Государственное общеобразовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 880 г. Москвы
Конспект урока для 1 класса
«Приключения Королевы ДОМИСОЛЬКИ»
Подготовила
музыкальный руководитель
Антонова Людмила Захаровна
г. Москва
2011 г.
Цель:
1. Закрепить знания детей о различных музыкальных инструментах. Учить классифицировать музыкальные инструменты, узнавать их по тембру и имитировать игру на них движениями и голосом. Продолжать обучение игре на музыкальных инструментах небольшими группами по одному.
2. Понимать содержание прослушанного музыкального произведения и эмоционально откликаться на выраженные в нем чувства и настроения. Использовать метод поисковых ситуаций при восприятии музыки (украсить звучание подходящими музыкальными инструментами и передать движениями образ того, что слышишь).
3.Учить различать звуки по высоте в пределах большой секунды. Упражнять детей в различении ритмических рисунков песни, в зрительном, двигательном и слуховом восприятии ритмических сочетаний восьмых и четвертных нот.
4. Петь, точно интонируя мелодию, с правильным дыханием и артикуляцией, выразительно и эмоционально.
5. Упражнять в умении двигаться в соответствии с характером музыки, закрепить элементы русских плясок и умение произвольно использовать их в различных сочетаниях под музыку.
6. Развивать у детей творческое мышление и воображение путем использования метода эмпатии и приемов типового фантазирования.
Предварительная работа:
1. Дети знакомы с различными музыкальными инструментами и имеют опыт игры на них по одному и в ансамбле на занятиях и развлечениях.
2. Разучивание белорусской народной песни «Савка и Гришка», «Гармошка» муз. В. Ветлугиной, «Домисолька» муз. П. Протасова, сл. С. Иволгиной.
3. У детей есть опыт импровизации движений под музыку и вхождения в образ согласно услышанному.
Ход занятия
Дети входят под веселую музыку «Домисолька» муз. П. Протасова, сл. С. Иволгиной.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! (На восходящем звукоряде ре1-ля). Дети отвечают трезвучием в ре мажоре — Здравствуйте!
Вы узнали музыку? (Дети: Да).
Весёлая планета «Домисолька» вновь приглашает нас к себе. Ребята, вы не представляете! Сегодня прихожу в зал, а на пианино конверт, в нем письмо. От кого же оно? (Дети: Не знаем).
Музыкальный руководитель читает стихотворение Г. Сапгира «Смеянцы»:
«В стране Домисолька жили смеянцы,
Любили смеянцы веселье и танцы.
Смеянцы трудиться любили.
По будням они мастерили.
Из каждой шутки – дудки,
А из каждой улыбки-скрипки.
А из самого громкого хохота-
Барабаны, полные грохота.
Но злой волшебник страну посетил.
И много дурного он там натворил.
Все про музыку забыли.
Не играли, а грустили.
Рассыпалась их королева,
Сломалась, а это — всё, что от неё осталось.
Смеянцам вы, ребята, помогите,
Из музыкальных инструментов соберите!
И колдовство тогда падёт,
А королева оживёт!»
Жители страны музыкальных инструментов отправили королеву по волшебной дорожке.
Музыкальный руководитель: Ребята! Какая беда у музыкальных волшебных человечков! Как же им помочь? (варианты детей: напомнить, как играть на музыкальных инструментах, как они выглядят и. т. д.)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Мы расскажем, споем, сыграем, а королева пусть сама выбирает, какие ей нужны. Мы отправим её в путешествие по волшебной дорожке. Итак, мы отправляем королеву в путь. Побежала она по дорожке и услышала музыку, которая как бы дразнила давно знакомый ей музыкальный инструмент. Какой, ребята, инструмент? (Дети: Гармошку). Правильно, гармошку.
(Исполняется «Гармошка» В.Ветлугиной. Выставляется картинка. Это модель «гармошки»).
Музыкальный руководитель: Какой интервал слышится в верхнем голосе? (Дети: секунда). Идите, сыграйте на каком хотите инструменте секунду: (ксилофоне, металлофоне, фортепиано индивидуально и по 2 человека).
А теперь споем и покажем рукой, какой звук был выше 1-ый или 2-ой (поют все с движением руки вверх-вниз). Понравилось королеве, как звучит гармошка, хорошо, весело. Но если день, два и дальше? (переставляется на следующий этап, выставляется следующая карточка). Надоело ей слушать одну гармошку, и побежала она дальше. А здесь какие-то палочки. Или что это? (дети: заборчик). Это ритмический рисунок какой-то песни. Давайте его прочитаем: на «та» и «ти». (Дети читают).
Прохлопаем, протопаем. Какая это песня, узнали? (Дети: «Савка и Гришка»). Споём её, а Савкой и Гришкой будут Миша и Гриша (сопровождение на дудочке и свистульке). Понравилось королеве с нами про дудочку петь, но она ещё не знает, какая родня есть у дудочки? (дети называют духовые инструменты). Все они звучат, когда в них дуют, значит это духовые инструменты. Они бывают медные и деревянные.
Взяла королева на память одну дудочку и побежала по дорожке дальше. А на пути загадка: «На каком механическом музыкальном инструменте играл папа Карло в сказке «Буратино»? (Дети: на шарманке). Правильно, шарманка. Значит, здесь жила шарманка и пела свою однообразную мелодию. Мы её слышали. Какой у неё был характер? (Дети: весёлый, озорной, шуточный. Музыка была отрывистая, высокая, лёгкая, танцевальная.)
Какой это был танец? (Дети: Полька). Сейчас некоторые музыкальные инструменты (металлофоны, бубны, треугольники, румба) украсят эту музыку. А кто представил образ того существа, которое танцует под эту музыку, тот покажет нам музыку в движении. (Часть детей играет, часть танцует и смотрит.)
Вот теперь королева вспомнила, как звучат эти инструменты, и научилась слушать внимательно музыку. Они ей очень понравились. Но захотелось ей послушать русскую народную музыку. А издавна русские люди пели и плясали под какой музыкальный инструмент?
«Ой, звенит она, звенит, всех ребяток веселит, а всего-то 3 струны ей для музыки нужны?» (Дети: балалайку).
Это духовой инструмент? (Дети: нет, струнный). Смычковый или щипковый? (Дети: щипковый). А какие ещё вы знаете струнные инструменты? (Дети: Арфа, скрипка, гитара). А сейчас ложки хохломские, расписные помогут балалайкам. И получится весёлая русская пляска. Потанцуем русскую польку.
«Исполняется пляска с балалайками и ложками» (музыка русская народная
«Полянка»).
Музыкальный руководитель показывает девочку-робота из музыкальных инструментов. Дети рассматривают и называют музыкальные инструменты, из которых она состоит: балалайка, бубен, скрипка.
Музыкальный руководитель: Смотрите-ка, королева наша заулыбалась от встречи с разными музыкальными инструментами и стала уже иметь, как человек, ручки, ножки, голову. Но только всё это у неё очень необычное!
Волшебник постарался, чтобы получилась такая необычная девочка. Это сегодня она такая, а завтра он пошутит с ней и объединит совсем по-другому. И вы сможете её собрать каждый по-своему, и каждый даст ей своё имя.
А как бы вы назвали такую музыкальную девочку? (Дети: Виолончелла, Буболайка).
А если бы она сейчас ожила, чтобы она умела делать? (Дети: петь, плясать, играть).
Музыкальный руководитель: Какого волшебника надо позвать? (Дети: Волшебника оживления).
Все дети, закрыв глаза, говорят: « Раз, два, три, Буболайка, оживи!» Появляется с песней Буболайка (Музыка Г. Струве, слова Л. Антоновой).
1) Посмотрите на меня-
На кого похожа?
Инструменты мне родня,
Ну и я им тоже.
Припев: Ти ла ла, да ти ла ла,
Ну и я им тоже.
2) Я могу потанцевать,
Весело смеяться,
Буду музыку играть,
Подпевайте, братцы!
Припев: Ти ла ла, да ти ла ла,
Подпевайте, братцы!
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Буболайка! Какая ты весёлая, какой у тебя наряд необычный, смешной. Мы рады тебя видеть, живую и настоящую королеву.
Буболайка: Да, я королева страны музыкальных инструментов. Я их люблю, и они меня любят и мне подчиняются. Я даже могу заставить звучать самые обычные предметы. Вот, например, эти стаканы с разноцветной водой. Я знаю, почему в них вода разноцветная и налито воды в них неодинаково.
А вы догадались? (дети: чтобы звучали по-разному). Где будет самый низкий звук? (где больше всего воды), а самый высокий? (где мало воды).
Послушайте и узнайте вашу любимую песню.
(Исполняется на стаканах «Кузнечик» музыка В.Шаинского, слова
М.Пляцковского).
Музыкальный руководитель: Как назовём такой инструмент? (дети: Стеклофон).
Музыкальный руководитель: Ребята, а мы можем самое обычное заставить сейчас звучать, превратив в музыкальный инструмент? (Дети: да, можем! Например, коробочки. Они нам заменят и бубен, и маракасы, и ложки).
Исполняется пьеса « Неаполитанская песенка» Чайковского.
Буболайка: Молодцы, ребята, вы настоящие музыканты! Вот бы сейчас посмотрел на вас мой дед Тимоня. Он — сторож в стране музыкальных инструментов. Жаль, что его здесь нет.
(На ширме появляется дед-кукла).
Дед: Как это нет? Я тут!
Буболайка: Здравствуй, дед Тимоня!
Дед: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, Ваше королевское высочество!
Буболайка: Как хорошо, что ты здесь. Ребята уже могут быть жителями нашей музыкальной страны. Они такие весёлые, изобретательные, музыкальные, играют на всём, что видят вокруг.
Дед: Вот молодцы! А вы знаете, что в старину играли, бывало на всём, что есть в избе: рубеле, расчёске, сковороде, стиральной доске. Да вот же у вас есть эти предметы здесь. Да просто на губах можно играть, и получится Губовой оркестр.
Музыкальный руководитель: А мы это тоже умеем. А ну-ка, Буболайка, ты у нас сегодня дирижёр, а дети исполнят русскую народную мелодию «Ах ты, берёза»
(Дед играет на рубеле, доске и проч.)
Буболайка: Дед Тимоша,
Какой же ты хороший!
Да и ребята хороши,
Вместе с ними попляши! (фонограмма «Тимоня»- рус.нар.мелодия)
Исполняется рус.нар.пляска «Тимоня» — дети пляшут произвольно, дед играет на румбе.
Музыкальный руководитель: Вот теперь вы, дети, стали настоящими смеянцами, игранцами — жителями музыкальной страны Домисольки.
Счастливого вам пути и ещё много, много интересного узнать в этой удивительной стране. Мы ещё не раз встретимся и с Буболайкой и с дедом Тимоней. А сейчас пойдёте в группу и нарисуете свои приключения в музыкальной стране и жителей страны музыкальных инструментов и пришлёте им свои рисунки.
Дети уходят под музыку «Домисолька» муз. П. Протасова, сл. И. Иволгиной, Дед и Буболайка им машут.
Используемая литература:
1. Т. Сидорчук «Технология ТРИЗ и РТВ» г. Ульяновск 1990г.
2. А.Алябьева «Развитие воображения и речи дошкольника» г. Москва 2005г. 3. В.Ветлугина «Музыкальный букварь».