Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 390
Дзержинского района г.Волгограда
Конспект урока для 1 класса
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
для детей старшей группы
подготовила воспитатель
Земкова Наталья Геннадьевна
Волгоград
2013
Тип занятия. Интеллектуально — развивающий.
Вид занятия. комплексное с интеграцией образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Тема: Моя семья.
Возраст детей: 5 — 6 лет (старшая группа)
Предварительная работа:
• Рассматривание фотоальбомов «Моя семья»
Педагогические задачи:
1. Развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе
2. Помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки
3. Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Материал:
* Фотоальбомы «Моя семья»
* Детские инструменты (для ремонта стульчика)
* Муляжи овощей и фруктов
* Предметы для уборки (веник, ведро, тряпка)
* Учебники, канцтовары
* Генеалогическое древо семьи воспитателя
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть телевизор? Какие передачи вы знаете? Сегодня нас пригласили на передачу «Моя семья» (звучит фонограмма-заставка)
-Вы согласны? Кем буду я? (ведущей). А вы? (участники) А наши гости? (телезрители) Занимайте свои места. Готовы? Начали!
Воспитатель: Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня у нас в студии ребята из детского сада «Капитошка» города Волгограда. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Но в начале нашей передачи я хочу вам рассказать необычную историю с загадкой.
Это было очень давно. В одном доме жили мама и папа. У них родилась дочка. Мама с папой долго думали, как назвать свою доченьку. И решили: назовем ее Наташа. Хотите, я покажу вам ее фотографию? Вот это маленькая Наташа, вот это ее папа, его зовут Гена, а это Наташина мама. Ее зовут Галя. Ну что, не отгадали мою загадку? Тогда слушайте дальше. Наташа росла очень веселой, любила игрушки. А еще она очень любила фотографироваться. Вот здесь она катается на лошаке вместе с мамой. А на этой фотографии она вместе со своими любимыми бабушкой Шурой и дедушкой Володей.
Опять не отгадали мою загадку? Слушайте дальше.
Наташа росла, научилась читать, считать и затем пошла в школу. Вот на этой фотографии Наташа – школьница вместе со своей учительницей. Наташе нравилось учиться. Больше всего на свете она любила играть с куклами в школу и быть учительницей. Поэтому после окончания школы она пошла учиться в институт, чтобы стать учительницей. И стала ею (фото).
Ну что, отгадали мою загадку? Конечно, это я. Это о себе я вам рассказывала.
А теперь вы расскажите о себе. Пользуйтесь при этом своими семейными фотографиями.
(тот, кто будет рассказывать о себе, должен скаэать:
& Как его зовут?
& Как называют дома?
& Сколько ему лет?
& Какой он?
& Что любит делать?
(рассказы детей с использованием фотографий)
Воспитатель: Ребята, вас всех зовут по-разному. А знаете ли вы, что означают ваши имена? Вот, например, мое имя, Наталья, означает «родная». А кто знает о своем имени?
(если дети знают – говорят, если нет – зачитывает воспитатель)
Андрей – мужественный, храбрый (греч.)
Алексей – защитник
Владислав – владеющий славой
Егор – земледелец
Даниил – божий суд
Дмитрий – земледелец, любитель земли (греч.)
Иван – благодать Божия (еврейск.)
Никита – победитель (греч.)
Александра – мужественная (греч.)
Анастасия – воскресение (греч.)
Виктория – победительница
Дарья – сильная, побеждающая (перс.)
Ольга – святая (сканд.)
Елена – светлая, избранная
Воспитатель: Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете? (мама)
Я предлагаю встать в круг и сказать в микрофон добрые слова своей маме.
(Д/и «Скажи какая?»)
(милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, прекрасная…)
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте попросим наших участников рассказать о своих мамах. Рассказать нужно вот о чем:
& Как зовут маму?
& Кем она работает? Где?
& Что любит делать мама?
& За что мы любим маму?
(рассказы детей)
— А о своих папах вы не хотите рассказать? (план – тот же)
( звонит сотовый телефон, воспитатель разговаривает : «Хорошо, придем, спасибо!»
Воспитатель: Ребята, только что мне позвонила Олина мама – Елена Петровна. Она нас приглашает в гости. Пойдем?
(встают со стульчиков, подходят к столу, на котором разложены вперемежку инструменты: ножка от стула, муляжи овощей и фруктов, ведро, веник, тряпка, совок, учебники, канцелярские товары).
Воспитатель: Наверное, она задерживается. Давайте поможем навести порядок. (обращаясь к Оле) Кто живет вместе с тобой в доме? (ответ) Посмотрите, Олин папа решил починить мебель к приходу гостей. Егор и Дима выберут все необходимые для этого вещи. А Елене Петровне, Олиной маме мы поможем выбрать то, что необходимо для приготовления обеда. Помогать в этом будут Вика и Даша. Оле надо убраться в доме, Настя поможет Оле и они выберут все необходимое для уборки квартиры. А Даня и Никита помогут Роме, Олиному брату, навести порядок на своем рабочем столе, сложить учебники в стопочку, а все остальные принадлежности на место в стаканчик. Начинаем работу.
(проверяем сообща)
— Вот видите, ребята, как мы быстро управились, т.к. у каждого члена семьи есть свои обязанности и он их хорошо и быстро выполняет.
А нам пора возвращаться в студию.
Воспитатель: Ребята, а кто еще может жить в вашей семье? (бабушка, дедушка).
Расскажите о них.
& Как зовут?
& Чем занимаются?
& За что любите?
Воспитатель: Я вижу, вы любите своих родных. И мне кажется, вы всегда называете их ласково.
(Д/и «Назови ласково»)
Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся
Мама – мамочка – мамулечка – маменька
Папа – папочка папулечка – папуленька
Сын – сынок – сыночек – сынулечка
Дочь – дочка – доченька – дочурка
Воспитатель: Сегодня мы поговорили с вами о ваших семьях: о вас, о ваших маме, папе, бабушке, дедушке. Но ведь и у бабушек и дедушек есть или были мамы и папы, которые для вас являются прабабушками и прадедушками. А у тех, в свою очередь, тоже были мамы, папы, бабушки и дедушки. И так до бесконечности. Чтобы нам увидеть всех своих родственников сразу, можно составить, нарисовать генеалогическое древо.
Посмотрите, вот это генеалогическое древо моей семьи. Это мои мама и папа. Это мама и папа моей мамы, т.е. мои бабушка Шура и дедушка Володя. А это мама и папа моего папы, т.е тоже мои бабушка Саша и дедушка Вася. А это мама моей бабушки Шуры, т.е. моя прабабушка Ганя. (и т.д.)
Я вам предлагаю дома вместе с мамой и папой тоже составить генеалогическое древо своей семьи. А начнем мы его делать прямо сейчас Кого мы нарисуем в самом верхнем кружочка нашего дерева? (себя)
Проходите за столы. (дети проходят за столы, рисуют свои портреты).
А дома вы закончите. Можно нарисовать своих родственников, а можно, как я, наклеить фотографии. А взрослые пусть напишут имена ваших бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, чтобы мы тоже с ними познакомились.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
Лев Успенский. Ты и твое имя Издательство: Детская литература,
Л., 1972.
mages.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1263-sh-595-fw-1038-fh-448-pd-1&p=1&text=рисунок генеалогического древа семьи&noreask=1&pos=30&rpt=simage&lr=38&img_url=http%3A%2F%2Fwww.chudopredki.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2011-08%2F1312424530_1.jpg
ihan55.narod.ru/photoalbum.html
https://www.status-gift.ru/rodoslovnie-dreva