ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа на 2010-2011 учебный год для учащихся 1 классов МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе русских народных игр.
Программа предназначена для одного учебного занятия в неделю на 33 часа.
Рабочая программа составлена в целях активизации и повышения интереса к игровой, соревновательной деятельности учащихся во внеурочное время.
В стандартах второго поколения особая роль отводится духовному воспитанию личности и формированию нравственного облика человека.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.
Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. И нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто
развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой,
а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную
программу». А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения. Поэтому считаем, наши дети должны знать и чтить культуру своего народа воспитываться на ней и обогащать свои духовные и нравственные качества.
В 1 классах организуется в основном проведение 2-3 игры, на которых учащиеся должны уметь играть, соблюдая правила, эффективно выполнять игровые приемы и взаимодействовать в игре, объяснять разученные на уроке игры. Программный материал по русским народным играм сгруппирован по преимущественному воздействию на соответствующие двигательные способности и умения.
Играя, дети, усваивают жизненно необходимые двигательные умения и навыки, у них вырабатываются волевые качества, развивается сообразительность.
Приоритетная цель начального образования — развитие личности, формирование у него самостоятельности, формирование умения и желания учиться, самостоятельно добывать знания и при этом достигать высокого уровня.
Задачи программы:
укрепление здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, выработка гибкой адаптации к условиям жизни;
привитие интереса к русским народным играм;
осознанное обучение правилам русским народным играм;
сопоставление русских народных игр и русской народной культуры;
научить использовать знания в повседневной жизни;
освоение детьми двигательных умений и навыков при использовании русских народных игр;
самостоятельная организация и проведение русских народных игр;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость, при занятиях русскими народными играми. Содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Структура рабочей программы
В соответствии со структурой двигательной деятельности программа включает в себя три основных раздела: «Знания о русских народных играх» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности во время игр (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально – мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о народных и подвижных играх».
Соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности детей и включает в себя такие темы, как «История возникновения и развития русских народных игр», «Применение русских народных игр в современном обществе», «Понятия русские народных игр», «Обучение культуре человека посредством русских народных игр».
Раздел «Способы двигательной деятельности во время игр».
Содержит знания, которые ориентированы на активное включение детей в самостоятельные занятия русскими народными играми.
Раздел «Физическое совершенствование».
Ориентировано, на гармоничное развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья детей.
Основные требования к уровню подготовленности
Знать:
Правила русских народных игр и условия их выполнения;
правила использования спортивного инвентаря и оборудования при проведении русских народных игр
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях русскими народными играми.
Уметь:
проводить самостоятельно русские народные игры.
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности при занятиях русскими народными играми, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Календарно-тематический план
ТЕМЫ | Количество часов | |||
| Русские народные игры | Всего 33 | Теория 13 | Практика 20 |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы знаний русских народных игр. | 2 | 2 |
|
| История возникновения и развития русских народных игр. | 2 | 2 |
|
3. |
Назначение и содержание русских народных игр | 3 | 1 | 2 |
4. |
Технология организации и проведения русских народных игр | 3 | 1 | 2 |
5. | Психологическая подготовка.
| 2 | 1 | 1 |
6. | Организация и проведение русских народных игр с детьми. Разучивание игр. Проведение праздников. | 12 | 2 | 10 |
7. | Организация самостоятельного использования русских народных игр детьми. | 5 | 2 | 3 |
8. | Развитие физических качеств.
| 2 | 1 | 1 |
9. | Корректировка методики, использованной при проведении игры. | 2 | 1 | 1 |
Содержание деятельности
Вводное занятие (2ч).
Техника безопасности и правила поведения на занятиях по русским народным играм на свежем воздухе. Техника безопасности и правила поведения на занятиях по русским народным играм в закрытых помещениях. Основы знаний русских народных игр.
История возникновения и развития народных игр (2ч).
«Место народных игр в русской культуре». «Роль русских народных игр в воспитании и развитии личности». «Применение русских народных игр в современном обществе», «Понятия русские народных игр», «Обучение культуре человека посредством русских народных игр».
Назначение и содержание русских народных игр (3ч).
Первоначальные сведения о разнообразных русских народных играх: с бегом, прыжками и другими видами движений; с речитативом, проговором и другими элементами русского народного фольклора; с предметами, без предметов с водящим, без водящего.
4. Технология организации и проведения народных игр (3ч).
Организация игры.
Первый период (до занятия).
1-й этап. Выбор игры.
2-й этап. Подготовка к игре.
Проведение игры.
Второй период (на занятии).
1-й этап. Подготовка играющих игроков к игре.
2-й этап. Объяснение игры.
3-й этап. Показ игры.
4-й этап. Ход игры.
5-й этап. Итог игры.
6-й этап. Оценивание деятельности играющих игроков.
7-й этап. Закрепление и совершенствование игры.
5. Психологическая подготовка (2ч)
«Освоение национальных ценностей, традиций, культуры на основе русских народных игр». «Воспитание моральных и волевых качеств». «Развитие и совершенствование специализированных восприятий, внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями в процессе игр».
6. Организация и проведение русских народных игр с детьми. Разучивание игр (12ч).
Русские народные игры с бегом, прыжками, метанием:
«Третий лишний», «Сумей догнать», «Перестрелка», «Рыбаки и рыбки» «Мышеловка» «Сковорода».
С речитативом, проговором и другими элементами русского народного фольклора:
«Два мороза», «Гуси-гуси», «Волк во рву», «Золотые ворота», «Цепи, цепи кованые», «Светлый звон».
Праздники: «Зимние забавы», «Масленица», «Удаль молодецкая».
7. Организация самостоятельного использования русских народных игр
с детьми (5ч).
Содержит знания, которые ориентированы на активное включение детей в самостоятельные занятия русскими народными играми.
Восприятие русских народных игр младшими школьниками на протяжении обучения характеризуется следующим содержанием, имеющим аспекты:
а) познавательный компонент – рассматриваются историческое значение; роль русских народных игр в жизни предков; дается представление младшим школьникам о классификации русских народных игр по степени сложности; предлагается изучение русского народного фольклора.
б) деятельный компонент – предусматриваются разбор, дифференциация правил и организация русских народных игр с целью самостоятельного их проведения.
в) эмоциональный компонент – прививается творческое отношение к занятиям при проведении праздника, а также двигательного тестирования по русским народным играм.
8. Развитие физических качеств (2ч) (скорости, силы, выносливости, координации, ловкости).
9. Корректировка методики, использованной при проведении игры (2ч).
Корректировка методики проведённой игры предусматривает экспресс-анализ и собственно корректировку.
Экспресс-анализ проведённой игры. Это быстрое осмысление действий детей в пройденной игре. Экспресс-анализ можно делать непосредственно в ходе игры после каждого этапа, а также после её проведения.
Корректировка методики обучения. После анализа проведённой игры надо сделать корректировку отдельных этапов методики обучения. Это будет способствовать совершенствованию всей методики обучения русским народным играм.
Формы и средства контроля
В русских народных играх: уметь играть в русские народные игры: с бегом, прыжками, метаниями; играть в одну из игр «Русская лапта». Знать культуру своего народа.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять русские народные игры с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять игровую, соревновательную деятельность по русским народным играм.
Правила поведения при занятиях русскими народными играми: соблюдать порядок, технику безопасности и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения русских народных игр и выполнения других заданий.
Описание игр
«Бег в лаптях»
Бегуны-«ловкачи» соревновались в беге в лаптях (рассказать, что это такое, в чем их удобство). Теперь лапти нам придётся заменить галошами (можно большими тапочками).
«Светлый звон»
Ведущий предлагает всем встать в круг. На середину выходят двое ребят: один с колокольчиком – «звонарь», другой с повязкой на глазах – «жмурка». Звонарь, приговаривая: «Диги-дон, ди-ги-дон, отгадай, откуда звон!» — увёртывается от «жмурки», который по звуку колокольчика пытается поймать «звонаря» и осалить его. Игра без подведения итога, так как играют все. Игроки часто меняются.
«Совушка»
Выделяется «Совушка». Ее гнездо в стороне от площадки. Играющие игроки на площадке. «Совушка» в гнезде.
По сигналу учителя «День наступает – все оживает, дети ходят, бегают, подражают полету бабочек, птиц. По сигналу «Ночь наступает – все замирает» играющие замирают, останавливаются в той позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит охотиться, шевельнувшихся, уводит в свое гнездо. По сигналу «День наступает – все оживает «Совушка» уходит в гнездо, играющие опять оживают. «Совушка» меняется через две – три игры.
«Два мороза»
На одной стороне площадки (зала) все играющие, кроме двух водящих (морозов). «Морозы» стоят посередине площадки и произносят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я мороз – Красный нос (говорит один)
Я мороз – Синий нос (говорит другой)
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети дружно отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
И перебегают на другую сторону площадки, «морозы» пятнают перебегающих.
«Волк во рву»
Посередине площадки проводятся две продольные параллельные линии на расстоянии 50-70см. одна от другой — ров. Во рву водящий – «волк». «Козы» находятся на одной из сторон площадки. «Козы» проговаривают.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышла козочка гулять,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, шелк,
А мы прячемся в кусты,
Прячься козочка и ты?
Ты волчище погоди,
Как попрячемся, иди!
По сигналу учителя «козы» перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. «Волки», не выбегая изо рва, ловят (пятнают) «Коз».
Пойманные «козы» подсчитываются. «Волки» меняются после двух-трех перебежек.
«Мышеловка»
Играющие делятся на две группы. Одна группа берется за руки и образует круг – мышеловку. «Мыши» находятся за кругом.
Дети, изображающие мышеловку, держась за руки, ходят по кругу и произносят:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их – просто страсть!
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут – вот напасть!
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх и продолжают:
Вот поставим мышеловку,
Переловим всех мы вас!
«Мыши» вбегают в круг, выбегают из него. По сигналу (хлоп) мышеловка захлопывается (дети опускают руки), а «мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг и дерутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока останутся две-три «мыши». После этого группы меняются ролями.
«Золотые ворота»
Дети рассчитываются на первый – второй. Первые игроки остаются в кругу, подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка вторых игроков, взявшихся за руки, «змейкой».
Первые игроки говорят:
«Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!» После этих слов первые игроки руки опускают, оставшиеся в кругу увеличивают круг. Так продолжается до 4-5 непойманных игроков. Затем первые игроки меняются местами со вторыми.
«Сковорода»
Играют мальчики подростки. Надо, чтобы участники были примерно равны по силе. 8-12 человек встают в кружок и берутся за руки. У самых ног чертится круг – сковорода. Все идут или бегут вокруг сковороды. Потом останавливаются по сигналу ведущего и тянут своих соседей справа и слева на сковороду, а сами упираются ногами. Кто наступил на сковороду, тот испекся! Все снова бегут по кругу. И так, пока не останется один или два не испекшихся, смотря по уговору. Они становятся победителями. Эта народная игра годится для всех времен года, но особенно хорошо удается она зимой.
Правила.
1. Начинать тянуть на сковороду можно только после сигнала ведущего.
2. Опустившие руки соседа считаются проигравшими – испекшимися.
«Гуси, гуси!»
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых
собираются игроки — «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в
круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и
заводит диалог с «гусями»:
Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Так летите же домой!
Нам нельзя:
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
«Коршун и наседка»
Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать:
«Коршун! Что делаешь?»
«Ямочку рою».
«Зачем тебе ямочка?»
«Денежку ищу».
«Зачем тебе денежка?»
«Иголку купить».
«Зачем тебе иголка?»
«Мешочек сшить».
«Зачем мешочек?»
«Камешки класть».
«Зачем камешки?»
«В твоих деток шуркать — буркать».
«За что?»
«Они ко мне в огород лазят,
«Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их.
После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на скамейку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и без приговора наседки.
«Бой силачей»
От каждой команды выводится по одному силачу. В руках у них по надувному шару. Задача игроков: столкнуть соперника с гимнастической скамейки или сделать так, чтобы у него быстрее лопнул шар. По голове бить соперника шаром нельзя. Устанавливается время.
Список использованной литературы
1. Лях В.И. «Физическая культура 1-4 классы», Учебник – М.: Просвещение, 2004.
2. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2006. (Здравствуй, школа!)
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010.
4. Научно – методический журнал «Физическая культура в школе»
11