. Они живут в теремке.
Воспитатель. А человек может в таком доме жить? Почему?
Дети. Люди не поместятся в такой домик, там тесно и т.п.
Воспитатель. У каждого свой дом. И все дома разные.
Воспитатель. А кто строит дома?
Дети. Строители.
Воспитатель выставляет иллюстрацию.
Воспитатель. Давайте и мы с «вами построим дом» (выполняется пальчиковая гимнастика):
Тук-тук-тук!Тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг
(ударяют, чередую кулачок о кулачок).
Мы построим новый дом,
(ставят рядом ладошки – «стены»),
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше
(складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей»).
Есть труба вверху на крыше
(мизинец отставляют в сторону – труба).
Дом готов зовем гостей:
«Приходите поскорей!»
(Делают приглашающий жест рукой).
Воспитатель обращает внимание на алгоритм описательного рассказа о доме.
Воспитатель. О чем мы сегодня больше всего говорим?
Дети. О домах.
Воспитатель. Из какого они материала сделаны?
Дети. Из дерева, из кирпичей, из блоков.
Воспитатель. Назовите, какие это дома?
Дети. Деревянные, кирпичные, блочные.
Воспитатель. Сколько этажей в доме?
Дети. Пять этажей, девять этажей, много этажей.
Воспитатель. В каждом доме есть крыша.
Воспитатель. В доме много подъездов, около каждого подъезда есть лестница. Лестницы идут и к каждому этажу.
Воспитатель. В доме много окон.
Воспитатель. Кто живет в доме?
Дети. Люди.
Воспитатель. Наш дом не только многоэтажный, но и многоквартирный, и в каждой квартире живут люди.
Воспитатель. Приятно побывать в том доме, где чистота и порядок, все соседи, встречаясь, улыбаются друг другу и говорят «здравствуйте».
Воспитатель. Дети, скажите, все ли жители вашего дома соблюдают чистоту и порядок в подъезде? Как они это делают?
Дети. У нас чистят подъезд, не мусорят, не курят.
Воспитатель. И совсем не хочется бывать там, где испачканы стены, мусор на лестнице (выставляю иллюстрации). Скажите, что здесь сделано плохо?
Дети. Тут грязно, мусор лежит, не подмели пол.
Воспитатель. Как можно исправить?
Дети. Надо убрать мусор, подмести пол, ступеньки.
Вывод воспитателя: нельзя раскидывать мусор, нужно бережно относиться ко всему, что сделано для красоты и уюта.
Воспитатель. А чтобы около наших домов было красиво, надо посадить цветы на клумбах.
Дети с помощью наклеек с изображением цветов заполняют клумбы на заранее нарисованную малышами улицу.
Воспитатель. Посмотрите. Вам нравится?
Дети. Да, нравится.
Воспитатель. А что еще понравилось?
Дети. Понравилось скакать как на лошадке, цветы приклеивать, зарядку для пальчиков делать и т.п.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться. Давайте проскачем на одной ножке и окажемся в родном садике (дети прыгают).
Занятие окончено.
Литература:
Дикие животные и их детеныши. Демонстрационный материал для фронтальных занятий, М.: Книголюб, 2008.
Жилище. Демонстрационный материал для фронтальных занятий, М.: Книголюб, 2008.
Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» — образовательная программа Школа 2100. – М.: Баласс, 2008.