муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида №118 «Калинушка»
Конспект урока для 1 класса
«Я и моё имя»
подготовила:
воспитатель
Бовина Наталья Анатольевна
Архангельск – 2012г.
Цель: содействие самопринятию себя и своего имени.
Задачи
Образовательные:
Закреплять представления детей об имени и отчестве.
Продолжать учить детей обращаться друг к другу по имени, к взрослым — по имени и отчеству.
Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных, отчества от имен собственных мужского рода.
Развивающие:
Развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику через упражнение в копировании отдельных букв и слов.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, уважение к взрослым.
Способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.
Словарь
Активный: имена детей группы, семья, день рождения.
Пассивный: отчество, свидетельство о рождении.
Предварительная работа:
Беседы с детьми «Все мы такие разные», «Что означает твоё имя», «Моё полное имя, фамилия, отчество», «Мой первый документ».
Дидактические игры: «Угадай, кто позвал», «Имя растёт», «Отгадай отчество».
Дидактические упражнения: «Раскрась имя», «Выложи своё имя», «Напиши как я».
Поисковая деятельность детей и родителей – объяснение значений имён, оформление листа представления «Я и моё имя».
Создание группового альбома «Я и моё имя».
Демонстрационный материал: кукла-малыш, свидетельство о рождении, шар-сердце, фотографии.
Раздаточный материал: атрибуты разных профессий, 1/2альбомного листа, фломастеры.
План:
1часть — 3 мин
2 часть – 17 мин
3 часть – 5 мин
Вопросы и задания:
Как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?
О чём задумаются родители при рождении малыша?
Как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?
Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?
Игра «Ласковые имена».
Сказка для детей «Как растёт имя».
Дидактическое упражнение «Мы выросли».
Дети, скажите, зачем нужны имена?
Ход занятия:
1 часть. Воспитатель: Я рада видеть всех детей здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтоб такое настроение у нас у всех сохранилось до вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и радоваться друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу. Какие у всех сразу стали весёлые лица!
Дети проходят на стулья.
Воспитатель: Ребята, как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?
Ответы детей: семья.
2 часть. Воспитатель держит в руках куклу-малыша и рассказывает:
— В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.
— О чём задумываются родители?
Ответы детей: какое имя дать ребёнку.
Воспитатель: Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.
— Ваши родители тоже долго-долго думали, давайте посмотрим, что у них получилось. Почему вас так назвали?
Рассказы детей о своём имени.
Воспитатель: Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
— Каждое имя что-то означает, как-то переводится: Лев – царь зверей, Маша – родная, Аделина — … и т.д. Что означает имя — Светлана?
— Замечательно всем малышам в ваших семьях дали отличные имена. А как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?
Ответы детей: свидетельство о рождении.
Воспитатель: Что написано в этом документе? (показывает его)
Ответы детей: день рождения, имя ребёнка, имена родителей, страна и город рождения.
Воспитатель: Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?
Ответы детей: чтобы знать и не забывать свой день рождение, город в котором родился и т.д.
Воспитатель: Даже у Натальи Анатольевны есть оно.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит разминку:
«Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руку возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
Воспитатель: Когда мы хотим сделать человеку приятно, доставить ему радость или хотим похвалить за что-нибудь, как мы его называем?
Ответы детей: ласково, с улыбкой.
Воспитатель: Дети, давайте, поиграем в игру «Ласковые имена».
Цель: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.
Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.
Воспитатель: Ласковое имя лучше мягкого пирога!
Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу вам рассказать сказку, которая называется «Как растёт имя».
— Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.
Перед детьми выставляется ряд фотографий воспитателя в разные жизненные этапы (1 год, 5 лет, 10 лет, 20 лет, взрослый возраст).
Воспитатель: Давным-давно… в городе Архангельске у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её Наташенька, мама звала Натальюшка, папа просто Туся. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Наташа, Наталья, друзья иногда называли Натали. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в детском саду и стала воспитателем. И теперь все зовут Наталья Анатольевна. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька — Анастасией. Юленька, как тебя будут звать? А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна. Какое отчество у тебя? (обращается к ребёнку)
Дидактическое упражнение «Мы выросли».
Цель: упражнять детей в образовании отчества от имён собственных мужского рода.
Воспитатель: Дети, представим, что прошло много, много лет и мальчики и девочки превратились во взрослых людей и стали врачами и учителями, строителями и моряками.
Дети одевают атрибуты разных профессий и представляются (врачом парикмахером, актрисой, моряком, продавцом, военным).
Воспитатель: Наталья Анатольевна пришла на приём к главврачу больницы. Здравствуйте, я Наталья Анатольевна, а вы?
Дети: Я, Ярослав Васильевич, очень приятно. И т.д.
Воспитатель: Очень приятно было с вами со всеми познакомиться, уважаемые взрослые.
3 часть. Воспитатель: А сейчас пройдите к столам, мы с вами «взрослые» попробуем написать своё имя и прочитать его.
Дети выполняют задание (копируют с образца своё имя) и вместе с воспитателем читают его.
Воспитатель: Дети, скажите, зачем нужны имена?
Ответы детей: чтобы обращаться друг другу, знать каждого и т.д.
Воспитатель: Будь же всегда достоин
Имени своего.
Будь прям, и правдив, и спокоен,
И с честью носи его!
Список используемой литературы
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.
Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие – конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. — М.: Просвещение, 2007.
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
Мулько И.Ф., Заозерская Н.И. Учусь жить среди людей. Программа и методическое пособие по нравственно-этическому воспитанию детей дошкольного возраста.- Изд. Пресс, 2001.
С чего начинается Родина. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ Сфера, 2003. (Серия «Вместе с детьми».)
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки об именах. М: ТЦ Сфера, 2002. (Серия «Вместе с детьми».)
Я, Ты, Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.