Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 26»
Конспект урока для 1 класса
«В гостях у Пятачка»
подготовила воспитатель
Захарова Ирина Сергеевна
г. Вологда
2012
Задачи:
— Закрепить геометрическое понятие «линия» — прямая, кривая;
— Упражнять детей в ориентировке в пространстве;
— Закрепить состав числа в пределах 5;
— Упражнять в узнавании геометрических фигур по блокам Дьенеша, в группировке их по размеру, форме, цвету;
— Формировать понятия «легкий –тяжелый» путем экспериментального наблюдения;
— Упражнять в сравнении количества предметов;
— Развивать конструктивные способности;
— Учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения;
— Упражнять в употреблении предложно-падежных форм;
— Развивать мелкую и общую моторику;
— Воспитывать умение слушать и слышать вопрос;
— Воспитывать доброе отношение друг к другу, желание прийти на помощь;
— Воспитывать интерес к математике.
Демонстрационный материал:
Изображение прямой и кривой дорог; портреты Винни-Пуха и Совы, выполненные из кругов; прозрачное ведро с водой, предметы для опыта: шарики из пластмассы и металла, металлические ключи, деревянные кубики, пластилиновый шарик, резиновый мячик.
Раздаточный материал:
Карточки с цифровыми комбинациями состава числа 5; карточки с различными комбинациями состава числа 5 из геометрических фигур (треугольника и круга); ковролиновые квадраты на каждого ребёнка, наборы цветов красного, синего, оранжевого, жёлтого, сиреневого цвета на каждого ребёнка; обручи красного жёлтого, зелёного цветов, наборы геометрических фигур (блоки Дьенеша), два набора магнитных цифр, игры-головоломки на каждого ребёнка ( «Танграм», «Колумбово яйцо», «Архимедова игра», «Вьетнамская игра», «Листик», «Пифагор» и др.)
Предварительная работа:
Формирование понятий кривая, прямая, ломаная линии; знакомство с составом числа 5.
Игры с обручами по блокам Дьнеша, занимательные игры-головоломки «Танграм», «Архимедова игра» и др., игра на ориентировку в пространстве.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня утром позвонил Пятачок. Он приглашает нас к себе в гости. Мы поедем на автобусе. Но нам нужно решить по какой дороге ехать (на доске иллюстрации прямой и кривой дорог).
Какая дорога находится слева, а какая справа.
Дети: Слева кривая дорога, а справа – прямая.
Воспитатель: Как вы думаете, по какой дороге удобнее и быстрее можно проехать по прямой или по кривой.
Дети: По прямой дороге быстрей.
Воспитатель: У нас есть билеты на автобус, по билету нужно найти свое место (на кубиках, имитирующих сиденья автобуса, разложены карточки с цифровыми комбинациями состава числа 5)
122 | 32 | 1211 | 131 | |
1121 | 2111 | 11111 | 23 | 212 |
221 | 113 | 41 | 14 | 311 |
Это номера мест. У детей карточки с различными комбинациями состава числа 5 из геометрических фигур (треугольника и круга).
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слово-движение
Едем, едем на машине, имитируем езду на машине
Нажимаем на педаль, нога вперед, «нажимаем»
Газ включаем-выключаем, рука вперед-назад
Смотрим пристально мы вдаль, рука ко лбу, смотрим
Дворники счищают капли руки перед собой согнуты в локтях,
Вправо-влево. Чистота! двигаем ими влево-вправо
Волосы ерошит ветер. руками ерошим волосы
Мы шоферы — хоть куда! большой палец вверх
Черенкова Е.Ф.
Вот мы и приехали к Пятачку.
Появляется кукла Поросёнок.
Пятачок: Я так рад, что вы приехали. У меня столько дел накопилось, что одному трудно справиться. Дети, вы мне поможете?
Пятачок: Помогите, пожалуйста, посадить цветы на клумбы (на полу разложены квадраты из ковролина на каждого ребёнка и по 5 цветов каждому)
Посадите, пожалуйста, в правом верхнем углу клумбы красный цветок.
В левом нижнем углу – синий цветок.
В центре клумбы – жёлтый цветок.
В правом нижнем углу – розовый цветок.
В левом верхнем углу – оранжевый цветок.
Воспитатель: Какой по цвету цветок растёт в левом верхнем углу?
Дети: В левом верхнем углу растёт оранжевый цветок.
Воспитатель: Какой по цвету цветок посажен в правом нижнем углу?
Дети: Розовый цветок в правом нижнем углу.
Воспитатель: Какой по цвету цветок растет в левом нижнем углу?
Дети: синий цветок — в левом нижнем углу.
Воспитатель: Какой по цвету цветок растёт в правом верхнем углу?
Дети: Красный цветок — в правом верхнем углу.
Пятачок: Какие красивые клумбы получились! Спасибо вам, дети.
Пятачок: Дети, у меня все геометрические фигуры перемешались, а Винни-Пух просил разложить их, помогите мне. Разложите фигуры так, чтобы внутри жёлтого обруча были все красные фигуры, а внутри зелёного обруча – все треугольные фигуры.
Воспитатель: Какие фигуры внутри жёлтого обруча?
Дети: Все красные фигуры.
Воспитатель: Какие фигуры внутри зелёного обруча?
Дети: Треугольные фигуры.
Воспитатель: Какие фигуры в пересечении обручей?
Дети: Красные треугольные фигуры.
Пятачок: А теперь разложите фигуры по схеме:
Внутри жёлтого обруча все большие фигуры
А внутри красного обруча – все круглые фигуры
Воспитатель: Какие фигуры внутри жёлтого обруча?
Дети: Все большие фигуры.
Воспитатель: Какие фигуры внутри красного обруча?
Дети: Все круглые фигуры.
Воспитатель: Какие фигуры в пересечении обручей?
Дети: Большие круги.
Пятачок: Спасибо вам, что помогли мне. Я бы сам не справился.
Воспитатель: Пятачок – великий коллекционер, он собирает разные интересные вещи. Давайте посмотрим, из чего они сделаны.
Дети перечисляют: Кубик деревянный, мячик резиновый, шарик пластмассовый, ключи металлические, ещё один шарик — пластилиновый.
Воспитатель: Дети, как узнать, какие предметы здесь лёгкие, а какие тяжёлые?
Дети: Можно их взвесить.
Воспитатель: Правильно. Но у нас нет весов, а есть таз с водой. Как вы думаете, как при помощи воды узнать, какие предметы лёгкие, а какие тяжёлые?
Дети: Надо опустить предметы в воду.
По очереди дети опускают предметы в воду, смотрят и рассказывают, что плавает, а что утонуло.
Воспитатель: Мы с вами увидели, что утонули тяжёлые предметы – это пластилиновый шарик, металлические ключи. А остальные предметы лёгкие, они плавают.
Физкультминутка:
Поросёнок Пятачок присели, руки под правой щекой
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, потянулся, движения по тексту
Посмотрел на потолок,
А потом присел, нагнулся,
Осмотрел свой правый бок,
Улыбнулся, поскакал
И на месте пошагал.
А потом опять прилёг,
Но уже на левый бок. присели, руки под левой щекой
Черенкова Е.Ф.
Пятачок: Дети, садитесь за столы. Я хочу показать вам портреты своих друзей. Я их сам нарисовал.
Воспитатель: Дети, какие геометрические фигуры использовал Пятачок в рисунках.
Дети: Круги, треугольники
Воспитатель: Сколько кругов на рисунке слева?
Дети: 7 кругов на рисунке слева (ребёнок выставляет цифру под рисунком)
Воспитатель: Сколько кругов на рисунке справа?
Дети: 8 кругов на рисунке справа (ребёнок выставляет цифру)
Воспитатель: На каком рисунке кругов больше?
Дети: На рисунке справа кругов больше.
Воспитатель: На сколько кругов больше?
Дети: На один круг больше.
Пятачок: Дети, Винни-Пух рассказывал, что вы — настоящие волшебники. Все, что попадает к вам в руки, начинает превращаться. А можете вы превратить геометрические фигуры в разных зверей.
(игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яицо», «Архимедова игра» и др.)
Пятачок: Спасибо вам, дети, за помощь. С вами так интересно. Приезжайте ещё ко мне в гости. До свидания.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.
Слово-движение
Едем, едем на машине, имитируем езду на машине
Нажимаем на педаль, нога вперед, «нажимаем»
Газ включаем-выключаем, рука вперед-назад
Смотрим пристально мы вдаль, рука ко лбу, смотрим
Дворники счищают капли руки перед собой согнуты в локтях,
Вправо-влево. Чистота! двигаем ими влево-вправо
Волосы ерошит ветер. руками ерошим волосы
Мы шофёры — хоть куда! большой палец вверх
Черенкова Е.Ф.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Ответы детей.
Литература:
Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр. – М. : Просвещение, 1991.
Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор-сост. З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: «Акцидент», 1997.
Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008