План-конспект урока по чтению (Обучение грамоте).
Предмет: Обучение грамоте.
Класс: 1
Тема урока: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Московский Кремль.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
— формируем умение понимать роль мягкого знака в русском языке;
— формируем умение использовать на письме ь;
— формируем умение анализировать текст;
Оборудование:
слайдовая презентация по теме;
рисунки с изображениями оленя, лося, лани;
рисунки с изображениями Кремля ,Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;
Этапы урока | Ход урока | Формируемые УУД на каждом уроке
| |
1. | Актуализация знаний. | 1. Формулирование темы урока. –Живет в любимом «Букваре» известный фокусник. Мягкий голос, Мягкий шаг. Это буква …мягкий знак. (показ ь) -А кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? -Откройте книги и найдите букву ь. -На что похожа буква ь? (Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась .) 3.- Рассмотрите весь разворот учебника. Составьте план урока. (Составление плана урока) План (примерный) 1.Знакомство с ь. 2.Чтение слогов и слов. 3.Чтение предложений и текстов. -Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность). | Познавательные УУД: 1)формируем умение ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные
УУД:формируем умение прогнозировать предстоящую работу(составлять план). |
II. |
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. |
1.Работа в « Букваре» (с.152).. 1)Чтение буквосочетаний-букв согласных с ь в столбиках. Наблюдение за произношением. ль бь зь мь вь сь рь дь пь нь ть — Подчеркните мягкий знак, укажите стрелкой направление от мягкого знака к предшествующей букве согласного. Поставьте точку соответствующего цвета. (Согласный обозначаем точкой зелёного цвета, к точке от мягкого знака идёт стрелка.) -Что заметили? Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласного звука на письме;
2) -Мягкий знак настоящий фокусник. Почему? — Давайте прочитаем пары слов.(1 столбик самостоятельно). мол- моль угол- уголь был- быль пыл- пыль кон-конь — Какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий. -Изменился ли смысл и звучание слова? (Беседа о лексическом значении слов каждой пары. Графическое обозначение.) Мол- насыпь, оградительное сооружение. Угол-геометрическая фигура,образованная двумя лучами,выходящими из одной точки; Кон-очерченное место,куда надо попадать при какой-нибудь игре(в городки,бабки); Пыл-сильный жар,пламя. -Подсчитайте количество букв и звуков в каждой паре слов. -Какой вывод сделали? (Во втором слове каждой пары звуков меньше, чем букв, так как ь не обозначает звука.)
|
Познавательные УУД: 1)формируем умение представлять информацию в виде схемы; 2)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
|
III. | Применение нового знания. |
а) Чтение слов 2 столбика. Гусь лень олень лань лось -Самостоятельно прочитайте слова. -Что заметили? -Назовите мягкий согласный в конце слов. -Что указывает на мягкость? (ь) (Графическое обозначение). б) -Объясните значение слова лань. (Животное, похожее на оленя). -Какие слова отличаются только одним звуком.? -Просмотрите слова еще раз. В какой части слова находится мягкий знак? -Какое умение формировали? (Умение работать с информацией). в)Чтение 3-го столбика слов. (Самостоятельное чтение.) Кремль Красная площадь колокольня церковь собор -В каком слове ь спрятался в середине? -Какую работу он выполняет? А в каких еще словах встречается мягкий знак? -Значение всех слов вам понятно? -Прочитайте слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор). — Чем отличаются эти слова? (Собор –главная и большая церковь в городе). -Кто чаще всего ходит в церковь? (Православные) -Объясните значение слова колокольня? (Башня с колоколом на здании церкви). -Обьясните значение слова Кремль. (Городская крепость в старинных русских городах). -Какие слова написаны с большой буквы? -Почему? — В каких городах России есть Кремль? ( Москве, Казани, Пскове, Коломне). -Почему площадь называют Красной? (Это значит красивая). -В каком городе она находится ? Об этом узнаем в рассказе. -Сделайте предположение, о чем будет текст? -А кто из вас ребята был в Москве? -Что вам понравилось?
-Сейчас я взмахну волшебной палочкой и, и мы перенесемся на много-много лет назад, в древнюю Москву …Хотите? (Видеоклип «История строительства Кремля». 3. Работа с текстом «Московский Кремль». а) Самостоятельное чтение. б) Повторное чтение с комментированием. Московский Кремль. Каждый день сотни людей приходят на экскурсию в Московский Кремль. (А кто эти люди?) Кремль – исторический центр Москвы. Более восьмисот лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля. А сами стены были из толстых дубовых брёвен. (А сейчас из какого материала построен Кремль?) Потом стены построили из белого камня, и стала Москва зваться белокаменной. Кремль, который мы знаем, построен почти пятьсот лет назад. Московский Кремль имеет двадцать башен. Самая старая из них – Тайницкая, самая красивая – Спасская. (Что находится на Спасской башне? Бой башенных часов –курантов по радио слышат каждый день люди всего мира). В Кремле стоят Царь-пушка и Царь-колокол. (Найдите их изображения на страницах «Букваря».) Красная площадь – часть Кремля. Название это появилось четыре века назад. Красная означает «красивая». Это был большой торговый центр. Здесь собирался народ, читались царские указы. Сколько людей и событий видела Красная площадь! Московский Кремль, Красная площадь – это наша история. Они дороги каждому жителю России. в) Задания и вопросы после чтения. — А зачем ученикам из разных городов нашей страны текст про Московский Кремль? -Кто запомнил, что означает слово Кремль? (Городская крепость в старинных русских городах.) -Из чего были сделаны стены Кремля? -Как назвали потом Москву? Почему?( Стены построили из белого камня, и стали звать Москву белокаменной.) -Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая) Интересное название :сравните со словом тайна. (Башня имела тайник-колодец. Этот тайник и дал название башне). -Какая башня самая красивая? -Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка? 4. (Рассказ учителя о Царь- пушке). Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне. а) Задания и вопросы после чтения. — Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля? — Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история). -Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать слайды с изображением памятных исторических мест , а вы –комментировать их содержание. (Слайды с изображением Спасской площади, колокольни Ивана Великого, Успенского собора ) -Кремль – это еще не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях. -Какие улицы Москвы вы знаете? А как появились улицы? Об этом вы узнаете , прочитав ткст «Имена Московских улиц». 5. Работа с текстом «Имена Московских улиц». (Лексическое значения слов: ремесленники, гончар.) -Перечислите улицы, которые запомнили из текста. Подчеркните названия улиц. -Как называется главная улица Москвы? -Какие улицы Москвы сохранили красивые старые названия? -Что мы сейчас делалаи? (Читали текст). Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью).
| Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций;
Коммуникативные УУД: 1)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 2)формируем умение слушать и понимать других;
Регулятивные УУД: 1)формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
Личностные УУД: 1)формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; 2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Духовно-нравственное воспитание: 1)воспитание нравственного чувства,этического сознания и готовности совершать позитивные поступки; 2)гражданско-патриотическое воспитание;
|
1V. | Итог урока | Что нового узнали? — Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали? -Что у вас получилось больше всего? -В чес испытывали затруднения? -Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? |
|
V. | Домашнее задание (по желанию). | Подготовить рассказ о названиях улиц нашего города или московских улиц. |
|
Андреева Ольга Николаевна _______________