МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. НАДЫМА
Конспект урока для 1 класса
«Страна Знаний»
подготовила
учитель-логопед
Ларченко Яна Григорьевна
2013г.
Цели:
Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение»;
совершенствование навыков звукового анализа и анализа предложений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: слогообразующей роли гласного;
совершенствовать навыки звукового анализа;
совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме;
закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия.
Логопед: Ребята, утром я нашла письмо. Интересно, от кого оно?
Письмо пришло из волшебной «Страны Знаний», а написал его волшебник по имени Пишичитай. Он пишет, что злая волшебница Закаляка украла все гласные буквы. Что может случиться, если исчезнут гласные буквы? А может, мы зря волнуемся?
Дети: — Без гласных букв нет слога, без слогов не сложатся слова.
Логопед: Если мы не поможем вернуть гласные буквы, то в скором времени из всех книг мира исчезнут гласные буквы, и никто и никогда не сможет прочитать книги. Книга – это источник знаний, без книг дети не смогут учиться в школе и получать новые знания.
Логопед: Волшебник Пишичитай просит нас о помощи. И он прислал нам билеты на поезд, который доставит нас в страну Знаний. Что бы найти свой вагон вы должны посмотреть на картинку и определить, сколько слогов в слове и сесть в свой вагон.
Логопед: Молодцы. Итак. Все готовы. Поезд отправляется».
Дети изображают поезд.
Дети: «У-у-у. Чух-чух-чух. Так-так-так. Тук-тук-тук».
(темп то убыстряется, то замедляется. Сила голоса меняется: тише-громче).
Логопед: «Приехали. Поезд выпустил пар-шшш». Мы находимся на станции, которая называется «ПРОЧИТАЙ-КА». Возьмите карточки и по цепочке прочитаем слоги.
Логопед: Молодцы, ребята. Мы справились с заданием и у нас появились буквы А и У.
Логопед: Едем дальше. «Опять несет нас паровоз.
Мы слышим звонкий стук колес».
Логопед: Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется «ОТГАДАЙ-КА».
У каждого на столе лежат конверты. Вам задание: из букв, лежащих в конвертах, составить слово, начиная с самой высокой буквы.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Артем прочитай слово, которое у тебя получилось.- зима
Надя, сколько звуков в слове ЗИМА? — 4 звука
Катя, назови первый звук. – [ Зь]
Кирилл, дай характеристику этому звуку.
Артём, назови второй звук. [ И]
Настя, дай характеристику звуку [И].
Настя, назови 3 звук в слове ЗИМА. [М ]
Алёша, охарактеризуй этот звук.
Алина, назови последний звук, какой это звук. [А ]
Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились и появились буквы О и Е.
Логопед: Едем дальше.«Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух!»
Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется «Всезнайка».
На доске изображена схема слова.
— Что эта схема рассказывает? (В слове один слог, 3 звука: согласный твердый, гласный, согласный твердый.)
— А какие слова подходят к этой схеме? (Рак, мак, дом, лук, сок, суп…)
— Ещё две буквы вернулись в замок И и Ы
— Ребята, перед нами скала Знаний. Посмотрите у подножия на тропе лежат необычные камни. На них изображены символы. Что же обозначают эти символы?
— Предлоги.
-Давайте разберем этот завал, возьмем по одному “камню”. Назовите изображенные на них символы.
— В, под, над, перед, за, из-за, из-под.
— Ребята, мы преодолеем этот завал, если каждый из вас придумает предложение со своим предлогом.
Дети выполняют задание.
— Молодцы! Мы с вами помогли буквам Ю и Я вернуться домой.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? — Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово, ребенок должен поймать мяч и назвать противоположное слово, например: грустный- веселый
Друг Бежать Горячо
Вдох Тонкий Больной
Широкий Длинный Лето
День Высоко Мокрый
Молодцы! Хорошо отдохнули. А теперь давайте продолжим наше путешествие. Садитесь на свои места.
Логопед: Едем дальше. «Опять несет нас паровоз.
Мы слышим звонкий стук колес».
Логопед: Посмотрите, мы приближаемся к станции, которая называется «СОСТАВЛЯЙ-КА».
Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Кто изображён на картинке? Что делают дети? Дети идут в школу. Что мы произнесли? (Предложение.)
— Из чего состоит предложение? (Из слов.)
— Сколько слов в нашем предложении? (4 слова.)
— Давайте выложим схему этого предложения. (1 ребенок у доски).
____ ____ ____ ____ .
— Покажите на схеме 2-е слово в предложении. Назовите его. 4-е слово. 1-е, 3-е.
-Последние гласная буква вернулась домой Э.
Окончание занятия (оценка работы детей).
— Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какое задание вам было очень интересно выполнять? Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? Логопед оценивает работу детей.
Логопед: Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? На чем мы путешествовали? Скажите, как нужно вести себя в школе? Царица Знаний благодарит вас и прислала нам подарки. Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Вы смогли преодолеть все трудности, препятствия, испытания, вы показали, что готовы к школе, готовы покорять новые вершины и получать новые знания.
Список использованной литературы
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. -М.: «Мозаика-Синтез», 2004. — 80 с.
Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2003 — 96 с.