ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОЙКОВСКИЙ»
Конспект урока для 1 класса
«Вот и осень пришла»
подготовила
методист
Сомова Татьяна Геннадиевна
Москва
2013
Пояснительная записка.
В Детско-юношеском центре «Войковский» большое внимание уделяется обучению детей не только школьного, но и дошкольного возраста. На базе центра работают объединения по развитию детей дошкольного возраста в области музыки, рисования, но, пожалуй, наиболее важным аспектом является общее развитие речи и логического мышления, подготовка к обучению в школе. Предлагаем Вашему вниманию конспект занятия, разработанного для обучения детей по предмету «Развитие речи» в рамках программы «Развивающий курс для дошкольников». Занятие может быть проведено не только в учреждении дополнительного образования, но и в детском саду.
Возраст обучающихся: 6 лет.
Форма проведения: групповая (группа 12-15 человек).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: Развитие речевых навыков у обучающихся путем обучения составлению описательного рассказа на тему «Осень».
Задачи:
Развивающие. Развитие диалогической речи. Развитие координации речи с движением. Развитие речевого дыхания. Развитие навыка ориентировки в окружающем пространстве. Развитие эмоций, чувственного восприятия. Развитие психических процессов: логического мышления, слухового и зрительного внимания, памяти и воображения.
Образовательные. Формирование умений отвечать на поставленные вопросы, обучение правильной постановки вопросов, умению правильно вести беседу. Обучение способу образования прилагательных от существительных, образования существительных в родительном падеже. Обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные. Развитие интереса к учебным занятиям. Развитие умения внимательно слушать взрослых и сверстников.
Оборудование и вспомогательные материалы:
книга-сказка;
компьютерная презентация с картинками осеннего пейзажа (видео ряд — подборка: «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень», «Дождливая осень», «Поздняя осень», «Дует сильный ветер», «Листья облетели», «Ковёр из осенних листьев», «Птицы улетели в тёплые края», «Ветер», видеоряд для пословиц и поговорок) с озвучкой ветра, дождя;
кукла-перчатка – заяц;
желтые листья клёна;
мячик;
компьютер, проектор.
Ход занятия.
Организационный момент.
ПЕДАГОГ: Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено осени! А знаете ли вы, что такое осень? Садитесь на места те, кто загадает загадку об осени.
ДЕТИ (по очереди загадывают друг другу загадки об осени, заранее выученные, и садятся на свои места):
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Летит, а не птица, Воет, а не зверь.
(Ветер)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(Иней)
Солнце больше нас не греет,
Холодком позёмка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее …
(Ледок)
Дождь и слякоть,
Грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый …
(Снег)
Сначала клин, потом блин. Течет вода – ему не беда.
(Зонт)
Летит птица по синему небу: крылья распластала, солнышко застлала.
(Тучи или облака)
Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(Плащ)
Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
(Листья)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
( Жёлудь)
У кого шапка без головы,
А нога без сапога?
( У гриба)
Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок.
Но не сделать ни стежка
Все иголки без ушка!
(Ежик)
Основная часть.
Чтение стихотворения и одновременно образование прилагательных и наречий по аналогии (игра с мячом)
ПЕДАГОГ: Сегодня я расскажу вам интересную сказку про зайца. Но сказка эта особенная, потому что вы будите помогать мне её рассказывать. Хорошо?!
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Какие ножки стали у осени?
Педагог кидает мяч ребёнку, который отвечает и возвращает мяч
ДЕТИ: Мокрые!
ПЕДАГОГ: Правильно, мокрые.
ПЕДАГОГ:
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Нет просвета — значит хмуро или ясно?
ДЕТИ: Хмуро!
ПЕДАГОГ:
Ходит осень,
Бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Клёны стоят с листвой или без листвы?
ДЕТИ: Без листвы!
ПЕДАГОГ: Как ещё можно назвать деревья без листвы?
ДЕТИ: Голые.
ПЕДАГОГ:
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
(Появляется игрушка заяц)
ПЕДАГОГ:
Зайка этот в тот момент
Пробегал весь белый свет.
Он устал, стоять не стал
И упал в листву… поспал.
Листья стали с веток падать, носик щекотать,
И Заяц стал с листьями играть.
Развитие дыхания. Игра-импровизация «Осенние листья»
ПЕДАГОГ: Давайте, ребята, тоже попробуем поиграть с кленовыми листьями.
У всех на столе лежит кленовый листочек. Давайте представим, как сильно подул ветер и сорвал листочки с деревьев. Сильно подуйте и подкиньте листочки вверх.
Дети под звуки ветра выполняют дыхательное упражнения.
ПЕДАГОГ: Ребята, представьте себе, что вы — листочки. Покажите, как облетают листочки с деревьев осенью, когда подует сильный ветер. Все листочки полетели медленно, плавно кружась и сели на свои места.
Дети выполняю задание.
ПЕДАГОГ: Теперь попробуйте показать полёт листьев только руками, кончиками пальцев.
Дети выполняют задание.
ПЕДАГОГ:
Листьев сколько навалило!
Дальше зайка побежал
От мороза задрожал.
Покажите, как?
Дети показывают.
Вдруг, услышал шум и гам
То ли ветер, то ли смех?
Любопытство взяло верх.
Как вы понимаете это выражение «любопытство взяло верх»? Что это значит? Испугался заяц шума или нет, и побежал дальше, узнать, что это за шум и смех? Покажите, что почувствовал заяц.
Двигательная импровизация.
Составление предложений по сюжетной картине
ПЕДАГОГ: Заяц побежал дальше, потому что ему стало любопытно, интересно, что это за шум. Выбежал заяц из леса и увидел… Хотите узнать, что увидел заяц?
ДЕТИ: Заяц выбежал из леса и увидел поле. Трава на поле пожелтела. А впереди – пруд. К пруду пришли на водопой коровы. Коров было пять, и они были коричневые. Над полем, прудом, коровами кружила стая птиц. Эти птицы – перелетные, они собрались в теплые края.
(Дети составляют предложения по большой сюжетной картине)
ПЕДАГОГ: Молодцы, ребята!
Изменение слова по падежам
ПЕДАГОГ: Закончите предложение одним и тем же словом «листопад» в нужной форме
Листья кружатся, летят, что мы видим (что?) … листопад
Рады мы (чему?) … листопаду.
Листья в воздухе кружатся, мы любуемся (чем?) … листопадом.
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.
О чем мы говорим? (о чем?) … о листопаде.
ПЕДАГОГ:
Говорит Листочку лист:
«Потанцуем, братец, твист!
Ветерка дождёмся только».
А Сестрица: «Лучше польку!»
«Танго! Вальс! Кадриль! Фокстрот!» —
Шелестит Листва. И вот:
— Ветер!
— Ветер!
— Ветер!
— Ве… –
Покатилось по Листве.
Ветер тоже встрече рад
Ах, какой был листопад!
ПЕДАГОГ: Ребята, давайте попробуем под этот прекрасный осенний вальс представить, как кружатся пожелтевшие листья.
Дети импровизируют движения падающих листьев.
Разгадывание пословиц и поговорок
Заяц: Ребята, а вы знаете, почему я путешествую? Я собираю пословицы об осени. Может, вы поможете мне?
(Дети отгадывают пословицы с помощью видеоряда)
ПЕДАГОГ: Весна красна цветами, а осень …
ДЕТИ: снопами
ПЕДАГОГ: Осень — время собирать …
ДЕТИ: урожай
ПЕДАГОГ: Чем больше муравьиные кучи, тем …
ДЕТИ: суровее будет зима
ПЕДАГОГ: Красна ягодка, …
ДЕТИ: да на вкус горька
ПЕДАГОГ: Любишь кататься — …
ДЕТИ: люби и саночки возить
ПЕДАГОГ: Теплая осень — …
ДЕТИ: к долгой зиме.
ПЕДАГОГ: Ребята, нет ли тут лишней пословицы? Все ли они говорят об осени?
ДЕТИ: лишняя пословица «Любишь кататься — люби и саночки возить».
Заяц: Спасибо, ребята, что помогали мне всегда. Я не забуду вас никогда. До свидания.
Итог занятия
ПЕДАГОГ: Вот и сказки конец, а кто слушал и сочинял её – молодец. А, может, кого-то из вас можно сегодня особенно выделить и похвалить за старание? Какие задания вам понравились больше всего? Спасибо!
Список использованной литературы
Кодиненко Г.Ф. Сто загадок от А до Я для детей 4 – 6 лет. – М.: «Айрис-Пресс», 2010.
Морозова Е.И. Осенние праздники в детском саду. – М.: «АСТ, Сталкер», 2007.
Бочкарева О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Подготовительная группа. – М.: «Корифей», 2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
9