Конспект урока для 1 класса «Обучение грамоте»

План-конспект урока по чтению (Обучение грамоте).


Предмет: Обучение грамоте.

Класс: 1


Тема урока: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Московский Кремль.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Цели:

— формируем умение понимать роль мягкого знака в русском языке;

— формируем умение использовать на письме ь;

— формируем умение анализировать текст;


Оборудование:

слайдовая презентация по теме;

рисунки с изображениями оленя, лося, лани;

рисунки с изображениями Кремля ,Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;


п/п

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД на каждом уроке


1.

Актуализация знаний.

1. Формулирование темы урока.

Живет в любимом «Букваре» известный фокусник.

Мягкий голос,

Мягкий шаг.

Это буква …мягкий знак. (показ ь)

-А кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Откройте книги и найдите букву ь.

-На что похожа буква ь?

(Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась .)

3.- Рассмотрите весь разворот учебника. Составьте план урока.

(Составление плана урока)

План (примерный)

1.Знакомство с ь.

2.Чтение слогов и слов.

3.Чтение предложений и текстов.

-Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность).

Познавательные УУД:

1)формируем умение ориентироваться на развороте учебника.


Коммуникативные УУД: формируем

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

Регулятивные


УУД:формируем умение прогнозировать предстоящую работу(составлять план).


II.


Постановка учебной проблемы.

Открытие нового знания.


1.Работа в « Букваре» (с.152)..

1)Чтение буквосочетаний-букв согласных с ь в столбиках. Наблюдение за произношением.

ль бь зь

мь вь сь

рь дь пь

нь ть


Подчеркните мягкий знак, укажите стрелкой направление от мягкого знака к предшествующей букве согласного. Поставьте точ­ку соответствующего цвета. (Согласный обозначаем точкой зелёного цвета, к точке от мягкого знака идёт стрелка.)

-Что заметили?

Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласного звука на письме;


2) -Мягкий знак настоящий фокусник. Почему?

— Давайте прочитаем пары слов.(1 столбик самостоятельно).

мол- моль

угол- уголь

был- быль

пыл- пыль

кон-конь

— Какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.

-Изменился ли смысл и звучание слова? (Беседа о лексическом значении слов каждой пары. Графическое обозначение.)

Мол- насыпь, оградительное сооружение.

Угол-геометрическая фигура,образованная двумя лучами,выходящими из одной точки;

Кон-очерченное место,куда надо попадать при какой-нибудь игре(в городки,бабки);

Пыл-сильный жар,пламя.

-Подсчитайте количество букв и звуков в каждой паре слов.

-Какой вывод сделали?

(Во втором слове каждой пары звуков меньше, чем букв, так как ь не обозначает звука.)



Познавательные УУД:

1)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

2)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;


Коммуникативные УУД: формируем

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;





























III.

Применение нового знания.

  1. Чтение слов .

а) Чтение слов 2 столбика.

Гусь лень олень лань лось

-Самостоятельно прочитайте слова.

-Что заметили?

-Назовите мягкий согласный в конце слов.

-Что указывает на мягкость? (ь)

(Графическое обозначение).

б) -Объясните значение слова лань. (Животное, похожее на оленя).

-Какие слова отличаются только одним звуком.?

-Просмотрите слова еще раз. В какой части слова находится мягкий знак?

-Какое умение формировали? (Умение работать с информацией).

в)Чтение 3-го столбика слов. (Самостоятельное чтение.)

Кремль

Красная площадь

колокольня

церковь

собор

-В каком слове ь спрятался в середине?

-Какую работу он выполняет? А в каких еще словах встречается мягкий знак?

-Значение всех слов вам понятно?

-Прочитайте слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор).

— Чем отличаются эти слова? (Собор –главная и большая церковь в городе).

-Кто чаще всего ходит в церковь? (Православные)

-Объясните значение слова колокольня? (Башня с колоколом на здании церкви).

-Обьясните значение слова Кремль. (Городская крепость в старинных русских городах).

-Какие слова написаны с большой буквы?

-Почему?

— В каких городах России есть Кремль? ( Москве, Казани, Пскове, Коломне).

-Почему площадь называют Красной? (Это значит красивая).

-В каком городе она находится ? Об этом узнаем в рассказе.

-Сделайте предположение, о чем будет текст?

-А кто из вас ребята был в Москве?

-Что вам понравилось?


-Сейчас я взмахну волшебной палочкой и, и мы перенесемся на много-много лет назад, в древнюю Москву …Хотите?

(Видеоклип «История строительства Кремля».

3. Работа с текстом «Московский Кремль».

а) Самостоятельное чтение.

б) Повторное чтение с комментированием.

Московский Кремль.

Каждый день сотни людей приходят на экскурсию в Москов­ский Кремль. (А кто эти люди?)

Кремль – исторический центр Москвы. Более восьмисот лет на­зад вся Москва находилась в стенах Кремля. А сами стены были из толстых дубовых брёвен. (А сейчас из какого материала построен Кремль?) Потом стены построили из белого камня, и стала Москва зваться белокаменной. Кремль, который мы знаем, построен почти пятьсот лет на­зад. Московский Кремль имеет двадцать башен. Самая старая из них – Тайницкая, самая красивая – Спасская. (Что находится на Спасской башне? Бой башенных часов –курантов по радио слышат каждый день люди всего мира).

В Кремле стоят Царь-пушка и Царь-колокол. (Найдите их изображения на страницах «Букваря».)

Красная площадь – часть Кремля. Название это появилось четыре века назад. Красная означает «красивая». Это был большой торговый центр. Здесь собирался народ, чита­лись царские указы. Сколько людей и событий видела Красная площадь!

Московский Кремль, Красная площадь – это наша история. Они дороги каждому жителю России.

в) Задания и вопросы после чтения.

— А зачем ученикам из разных городов нашей страны текст про Московский Кремль?

-Кто запомнил, что означает слово Кремль? (Городская крепость в старинных русских городах.)

-Из чего были сделаны стены Кремля?

-Как назвали потом Москву? Почему?( Стены построили из белого камня, и стали звать Москву белокаменной.)

-Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая) Интересное название :сравните со словом тайна. (Башня имела тайник-колодец. Этот тайник и дал название башне).

-Какая башня самая красивая?

-Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?

4. (Рассказ учителя о Царь- пушке).

Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне.

а) Задания и вопросы после чтения.

— Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

— Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история).

-Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать слайды с изображением памятных исторических мест , а вы –комментировать их содержание.

(Слайды с изображением Спасской площади, колокольни Ивана Великого, Успенского собора )

-Кремль – это еще не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях.

-Какие улицы Москвы вы знаете? А как появились улицы? Об этом вы узнаете , прочитав ткст «Имена Московских улиц».

5. Работа с текстом «Имена Московских улиц».

(Лексическое значения слов: ремесленники, гончар.)

-Перечислите улицы, которые запомнили из текста. Подчеркните названия улиц.

-Как называется главная улица Москвы?

-Какие улицы Москвы сохранили красивые старые названия?

-Что мы сейчас делалаи? (Читали текст). Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью).


Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций;


Коммуникативные УУД: 1)формируем

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

2)формируем умение слушать и понимать других;


Регулятивные УУД:

1)формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;


Личностные УУД:

1)формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Духовно-нравственное воспитание:

1)воспитание нравственного чувства,этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

2)гражданско-патриотическое воспитание;


1V.

Итог урока

Что нового узнали?

— Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали?

-Что у вас получилось больше всего?

-В чес испытывали затруднения?

-Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?


V.

Домашнее задание (по желанию).

Подготовить рассказ о названиях улиц нашего города или московских улиц.








Андреева Ольга Николаевна _______________

Свежие документы:  Классный час на тему "если хочешь быть здоров"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: