Конспект урока для 2 класса «Чудо земли – хлеб»

ГК УСО

«Каневской социальный приют для детей и подростков «ОРИОН»







Конспект урока для 2 класса


«Чудо земли – хлеб»


(для детей старшего дошкольного возраста)











Составила воспитатель

Топоркова Елена Валентиновна









ст. Новоминская

Каневской район


Программные задач

-продолжать знакомить с трудом хлебороба, названиями профессий людей, растящих хлеб, и предметов их труда;

— учить уважать нелёгкий труд хлеборобов и его плод – хлеб;

-продолжать расширять словарный запас дошкольников по теме;

-воспитывать бережное отношение к хлебу; гражданско-патриотические чувства за свой край – Кубань, как житницу России;

-развивать кругозор, мышление.


Предварительная работа (по выбору воспитателя):


Словарная работа: целина, кораблекрушение, спесь.


Беседы: «Как раньше выращивали хлеб», «Кто работает в поле», о

содержании книги «Робинзон Крузо».


Экскурсии: цикл — на колхозное пшеничное поле (наблюдение за трудом

трактористов, комбайнеров, за растущей пшеницей).


Чтение: стихотворения :Я.Дягутите «Руки человека», Ф. Шакулов

«Молотьба», Ю. Ждановская «Нива», отрывок из стихотворения Е.

Баратынского «Осень» («А между тем досужий селянин Плод

годовых трудов сбирает…» и «Дни сельского, святого торжества!»),

А. Кольцов «Урожай», И. Беляков «Хлеборобская душа», «Братья»,

«Отец и сын», «Металл и хлеб», «Солнечные брызги», «Теплые

руки», «Мы грузим солнце», «Каравай» «Дедушкин ответ»,

«Отзвенел сережками овес»; рус. нар. сказка «Семь Симеонов –

семь работников»; К. Паустовский «Легкий хлеб», Я. Тайц «Всё

здесь», В Бианки «Колхозный календарь. Лесная газета», Э. Шим

«Хлеб растёт».


Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций,

репродукций И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», И Шишкин

«Рожь», Г. Мясоедов «Жатва», «Страдная пора (Косцы)»,М. Клодт

«На пашне», Г. Серебрякова « Жатва», И. Прянишников

«Возвращение с ярмарки», К. Трутовский « По дороге на ярмарку»,

С. Колесников «Уборка соломы», Н. Дмитриевский-Оренбурский

«Уборка ржи», «Молотьба», С. Виноградов «На гумне», беседы по

содержанию репродукций, фотографий, фотоиллюстраций о хлебе,

о труде колхозников; рассматривание образцов зерен и колосьев

различных зерновых культур, сравнивание их.


Сюжетно-дидактические игры: «Мы – хлеборобы», «Что делают из муки».

Рисование: «Осень золотая», «Урожай», по замыслу с целью передачи

впечатлений и закрепления представлений о труде хлеборобов.


Конструирование: «Сельскохозяйственные машины».


Ознакомление с музыкальными произведениями: Р. Шуман «Веселый

крестьянин», «Песенка жнецов», «Деревенская песенка» (муз. цикл

«Альбом для юношества»; А Вивальди «Осень» (из цикла «Времена

года»), «Сельские песни и танцы»; П. И. Чайковский «Сентябрь.

Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке» (из цикла

«Времена года»), песня из к/ф «Кубанские казаки» («Знать, решили

мы не даром, хлеборобы-мастера, Чтоб ломилися амбары от

кубанского зерна»).


Слушание народных песен: «Серпы золотые» (жнивная), «Жито пожинали»

(дожиночная).


Осенние игры и состязания: «Горшки», «Карусель», «Растеряхи»,

«Перетяни».

Игры осенних посиделок – игры-забавы: «Садовник», «Испорченный

телефон», «Земля, вода, небо», «Молчанка», «Коза, коза, где твоя

хозяйка».

Игры-загадки: «Краски», «Заводила», «Дед Сысой», «Круги».

Игры с подражанием: «Мартышки», «Стукалка», «Перелизы», «Почта».

Игры-ловишки: «Колдуны», «Жгут в круг», «Горячее место», Хвост и

голова», «Капканы», «Золотые ворота», «Дедушка», «Мигалки».















Чудо земли – хлеб!


Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде

труда человека – о хлебе. Слышите? (Звучит музыка). Это – «Гимн

хлебу» (сл. В Бокова, муз. А. Тумашева).

Ребенок: Как пришел ты к людям, хлеб?


(Выбегают несколько Колосков, танцуют, затем располагаются у сцены: часть ребят стоит на сцене, часть – садится на край сцены, другие – у сцены, эта группа символизирует сноп). Выходит первый колосок, кланяется присутствующим.


1- й Колосок: Я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите

послушать и увидеть ее?

«Жили-были на свете Солнце, Земля и труд. Жили, не тужили.

Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, Труд оберегал.

Но вот откуда ни возьмись…


(Входит Безделица.)


Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь

Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не

видели?


Появляется Труд, в руках он несет зерно.


Труд: Какое маленькое, а сколько в тебе добра!


Безделица набрасывается на него сзади, пытается отнять зернышко: они борются.


Безделица: Все равно стану владычицей Земли! Не бывать по-твоему!

Труд: Владыкой мира будет труд!

Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему

обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд: Будь по-твоему! (Появляется Человек.) Вот тебе горсть зерен, сумеешь

вырастить хороший урожай – принесешь всем радость…

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает)

подремать, понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой

друзьями станем!

Человек: (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не

подведу!

(Звучит русская народная мелодия.)

Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хоровод (на головах детей короны с силуэтом всходов).

Свежие документы:  Тест по теме «Книги: для чего они?»


Безделица: Ну, надо же! Труд верх берет! Эх, была ни была! Позову-ка я

Мороза, Пусть заморозит всходы! Эй вы, Морозы лютые! Сюда!

Сюда! На помощь!


Влетают Морозы «Красный нос» и «Синий нос», бегут по залу.


Труд: Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не отдадим! Не отдадим

Морозам зеленые всходы хлеба!


Дети окружают всходы.


Морозы: Я Мороз – Красный нос!

Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат

наши всходы.


Игра в перетягивание каната.

Дети выигрывают, так как их много. Морозы убегают.


Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи

про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!

(Вбегают ветры.) Ну, суши! Ну, губи!

Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро.

Необходимо доставить сюда как можно больше влаги! Но ветры-

суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша

помощь.


Игра «Не пролей воду». На середине зала – миска с водой. Это – озеро! Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?


Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас! Теперь бы Солнышко нас согрело.

Безделица: Я закрыла его тучами с градом.

Труд: Ребята, вы не знаете, как человек научился бороться с градом?

Как видишь, Безделица, и град можно победить.

Безделица: Горе мне горе! Ухожу от вас! Фу, какая противная ваша сказка!

И здесь мне не удалось поселиться…

Труд и Человек: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!


2-й Колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок! Но хочу, чтобы ребята

знали, что суховеи, бураны, засуха бывают не только в сказках.

Каждый, кто трудится на земле, выращивает хлеб, имеет с ним

дело. Особенно страшны они на бескрайних полях Дона, Кубани, в

Сибири, на целине.


Воспитатель: Слова «Целина» и «хлеб» не разделимы. Вот почему

взрослые, вспоминая те дни, говорят:


Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелёк,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знает только солнышко, ветер да вода…

Для него, для зёрнышка, через всю страну

Комсомольцы ехали жить на целину.

Г. Грубин


3-й колосок: Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам

басню, я вы попробуйте придумать для неё название.


На пахоте два Плуга

Остановились друг напротив друга.

Один – старообразный, ржавый,

Другой – сияющий и моложавый.

Плуг старый молодому говорит:

— Смотрю я, одного мы года

И одного завода,

Но у тебя блестящий вид,

А я, хоть и берег себя везде,-

Бывало, камешек на борозде,

И тот миную стороною,-

Совсем, совсем больной,

Едва скриплю, от немочи дрожа,

Нутро изъела ржа!

В тебе ж не видно изменения,

Как пух ворочаешь каменья!

В чём тут секрет?

Плуг моложавый произнес в ответ:

«Я камни обходить не знал заботы,

А блеск мой – это от работы!»

Д. Ушаков


Проводится конкурс названий, затем Колосок сообщает,

что басня самим автором названа «О пользе труда».


4-й Колосок: С плуга и трактора начинается урожай.


Группа мальчиков в костюмах инсценирует «Марш трактористов»

(сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского).


Ведущий: Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом

Что это? (Колосок.)


(Песня «Золотое зёрнышко», сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова.)


Хлебное поле большое, как море,-

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почётном дозоре,

Каждое зернышко мы бережем.


Припев:

Зёрнышко, зёрнышко –

Капля золотая,

Капля золотая

В море урожая.


Зёрнышко мы согреем заботой

В добрых и тёплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:


Хлебные зёрнышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Эта живая награда за труд.

Припев:


Ведущий: Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле

вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга

растения, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова

спрашивает нас: «Что такое хлеб?»


1-й ребёнок: Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

2-й: Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

3-й: Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

4-й: Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Свежие документы:  Разработка внеклассного мероприятия «День матери» 3 класс

5-й: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Ведущий: Вот такое коротенькое, но ёмкое слово – «хлеб». А теперь, друзья,

давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб

называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в

жизни человека?


Появляется девочка в костюме Конфетки. Напевает приплясывая.


Сластёна. Я – Сластёна,

Я – Сластёна,

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макаронов,

Хлеба тоже не хочу!


Останавливается. Капризно надув губы, топает ногой.

Да, да, да! Хлеба – не хочу!

Хочу халвы! Хочу пирожных! Хочу мороженого! Хочу конфет!


(После каждого «хочу» топает ногой. Опять начинает напевать и пританцовывать.)


Я – Сластёна,

Я – Сластёна,

Очень сладкое люблю!

Мне не надо

Каш и макаронов,
Хлеба тоже не хочу!

Хочу бананов! Хочу ананасов! Хочу апельсинов!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь – хлеб!


Появляется Робинзон Крузо.


Робинзон Крузо. Ах, девочка! Как ты ошибаешься. Сразу видно, что ты ещё

не читала книгу «Робинзон Крузо». Эта книга обо мне. Мой корабль

потерпел кораблекрушение, и я оказался на необитаемом острове.

Там было вдоволь дичи и тех самых бананов и ананасов, о которых

ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался,

когда увидел, что из случайно оброненных мною зёрен взошло

несколько росточков ячменя.

Сластёна: Почему?

Робинзон: А вот я смогла бы!

5-й Колосок: Может быть, кто-нибудь из сидящих здесь так же, как

Сластёна, думает: «Ну, подумаешь – хлеб! Да хоть бы мне его и

совсем не давали! Вот шоколад, мороженое – это другое дело!» Так?

Так, да не так! Если бы провести такой опыт: кормить целый день

человека одними сладостями. День-два он съедал бы много сладкого

да ещё посмеивался бы: «Вот как мне повезло!» Через три-четыре

дня аппетит его поубавится, а через пять-шесть дней он и смотреть

не сможет на лакомства.

Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им.

Почему? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос.

Ведущий: Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-

нибудь главное вещество, а в хлебе они все сразу.

Ребенок: Хлеб…Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

6-й Колосок: Я знаю, что ребята умеют и любят играть в хороводную игру

«Каравай-каравай». Приглашаю вас всех в круг!

7-й Колосок: В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех,
«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»


(Дети движутся по кругу.)

Все:

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай! (Дети останавливаются.)

Вот такой вышины (приподнимаются на носочки),

Вот такой нижины (приседают),

Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг),

Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг).

Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай! (Прихлопывают в ладоши.)

Водящий: Я люблю, конечно, всех,

Ну, а … больше всех! (Делает земной поклон.)


Тот, кого назвал ведущий, отвечает:

Я иду-иду-иду

И друзей с собой веду (берет за руки всех, кто стоял с ним

рядом, и они выходят в круг).

Так как теперь в центре круга водящий и два его друга, то все дети по очереди скандируют три имени.

Как на …, …, … именины

Испекли мы каравай…


Игра повторяется 3-4 раза, темп её всё убыстряется.


Ведущий: Есть пословица в народе – «Хлеб на стол – и стол — престол…» Ну, а все же, как приходит этот хлеб к тебе на стол?


Дети:

Откуда хлеб берётся


Он не падает к нам с неба, Хлеб Кубани, хлеб Украйны,

Появляется не вдруг. Казахстанской целины…

Чтобы вырос колос хлеба, Взором радостным объемлю

Нужен труд десятков рук. Даль бескрайнюю полей.

День и ночь гудят комбайны, Слава тем, кто любит землю,

Хлеб идет со всей страны – Тем, кто трудится на ней!

В. Данько


Ребёнок: Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде,-

К нам полей живая речь:

Все Колоски: Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Ребёнок: Хлеб – драгоценность! Им не сори.

Хлеба к обеду в меру бери.

Ребёнок: Мы обещаем вам, уважаемые Колоски, помнить ваш завет. А вы растите.


Расти, колосок.


Слова П. Синявского. Музыка Ю. Чичкова.


Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле,

Смешной и удивлённый,

Как первоклашка в школе.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Что помешало детям затопить печь»


Припев:

Зелёный росток,

Весёлый росток,

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!


Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Припев:


Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.


Ведущий: Спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много

интересного. Вместе с вами мы увидели, как непросто приходит

хлеб к нам на стол. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы

маленькое зёрнышко стало хлебом, надо три силы…


Появляются Солнце и Земля.


Земля. Я – Земля!

Солнце: Я – Солнце. Но главная сила не в нас.

Ведущий: А в чём же, ребята?

Дети: В труде!


Ведётся перекличка с мест.


1-й ребёнок: Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!»

2-й: Для хлеба комбайны нужны, трактора!

Все: Дадим!

3-й: Отвечают в цехах металлисты:

Для хлеба машины мы сделаем быстро!

Но только нам нужен металл непременно…

Все: Дадим!

4-й: Отвечают немедля мартены:

Нам только руду подавайте сюда!

5-й: Для хлеба с рудою спешат поезда.

6-й: Для хлеба проложены рельсы дорог.

7-й: Для хлеба идет на гора уголёк.

8-й: Для хлеба плотины на реках встают.

9-й: И краны, и вышки до самого неба…

Все: Для хлеба!

Для хлеба!

Для хлеба!

Ведущий: Когда за столом, вы ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт…

1-й: Колхозник!

2-й: Рабочий!

3-й: Нефтяник!

4-й: Строитель!

5-й: Шахтёр!

6-й: Машинист!

7-й: Металлург!

Все: Народ!!!

Ведущий: Каждый год приходит в наш дом это чудо земли – хлеб.


Звучит мелодия песни «Урожайная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). Дети старшей группы вручают каждому ребёнку 2 младшей, средней групп «Золотой колос». В центр зала входят Труд, Земля и Солнце, за ними ребята с изображениями сельскохозяйственных машин. Группа мальчиков с помощью цветного шнура делают контур машины, куда садятся все, у кого в руках колоски. Урожай медленно движется по залу. Дети старшей группы поют первый куплет песни «Урожайная».


Едем-едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй –

Едет с поля урожай!

Ой-да, отворяй,

Едет с поля урожай.


Дети младшей группы «уезжают» на машине, за ними уходят дети старшей группы.










Сказка о девочке, которая наступила на хлеб.


  1. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Ещё совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки. Её забавляло, какими они становились жалкими и беспомощными.

  2. Однажды мать Инге испекла большой хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке».

  3. Инге надела лучшее своё платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.

  4. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Недолго думая, бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу.

  5. Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. Только чёрные пузырьки пошли по воде.

  6. И оказалась Инге в зловонном подземелье у Ядовитой Старухи – Болотницы.

  7. Эге,- зашипела Болотница,- эта девочка с задатками. Из неё выйдет отличный истукан для моей прихожей.

  8. И стала Инге истуканом. Руки и ноги её окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной. А пр лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

  9. Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

  10. Однажды горячая слеза упала на голову Инге. «Ах, Инге! Спесь сгубила тебя. Спесь до добра не доводит». Это плакала мать Инге.

  11. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне»,- думала Инге, и душа её становилась всё грубее и ожесточённее.

  12. Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. – Бедная, бедная Инге! — заплакала девочка. – Как бы я хотела, чтобы она попросила прощенья, и ей позволили вернуться на землю.

  13. Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и зашлась слезами раскаяния.

  14. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Инге вернулась в родительский дом. И не было в тот день на земле человека счастливее, чем мать Инге.







Литература:


1. В. А. Георгиевский, Л. И. Шитикова «Проведение праздников в начальных классах»

Москва, 1983, Издательство «Просвещение»

2. В. М. Петров и др. «Осенние праздники, игры и забавы для детей»

ТЦ СФЕРА, Москва, 1999

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: