Казённое учреждение ХМАО — Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Конспект урока для 1 класса
«Солнышко и одуванчики»
Подготовила воспитатель
Елина Зинаида Ивановна
г.Урай 2012г.
Цели: познакомить с одуванчиками на разных стадиях развития: желтый и белый: вызвать эмоциональный отклик на любование цветами; воспитывать бережное отношение к цветам.
Материал: одуванчики (разные стадии развития).
Оборудование: предметные картинки с изображением одуванчиков на разных стадиях развития.
Ход занятия — экспериментирования
Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети. Да любим.
Воспитатель. Как надо вести себя в гостях?
Дети. Не шуметь, не кричать.
Воспитатель. Сейчас мы с вами пойдем в гости, а к кому, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Загадка. Цветочек красивый, желтенький, похож на солнышко.
Дети. Одуванчик.
Воспитатель. Да, мы отправляемся в гости к одуванчикам.
Выполнение 1-й части эксперимента.
(Наблюдение за первой стадией цветения одуванчика.)
Воспитатель. Нельзя брать цветы в рот.
-Кто покажет, где растут одуванчики?
Дети. На полянке.
(Дети приходят на полянку с одуванчиками.)
Воспитатель. Полюбуйтесь, как их много и какие она красивые. Прямо желтый ковер. Их не надо рвать, пусть растут. Пусть у нас будет красиво. Носит одуванчик желтый сарафанчик. Давайте и мы найдем желтую головку у одуванчика.
(Дети с воспитателем подходят к одуванчику с желтой головкой.)
Воспитатель. Что это?
Дети. Цветок.
Воспитатель. Какого он цвета.
Дети. Желтый.
Воспитатель. Какой формы?
Дети. Круглой.
Воспитатель. Давайте его понюхаем. Как он пахнет, чем?
Дети. Вкусно, медом.
Воспитатель. Даже носики измазали в желтой пыльце.
( Воспитатель указывает на стебель.)
Воспитатель. На чем держится одуванчик?
Дети. На ножке, стебельке.
Воспитатель. Какой стебелек у одуванчика: длинный или короткий?
Дети. Длинный, короткий.
Воспитатель. Какого цвета.
Дети. Зеленого.
Воспитатель. (Указывает на листья.) А это что у одуванчика?
Дети. Листья.
Воспитатель. Сколько листьев у одуванчика?
Дети. Много.
Воспитатель. Какого цвета листья?
Дети. Зеленого.
Воспитатель. Какой формы?
Дети. Резные, длинные.
Воспитатель. Одуванчик дружит с солнышком. Куда солнышко туда и цветочек. Давайте и мы найдем солнышко. Посмотрите на солнышко. Какое оно?
Дети. Большое, теплое, желтое, яркое.
Воспитатель. Похож одуванчик на солнышко?
Дети. Да.
Воспитатель. Одуванчик как солнышко, круглый и желтый. Одуванчик – маленького солнышка портрет.
Подвижная игра «Солнышко и одуванчики»
(проводится 2—3 раза)
Цель — точно повторять движения за воспитателем, совершенствовать навык детей в подъеме и приседание, обогащать жизненный опыт детей знакомством с окружающим миром.
Воспитатель. Поиграем в игру «Солнышко и одуванчики». Все присели, вы – одуванчики. Стало солнышко пригревать – и стали одуванчики расти.
(Под музыку дети приподнимаются).
Воспитатель. Вот сколько красивых цветов выросло на нашей полянке!
3. Выполнение 2-й части эксперимента.
(Наблюдение за второй стадией цветения одуванчика.)
Воспитатель. А хотите ещё пойти в гости? Тогда в путь. Дети приходят на полянку к одуванчикам с белыми головками.
Воспитатель. Посмотрите вокруг себя, что вы видите?
Дети. Цветочки стали белыми.
Воспитатель. Да, это тоже одуванчики, только они уже подросли и стали большие. Их желтые головки стали белыми, как белые шапочки.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
/Е. Серова/
Воспитатель. Давайте посмотрим, что будет, если я дуну на эту шапочку?
(Воспитатель сопровождает слова демонстрацией.)
Дети. Пушинки полетят в разные стороны.
Воспитатель. Правильно, во все стороны полетели семена, как парашютики. Куда парашютики полетят, там вырастут новые одуванчики. Давайте вместе с вами подуем на белые шапочки одуванчиков. Посмотрите, как легко и плавно летят парашютики одуванчиков.
Посмотрите, вьюга, какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На траву, на цветы, на меня. /Е. Благинина./
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
Воспитатель. Подуйте на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдайте за интенсивностью движения лепестков.
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Подвижная игра «Одуванчики»
(проводится под музыку – 2 раза)
Цель. Закреплять умение сохранять равновесие при выполнении упражнений; совершенствовать навыки ходьбы и бега; продолжать знакомить детей с окружающим миром.
Воспитатель. Давайте поиграем. Теперь вы будете белыми одуванчиками. Присели дети. (Дети садятся на корточки.) Стали одуванчики расти. Выросли они большими. (Дети приподнимаются.) большие одуванчики повернули свои головки к солнышку. (Дети выполняют повороты головы влево – вправо.) Солнышко их греет, и одуванчики зреют. Созрели одуванчики. А теперь я на одуванчики дуну. Их семена – парашютики полетят в разные стороны. (Дети разбегаются.)
Фиксирование результатов эксперимента.
В групповой комнате поместить картинки с изображением желтого и белого одуванчиков.
Вывод. У одуванчика есть цветок (желтого цвета), зеленый стебелек и резные, длинные листья. Когда одуванчик созреет, цветок у него становится белым, пушистым. Если на него дунуть, то парашютики – семена разлетятся в разные стороны. Там, где парашютик упал, вырастет новый одуванчик.
Итог занятия.
Воспитатель. За каким растением вы наблюдали?
Дети. Одуванчиком.
Воспитатель. Расскажите, что вы узнали интересного об одуванчике.
Дети. У одуванчика желтая головка, как у солнышка, зеленый стебелек, листья. Когда одуванчик вырастет, головка становится у него белой, пушистой. Дунешь на головку – парашютики – семена разлетятся.
Список используемой литературы:
1.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333с.
2.Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
3.Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
4.Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009