Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению
развития детей №63 «Жемчужинка»
Конспект урока для 1 класса
«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
подготовила воспитатель
Хакимова Гульназ Ильясовна
г. Набережные Челны
2011-2012 учебный год
Цели занятия: познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить его содержание, совершенствовать навыки драматизации, интонационную выразительность речи; закрепить произношение звуков [c] — [ш].
Задачи: учить дифференцировать звуки [c],[ш] на слух и в произношении; определять положение [c] и [ш] в слове, развивать память, мышление, внимание; воспитывать умение слушать друг друга, работать в группе, оказывать помощь друг другу.
Программное содержание: разгадка загадки, чтение сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», словарная работа, беседа с детьми о сказке, драматизация сказки, игры «Скажи, как я», «Кто внимательнее?», «Свистит – шипит», итог занятия.
Оборудование: сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» театр ложек (зайцы, волк), фишки, картинки с изображением предметов, картинки с буквами [c] и [ш].
Ход занятия:
– Прежде чем назвать тему сегодняшнего занятия, я хочу вам загадать загадку, и вы поймете, о чем пойдет речь.
Загадка: Он за модой не следит,
На «показах» не сидит,
Но, как сменится сезон,
Поменяет шубку он —
Серую, немаркую
На белую и яркую
Модницам на зависть!
Кто же он?
Конечно…
Дети: заяц.
– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Повторим вместе название сказки. Для начала я вам прочитаю, а вы внимательно слушайте.
Выразительное чтение воспитателем.
– Ребята, в тексте прозвучали выражения, которые, на мой взгляд, необходимо разобрать, чтобы вам легче было воспринять сказку.
Словарная работа:
душа в пятки – испугался.
косой глаз – заяц, страдающий косоглазием. Неодинаковое направление зрачков глаз.
язык примёрз – от страха язык перестал говорить.
Задания по тексту:
– Дайте характеристику главному персонажу.
Дети: трусливый заяц, который хотел показать всем, что он ничего не боится. Сам он испугался волка, а перед всеми зайцами он выглядел храбрым.
– Чего так боялся заяц?
Дети: Всего. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, а у зайчика душа в пятки.
– Над чем засмеялись зайцы? Почему они назвали его глупым?
Дети: Потому что он всем сказал, что не боится никого и волка, и лисицы, и медведя. Ежели зайцу попадется волк, так он его сам съест.
– Почему у зайца примерз язык?
Дети: Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.
– Как заяц доказал всем свою храбрость?
Дети: Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
– Куда спрятался заяц?
Дети: Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему все казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
– Что случилось с волком? Что он подумал про Зайца-хвастуна?
Дети: А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.
– Чем закончилась сказка?
Дети: Все зайцы его похвалили, что он смог спасти всех и прогнать волка. Храбрый Заяц сразу приободрился. С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.
– Ребята, как вы думаете, хвастаться хорошо или плохо? (ответы детей)
– Ребята, заяц, по вашему мнению, какой: хвастун, храбрец или трус? (ответы детей)
– Вот я вам зачитаю пару поговорок:
Хвастун видал, как медведь летает.
Хвастун правду скажет, ему никто не поверит.
Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг – в нужде.
– А сейчас мы с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
– А сейчас я вам еще раз прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно слушайте.
Выразительное чтение воспитателем.
– Ребята, кто желает пересказать отрывок по ролям? Герои: автор, Заяц-хвастун, зайцы-зрители (двое) и голодный волк. Для начала мы с вами вспомним характерные черты зайца, серого волка.
Драматизация «Заяц-хвастун, зайцы-зрители и голодный волк».
Автор: Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки. Вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
Заяц-хвастун: Никого я не боюсь! Вот не боюсь нисколько, и все тут!
Зайцы зрители(1): Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
Заяц-хвастун: И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
Зайцы зрители(2): Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной!
Заяц-хвастун: Да что тут долго говорить! Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…
Зайцы зрители(1): Ах, какой он смешной Заяц!
Зайцы зрители(2): Ах, какой он глупый!..
Автор: Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Совсем близко подошел волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше хвастун Заяц.
Серый волк: Э, брат погоди, вот тебя-то я и съем.
Оценка зрителей.
– Молодцы ребята. Все очень хорошо выступили. А сейчас мы с вами поиграем в игры.
Игра «Скажи, как я»:
Мышка – миска – пышка.
Машка – каска – маска.
Носок – мешок – песок.
Носы – усы – уши.
Ноша – оса – лиса.
Сок – шок – носок.
Игра «Кто внимательнее?».
– Положите столько фишек, сколько я произнесу слов со звуком [с].
Самолет, шаль, сыпать, шуба, жук, сядь, сухарь, шина, закат, совы, чайка, санки, зяблик, тяпка, весы.
Игра «Свистит – шипит».
– Я вам буду показывать картинки и называть их. Если вы в слове услышите звук [с] – говорите «свистит», а если звук [ш] – «шипит».
– Молодцы, ребята. Все хорошо занимались на занятии. Что нового вы узнали для себя? Что понравилось, что нет. С какой новой сказкой мы сегодня познакомились? На что хотел обратить наше внимание автор Мамин-Сибиряк? Какие слова самые главные в этой сказке? (ответы детей)
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
rus-skazki.com›skazka_42.html
С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 1 период обучения. «Гном», 2012.