Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики.
Конспект урока для 1 класса
«Помощь Лунтику»
подготовила
воспитатель
Борзова Альбина Юрьевна
г. Чебоксары
2014
Образовательные задачи:
— Упражнять детей в умении составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 по картине.
— Учить детей давать полные, распространенные ответы на вопросы воспитателя.
— Закреплять умение сравнивать группы предметов с цифрой.
— Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги относительно себя.
— Закреплять умение составлять и читать карту.
— Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из 2х меньших чисел.
— Закрепить счет до 10.
Развивающие задачи:
— Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
— Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
— Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
— Воспитывать интерес к математическим занятиям.
— Помочь детям сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле.
— Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание помочь попавшим в беду
Демонстрационный материал:
Портрет грустного и веселого Лунтика в мультимедийной презентации.
Звуковое письмо от Лунтика (аудиозапись)
Раздаточный материал:
Объемные геометрические фигуры разного цвета, формы и размера толщины (блоки Дьенеша);обруч желтого и синего цветов; лист бумаги с нарисованными домиками для закрепления знаний о составе чисел в приделах 10; картины для составления задач; лист бумаги с цифрами и с нарисованными картинами моря, горы, леса; простые карандаши.
Предварительная работа:
— подготовка разрезной картины — космического корабля; подготовка раздаточного и демонстрационного материала.
Методические приемы:
-сюрпризный момент-письмо от Лунтика в аудиозаписи;
— изображение грустного и веселого Лунтика в Power Point;
— дидактическая игра « Карта» (ориентировка на листе бумаги);
— дидактическая игра « Составь и реши задачу по картине»;
— игра « Составь пары»;
— дидактическая игра «Собери космическую ракету»;
— дидактическая игра « Засели соседей».
Ход специально организованной непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются с гостьями.
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад принесли письмо, оно адресовано детям нашей группы «Золотой ключик». Как вы думаете, кто мог написать нам письмо?
Дети: Незнайка, Буратино и т.д.
Воспитатель: Я предлагаю открыть письмо и узнать автора письма (дети сами открывают письмо). Тут флэшка, видимо это не простое, а звуковое письмо. Давайте вставим её в компьютер и послушаем. (Дети с воспитателем идут к компьютеру, вставляют флэшку, на экране появляется Лунтик.
Лунтик: Дорогие дети! Меня зовут Лунтик. Я живу на планете под названием Луна. Все жители на нашей планете перемещаются на космических кораблях. Недавно у меня произошла большая беда – от короткого замыкания взорвался мой корабль и все обломки (осколки) полетели на вашу планету Земля. Они упали на леса, горы, моря. Я вас очень прошу найти на Земле эти обломки, собрать снова мой корабль. Я знаю, что вы справитесь с моей просьбой. Я присылаю вам карту: соедините последовательно цифры и у вас получится карта. Заранее благодарю.
Воспитатель: Поможем, ребята?
Дети: Да
Дидактическая игра «Соедини последовательно цифры»
Дидактическая цель: закрепление количественного счета в пределах 4.
Содержание игры: На листе бумаги написаны цифры от 1 до 4. Дети последовательно должны соединять цифры.
Воспитатель: Тогда садитесь за столы и соедините цифры и получите карту.
(дети садятся за стол, соединяют цифры и получают карту). А теперь давайте сравним ваши карты, одинаковы ли они. Все одинаковы. Я предлагаю взять только одну карту, вы согласны.
Воспитатель: Куда же мы должны отправиться сначала, как вы думаете.
Дети: Сначала надо идти к лесу. Для этого нам надо сделать 5 шагов прямо.
Воспитатель: Почему так думаете?
Дети: На карте показано направления движения и сколько шагов нужно сделать.
Воспитатель: Я с вами согласна. Тогда в путь?
Дети: Да.
(Дети с воспитателем идут к лесу. По карте до леса 5 шагов. Дети считают и доходят до леса)
Воспитатель: Где же обломки?
Дети: Вот они. Только там какое-то послание.
Воспитатель: (Читает послание) «Обломки вы можете взять только тогда, когда покажете, как вы дружим с цифрами. На столе лежать карточки с цифрами, берите, пожалуйста, по одной цифре. Те, у которых на карточке цифра 4 и больше него, встаньте справа от воспитателя, а те, у кого цифры меньше 4 — слева. А затем воспитатель будет показывать цифру, а вы должны образовывать пары из своих цифр, чтобы в сумме получилась цифра показанная ею». Попробуем ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Цифра 7. Образуйте пары. (Дети образовывают пары). Давайте проверим, как вы получили число 7.
Дети: 1+6, 2+5, 3+4.
Воспитатель: Как вы думаете, справились мы с заданием? Можем забрать обломки и отправиться дальше?
Дети: Да, справились. (Дети берут обломки и кладут в рюкзак.).
Воспитатель: Куда же ведет сейчас карта?
Дети: Карта ведет в горы, до которого 4 шага влево, 2 шага вправо. (Дети, считая шаги, доходят до горы, где лежат обломки корабля и письмо).
Воспитатель: Опять какое-то послание. Возьмите письмо и прочитаем. (Читает)
«Для того, чтобы получить обломки вам нужно показать, как вы умеем составлять и решать задачи по картинам». Попробуем ребята?
Дети: Да. (Дети достают задачи-картины, составляют задачи и решают).
ЗАДАНИЕ «Составь по картине задачу и реши его»
Дидактическая цель: упражнять детей в составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе.
Содержание игры: детям раздается картины, по которым они составляют задачи. Составленные задачи решаются самими детьми.
Воспитатель: Как вы думаете, справились мы с заданием? Можем забрать обломки и отправиться в путь дальше?.
Дети: Да, мы правильно составили и решили задачи. Значит, можно взять обломки корабля.
Воспитатель: Отправимся дальше? Куда же ведет сейчас карта?
Дети: Карта ведет к морю. Для этого надо сделать 1 шаг вперед, 3 – влево. (Считая, дети доходят до моря, где лежат обломки корабля и письмо)
Воспитатель: И тут какое-то задание для вас.
Дидактическая игра «Посели соседей в домик»
Дидактическая цель: упражнять детей в составлении числа из двух меньших в пределах 10.
Содержание игры: На столе у детей лежат листочки, на них нарисованы домики. В каждом домике живет какое-то число. В окошка дети должны записывать числа-соседей так, чтобы слева от центрального числа было предыдущее, а справа — последующее.»
Воспитатель: (Читает). «Выполните, пожалуйста, задание «Посели соседей в домик». На столе у вас лежат листочки с заданиями, на них нарисованы домики. В каждом домике живет какое-то число. Заселите домики числами-соседями, так чтобы слева от центрального числа было предыдущее, а справа — последующее.»
(Дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют вместе).
Воспитатель: Как вы думаете, справились мы с заданием? Можем забрать обломки и отправиться в путь дальше?
Дети: Да. Мы можем взять с собой и эти обломки.
Воспитатель: Куда же нам дальше путь держать? Посмотрите, пожалуйста, на карту.
Дети: Карта ведет на цветочный луг, до которого 3 шага прямо и 3 влево. (Считая доходят до цветочного луга , где лежат обломки корабля и письмо)
Воспитатель: И тут какое-то задание для нас.
ЗАДАНИЕ «Группируй блоки»
Цель: упражнять детей в классификации объемных блоков Дьенеша по трем признакам: цвету, форме, толщине; развивать ориентировку в пространстве.
Содержание игры: Перед детьми лежат объемные блоки Дьенеша. Дети определяют какие они по цвету (форме, толщине)? Рядом лежат два обруча: желтый и синий. В жёлтый обруч нужно положить только синие толстые четырёхугольники, в розовый обруч – все маленькие красные треугольники, а в образовавшийся розово-жёлтый круг положите жёлтые большие круги»
Воспитатель: (Читает). «Перед вами лежат объемные блоки Дьенеша. Какие они по цвету (форме, толщине)? Рядом лежат два обруча: желтый и синий. В жёлтый обруч положите только синие толстые четырёхугольники, в розовый обруч – все маленькие красные треугольники, а в образовавшийся розово-жёлтый круг положите жёлтые большие круги. И, как только выполните задание, получите обломки».
Воспитатель: Как вы думаете, справились мы с заданием? Можем забрать обломки и отправиться в путь дальше? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, куда мы должны отправиться дальше.
Дети: На карте больше никаких обозначений нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Что нам дальше делать?
Дети: Мы, наверное, собрали все осколки корабля.
Воспитатель: Я тоже так думаю, мы , наверное, собрали все обломки и должны собрать сам космический корабль. Соберем?
Дети: Конечно соберем.
(Звучит спокойная музыка Дети все вместе собирают из обломков космический корабль по типу пазла).
Воспитатель: Как вы думаете, мы выполнили просьбу Лунтика?
Дети: Да. А как же мы ему отправим космический корабль?
Воспитатель: Мы, конечно, как бы не хотели, не можем доставить корабль на Луну. Давайте оставим корабль здесь, его друзья доставят космический корабль Лунтику.
(В это время на экране появляется веселый Лунтик).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на экран. Появился Лунтик, веселый и счастливый, Лунтик: Спасибо, ребята, вы истинные друзья. Вы очень мне помогли. Спасибо вам всем за помощь. До свидания.
Дети: Пока, Лунтик. Мы рады помочь тем, кто попал в беду.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
Дети: Мы помогли Лунтику собрать его космический корабль, чтобы он мог перемещаться по своей планете.
Воспитатель: Что мы сделали, чтобы помочь Лунтику?
Дети: Мы сначала отправились в лес, в горы, затем – к морю и на цветочный луг, чтобы собрать осколки корабля, выполняли различные задания.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Ребенок 1: Рисовать карту.
Ребенок 2: Придумывать и решать задачки.
Ребенок 3: Путешествовать по разным местам планеты Земля.
Ребенок 3: Помогать Лунтику в беде.
Воспитатель: Молодцы, ребята, что вы понимаете, что в трудную минуту нужно помочь любому человеку, любому живому существу. А теперь попрощаемся с гостями, идем в группу.
Список использованной литературы
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://nsportal.ru/detskii-sad/matematika
https://rud.exdat.com/docs/index