Казенное учреждение ХМАО-Югры
Урайский специализированный Дом ребенка
Конспект урока для 1 класса
«Советы доктора Айболита»
Савина Наталья Анатольевна
Воспитатель
Город Урай
2013год.
Цель: Продолжать знакомить детей с комнатными растениями и способам ухода за ними.
Программное содержание:
Образовательные:
— Закрепить практические навыки по уходу за растениями
( протирание листочков, полив, рыхление, опрыскивание)
— Продолжать учить детей составлять небольшие предложения по схеме.
Развивающие:
— Развивать память и мышление, умение рассуждать, анализировать, делать умозаключения.
— Развивать связанную речь, активизировать словарь детей, через содержание учебного материала.
Воспитательные:
— Воспитывать привычку к здоровому образу жизни, умение слушать друг друга, при необходимости дополнять ответы товарищей.
— Воспитывать бережное отношение к растениям, желание за ними ухаживать.
— Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Методические приемы: Беседа, вопросы к детям, объяснение, игровой момент, рассказ воспитателя, опыт – эксперимент.
Материал: Иллюстративный материал: карточки — схема с изображением способов ухода за растениями; костюм для взрослого – Доктор Айболит; большая машина с зеленым крестом; лейки и палочки для рыхления по количеству детей; опрыскиватель; зеленый лук посаженный в землю и в банке с водой; герань; фикус.
Словарная работа: комнатные растения (герань, фикус), рыхление, опрыскивание.
Предварительная работа: посадка луковиц лука в землю и в банку с водой, наблюдение за ростом лука; знакомство детей с комнатными растениями – фикус, и герань; рассматривание иллюстративного материала о комнатных растениях, овощах, фруктах; чтение художественных произведений: « Доктор Айболит» К. И. Чуковского, стихи Ю. Мориц., беседы о пользе витаминов, овощей и фруктов; просмотр видеофильмов и мультфильмов по теме.
Ход занятия:
Воспитатель заводит детей, усаживает на стульчики.
— Слышите, ребята, к нам едет машина. ( За дверью слышится гудок автомобиля. Заезжает доктор Айболит)
Айболит. Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? ( Да, доктор Айболит). Правильно, я доктор Айболит, приехал проверить, все ли вы здоровы?
1.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
— Откройте рот, скажите а-а-а.
Это дом для язычка.
Светит солнышко с утра,
Вышел язычок на крылечко,
Посмотрел на лево, на право
И побежал гулять.
Надоело язычку гулять
Вернулся домой, решил поработать:
Вымыл стенку слева, справа, потолок,
Вымыл крылечко (облизал губки).
— Молодцы ребята! А вы умеете улыбаться? Какие у вас румяные щечки, веселые глазки, прекрасные улыбки. Да! Вы все здоровы!
2. Беседа о здоровой пище, богатой витаминами.
— Ребята, как вы думаете, что нужно кушать, чтобы не болеть? ( Дети перечесляют: фрукты, овощи, витаминки, зеленый лук). Правильно, дети. А вы кушаете зеленый лук?
( Да). А где зеленый лук у вас растет? Покажите, пожалуйста!
( Дети подводят Айболита к столу, на котором в банке с водой растет зеленый лук, затем к ящику, в котором в землю посажен лук)
3. ОПЫТ — ЭКСПЕРИМЕНТ « Растет зеленый лук»
А) Лук в банке с водой.
— Что это? ( Это лук) Что есть у лука? ( Листочки) Какие листочки? ( Маленькие, короткие, зеленые) Что еще есть у лука? ( Корни) Какие корни? ( Белые, длинные) Где растет лук?
( В воде)
Б) Лук в земле.
— А это что растет? ( Тоже лук) Какие здесь листочки у лука? ( Длинные) Где же корни у лука? ( Их не видно, спрятались в землю)
В) Итог:
— Ребята, посмотрите внимательно на наш лук и скажите: где быстрее и лучше растет лук, в воде или в земле? ( В земле).
— Как вы думаете, что нужно, чтобы листочки у лука выросли большими, длинными и сочными? ( Земля, вода, солнце)
4. ФИЗМИНУТКА.
— В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
5. УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.
Рассматривание растений.
А) Фикус.
— Какие комнатные растения живут у вас в группе? ( Герань, фикус).
— Покажите, где живет фикус? ( Дети показывают фикус). Послушайте стихотворение об этом цветке.
— Знают все наверняка:
Фикус – добрый великан;
И листки огромные, гладкие и темные, Наверху торчит росток –
Там тоже вырастет листок! Ю. Мориц.
— Как называется растение? (Фикус). Что есть у растения? ( Стебель, листья, корни) Какие листья у фикуса? ( Широкие, большие) Потрогайте, гладкие или шершавые? ( Гладкие)
Б) Герань.
— А это какое растение растет? ( Герань) Что есть у герани? ( Стебель, листочки, цветы, корни). Какие листья у герани? ( Маленькие, круглые)
— Подойди, поближе встань,
Полюбуйся на герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высокой не растет!
СПОСОБЫ УХОДА.
— Ребята, потрогайте, какая земля в горшочках? Твердая или мягкая? Сухая или мокрая?
— Как вы ухаживаете за растениями?
( Айболит предлагает посмотреть на представленную схему по уходу за растениями. Дети опираясь на схему составляют рассказ).
Дети: — Растет цветок, светит солнце, поливаем его водой.
Какой водой поливаете растения? ( Теплой) Покажите, как? ( Дети поливают растения). Осторожно, много воды не лить. Носик лейки касается края горшка.
Айболит: — Я хочу вашим растениям выписать рецепт. ( Показывает карточку «Рыхление» и ставит к схеме)
— У меня есть палочка для рыхления земли ( Показывает). Нашим растениям нужно помочь – землю порыхлить. Им будет легче дышать, будут лучше расти. ( Показывает способ рыхления)
— Кто хочет мне помочь? Что ты делаешь? ( Копаю, рыхлю)
— Молодцы, ребята, помогли нашим растениям. ( Дети сели на стульчики)
— Ребята, вы любите купаться, умываться? И растения тоже любят умываться, чтобы были красивые и чистые. ( Показывает карточку – « Опрыскивание», ставит к схеме)
— Вот у меня опрыскиватель. ( Показывает способ опрыскивание)
Дети, кто хочет мне помочь умыть растения? ( Дети опрыскивают растения по очереди)
6. Итог.
— Молодцы, ребята! А теперь, расскажите, как мы с вами научились ухаживать за комнатными растениями. ( Дети рассказывают по схеме: « Растет цветок, светит солнце, поливаем водой, рыхлим землю и брызгаем).
— Молодцы, ребята! Вы научились еще двум способам ухода за растениями.
— Мне пора с вами прощаться. Ой, забыл…. Вот вам витаминки, чтобы вы были такими умными, здоровыми ребятами. И не забывали ухаживать за растениями! До свидания, друзья!
Воспитатель: До свидания, доктор Айболит! Приходи еще к нам. Мы поставим в уголок природы опрыскиватель и палочку для рыхления, утром во время ухода за растениями будем пользоваться. ( Айболит уходит)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Киреева Л. Г. Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий. Волгоград. Издательство « Учитель», 2008. – 271 с.
2. Коробова М. В. Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы. Методическое пособие для воспитателей и родителей. 2-е издание. Москва « Просвещение» 2006. – 93с.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. Москва,. Издательство Мозаика- Синтез, 2004. – 91с
4. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» — М.: Мозаика-Синтез, 2009.