Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 Московского района г. Санкт-Петербурга
Конспект урока для 1 класса
«Путешествие Лунтика в деревню»
подготовила воспитатель Вишнякова
Ольга Григорьевна
Санкт-Петербург , 2012г
Цель: Закрепить понятия «дикие» и «домашние животные», признаки, по которым они различаются; уточнить знания о пользе, которую приносят домашние животные человеку; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать логику, мышление, расширять кругозор; развивать речь, активизировать словарь за счёт названий детёнышей животных, названий мест содержания животных; развивать мелкую моторики, закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться на листе
бумаги.
Материал к занятию: системный организатор (« Волшебный экран»), фигурка Лунтика, иллюстрации с изображением домашних животных и их детёнышей, продуктов животного происхождения ( сыр, молоко, сметана и т.д.), вязаной одежды (варежки, свитер и т.д.), жилищ домашних животных, схематичное изображение признаков животных, картинка с изображением коровы и свиньи в лесу ( нарисованная воспитателем), листы бумаги с нарисованной геометрической фигурой (круг, овал или треугольник) на каждого ребёнка, карандаши или фломастеры.
Предварительная работа: беседа о домашних животных, рассматривание кошки, рассматривание картины «Собака со щенками», иллюстраций серии «В деревне», составление рассказов из личного опыта о домашних любимцах, разгадывание загадок о животных, игра «Где, чей дом», рисование и лепка котёнка, щенка, барашка.
Ход занятия:
Перед детьми появляется Лунтик, здоровается и показывает картинку, которую нарисовал сам (корова и свинья в лесу):
-Смотрите, ребята, как я научился красиво рисовать!
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в этой картине что-то нарисовано не правильно. Дети объясняют Лунтику его ошибку:
-Корова и свинья не могут жить в лесу!
-Почему? — спрашивает Лунтик.
-Потому, что это – домашние животные.
-Ничего не понимаю! У нас на Луне такого нет! Какие такие “домашние животные”?
Воспитатель предлагает детям объяснить Лунтику, кто такие домашние животные с помощью Волшебного экрана.
-Каких домашних животных вы, ребята, знаете? (дети называют).
Вложим их изображения в центральный карман.
— К ним подходят признаки всех животных? Давайте вспомним их.
Дети перечисляют : четыре ноги, туловище, покрытое шерстью, хвост, голова, они кормят своих детёнышей молоком, и делают вывод, что домашние животные ничем не отличаются от остальных животных. Вложим эту схему в верхний карман.
-Почему же они так называются?
-Потому, что живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек даёт им жильё и ухаживает за ними.
Лунтик спрашивает, какую пользу могут принести эти животные?
Дети рассказывают, воспитатель вкладывает соответствующие изображения в нижний карман:
-Корова даёт молоко, из которого делают масло, сметану, кефир, творог, овца – шерсть, из которой вяжут тёплые вещи, лошадь помогает человеку перевозить грузы, собака сторожит дом, кошка ловит мышей.
— Расскажите Лунтику, кем же были эти животные раньше?
Дети рассказывают, что корова была телёнком, овца – ягнёнком, лошадь – жеребёнком, свинья – поросёнком, собака – щенком, кошка – котёнком (вкладываются картинки в левый карман).
— А что же потом будет с животными?
-Они вырастут и у них снова появятся детёныши – объясняют дети (картинки вкладываются в правый карман).
-Лунтик, теперь ты во всём разобрался? – спрашивает воспитатель.
— Не совсем. Я узнал много, но, всё равно , не понял, где такие большие животные, как лошадь или корова живут у человека, неужели, в доме!?
— Конечно же, нет. Ребята, давайте отправимся вместе с Лунтиком в деревню, там мы ему всё и покажем. Мы знаем волшебные слова: — Каблучок, повернись и в деревне очутись! (дети поворачиваются вокруг себя).
Физминутка (дети сопровождают слова эмитационными движениями) :
Вот идут телята – маленькие рожки (идут, показывая “рожки”),
Вот идут козлята, скачут по дорожке (подскоки).
«Ме-ме-ме, му-му-му! Любим свежую траву!» (гладят животики).
А, вот, поросята – рыльца пятачками ( ладошку к носу),
На спине щетинка, хвостики крючками ( показывают “хвостики”).
«Хрю-хрю-хрю! Хрю-хрю-хрю! В луже я лежать люблю!»
(ложатся на спину, поворачиваются с боку на бок).
Вот бегут щенята – на макушке ушки (показывают ушки),
Вот идут котята – лапки-царапушки (сжимают и разжимают ладошки).
«Гав-гав-гав! Мяу-мяу-мяу! Мы с ребятами друзья!» (дети обнимают друг друга).
Воспитатель:
-Ой! Наши животные, кажется, заблудились! Надо помочь им найти свои дома! ( выставляются изображения дома, конуры, свинарника, конюшни, коровника).
-Ребята, покажите Лунтику, где живут корова с телёнком? Как
Называется их дом?
— Коровник (ставят изображение коровы к коровнику, далее тоже самое проделывают с лошадью, свиньёй, кошкой, собакой, проговаривая названия каждого жилища).
-«Каблучок, повернись, снова в садике очутись!»
-Спасибо вам большое, ребята за ваш рассказ и путешествие! Обо всём, что я увидел и узнал, обязательно расскажу своим друзьям на Луне! Но мне хотелось бы привезти ещё и подарки, а какие, не знаю! – говорит Лунтик.
— Ребята, чтобы Лунтик не забыл, каких животных называют домашними, нарисуем ему в подарок их портреты. Но портреты будут не простыми, а чуть-чуть волшебными. Эти рисунки будут превращалками. Вы, как волшебники, попробуете превратить геометрическую фигуру в какое-нибудь домашнее животное.
Каждому ребёнку выдаётся лист с нарисованной геометрической фигурой. Дети садятся за столы, выполняют работу, дарят свои рисунки Лунтику.
Используемая литература:
Ю.Г.Тамберг «Как научить ребёнка думать», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г.
«Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ», журнал «Ребёнок в детском саду», №2 -6, 2006г.
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа», «Центр педагогического образования», Москва, 2009 г.