МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «СНЕГУРОЧКА»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Конспект урока для 1 класса «Путешествие Колобка в мир труда и знаний»
Воспитатель старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Банку Джамиля Габдульхаковна
Салехард, 2011 г.
Цель: развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР посредствам ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
Расширять представления детей о процессе выращивания хлеба, труде хлеборобов.
Закреплять знания детей о профессиях людей.
Совершенствовать умение детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картин, по схеме, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, понимать литературные выражения, отгадывать загадки.
Формировать грамматический строй речи.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Материал: Хлебобулочные изделия, игрушка «Колобок»,иллюстрации с изображением сельскохозяйственных машин, заводов, труда хлеборобов, профессий людей. Схема — рисунок «Путь хлебного зернышка», спички, ТСО (аудиозапись с русской народной музыкой).
Предварительная работа: Рассматривали иллюстрации, беседовали по картине «Уборка урожая», составляли рассказ по схеме (что сначала, что потом), знакомились с новыми словами: пахота, жатва, с историей русского костюма, разбирали народные пословицы.
Ход занятия
(Заходим в группу и встаем полукругом).
Воспитатель: дети, нас окружает множество вещей, которые необходимы каждый день: книги, которые мы читаем; стульчики, на которых сидим; игрушки, которыми мы играем; хлеб, который едим. Откуда взялись все эти вещи?
Дети: все эти вещи создал человек.
Воспитатель: каждый человек имеет профессию, и сейчас мы с вами вспомним, какие профессии существуют.
Игра «Угадай профессию»
(Дети подходят к столу, разбирают картинки с изображением людей различных профессий и отвечают на вопросы воспитателя, например: Какую работу выполняет человек? (он продает продукты). Значит, кто он по профессии? (он продавец и т.д.)
Воспитатель: кто загадку отгадает, значит все на свете знает.
Бываю я белым, бываю я серым
Румяным бываю
И чуть подгорелым иногда – да ведь это не беда
Что это? (хлеб)
(Воспитатель снимает салфетку с подноса, на которой лежат хлебные изделия и среди них Колобок).
Назовите одним словом все эти изделия.
Дети: хлебобулочные изделия.
Воспитатель: какие хлебобулочные изделия лежат на подносе? (ответы детей)
Какое изделие является главным героем русской народной сказки?
Дети: Колобок.
Воспитатель: а что у них общего? (ответы детей)
Воспитатель: из чего получают муку?
Дети: из зерен.
Воспитатель: какую муку получают из зерен пшеницы? Из зерен ржи?
Дети: из зерен пшеницы получают пшеничную муку, из зерен ржи получают ржаную муку.
Воспитатель: кто выращивает хлеб?
Дети: хлеборобы
Воспитатель: какие машины им в этом помогают?
Дети: трактор, комбайн, грузовая машина.
Воспитатель: люди, какой профессии придумали эти машины?
Воспитатель: кто их собрал?
Дети: рабочие.
Воспитатель: огромный труд вкладывают люди для того, чтобы у каждого на столе лежал вкусный, душистый, мягкий хлеб, поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Нельзя выбрасывать хлеб, хлеба надо брать столько, сколько съешь. Хлеб – это главное богатство нашей страны, и чтобы вы об этом всегда помнили, мы с Колобком приглашаем вас совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний.
(Работа с картинами)
Что происходит весной на полях? Весной лишь только тает снег и просохнет земля, в полях начинается пахота. По полю едет трактор, а ведет его кто?
Дети: тракторист.
Воспитатель: трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, и вот земля стала жирной, мягкой, рыхлой. Теперь можно сеять. К трактору прицепляют сеялку и те ровными, аккуратными рядами укладывают в землю семена пшеницы, ржи.
Как вы думаете, какая погода должна быть в день сева?
Дети: безветренная.
Воспитатель: а теперь давайте с вами немного отдохнем.
Физминутка
Представьте, что вы маленькое зернышко. Лежит зернышко в земле – сыро, мягко, темно. Солнышко пригрело, дождь прошел, появились первые росточки. Росток пробил землю и потянулся к солнышку. И вотнаконец выросли хлебные колосья.
Колоски золоченные, на ветру качаются,
На ветру качаются, низко наклоняются.
(Дети качаются из стороны в сторону с поднятыми руками)
Воспитатель: что необходимо для роста и созревания колоска?
Дети: солнце, дождь, руки человека.
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Как вы понимаете пословицу: «Пшеница с рожью загорели тоже»?
Дети: это значит, пшеница созрела.
Воспитатель: начинается жатва – пора убирать урожай. На поле выходят другие машины.
Загадка:
Он идет волну сечет,
Из трубы зерно течет.
Что же это за машина?
Дети: комбайн.
Воспитатель: кто управляет комбайном?
Дети: комбайнёр.
Воспитатель: комбайн выполняет сразу несколько операций. Каких?
Дети: срезает пшеницу, отделяет зерна от колосков, высыпает зерно по длинному рукаву в кузов грузовой машины и собирает колоски в копны.
Воспитатель: молодцы, вспомнили. Затем это зерно везут на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают и просушивают под солнцем. Готовое зерно везут на мукомольный завод. Там зерно перемалывают и получают муку.
Куда отправляют муку?
Дети: муку отправляют на хлебозавод.
Дети: там из муки делают тесто и пекут хлебобулочные изделия.
Воспитатель: люди какой профессии пекут хлеб?
Дети: хлеб пекут пекари.
Воспитатель: где продают хлебные изделия?
Дети: в продуктовом магазине.
Загадка:
Вырос в поле дом, полон дом зерном
(колосок)
Воспитатель: я предлагаю вам выложить из спичек колосок, но прежде поиграем в игру.
(Воспитатель приглашает детей сесть за столы)
Пальчиковая игра
Падал снег на порог
Кот слепил себе пирог
А пока лепил и пек
Ручейком пирог утек
Пирожки себе пеки
Не из снега-из муки.
А теперь покажем Колобку, как мы умеем выкладывать колосок из спичек.
(выкладывание фигуры из спичек по памяти)
Сосчитайте, сколько спичек вы использовали для выкладывания колоска (одна спичка, две спички и т.д.).
Игра «Сосчитай»
Воспитатель: дети, очень длинный и трудный путь мы прошли с Колобком. Пора возвращаться в детский сад.
Теперь вы знаете, как выращивают хлеб, кто трудиться в поле, какие машины им в этом помогают. Я вам предлагаю составить рассказ по схеме «Путь хлебного зернышка».
Схема-рисунок «Путь хлебного зернышка»
Итог занятия
Воспитатель: теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Дети: рассматривали картинки, беседовали о труде хлеборобов, называли профессии людей, машины, работающие в полях, играли в игры: «Угадай профессию», «Сосчитай», «Игра с пальчиками», выкладывали колосок из спичек, составляли рассказ по схеме.
Воспитатель: какие правила мы должны помнить по отношению к хлебу?
Дети: относиться к хлебу бережно, никогда не выбрасывать хлеб, хлеба надо брать столько, сколько съешь.
Воспитатель: как вы думаете, что человеку дает хлеб?
Дети: хлеб дает человеку здоровье и силу.
Во время путешествия Колобок рассказал мне интересную историю. В народе был такой обычай: из муки первого урожая пекли каравай, на него садился силач-тяжеловес и превращал его в лепешку, силач вставал и если через некоторое время каравай приобретал первоначальный вид, то урожай был удачным. Этим караваем угощали всех тружениковполей и начинался праздник и Колобок приготовил для вас сюрприз.
(включается музыка и педагог в русском костюме выносит поднос со сладким пирогом)
В нем – земли родимой соки,
Солнце свет веселый в нем
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем
Ешьте, ешьте, не стесняйтесь
Угощайтесь, угощайтесь.
Список использованной литературы.
З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям»;
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 5-7 лет»;
Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»;
Л.Н. Смирнова, С.Н.Овчинников «Логопедия в детском саду»;
Н.В. Чудакова «Хрестоматия».