Муниципальное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 390
Дзержинского района г. Волгограда
Конспект урока для 2 класса
«Мой город — Волгоград»
подготовила воспитатель
Дрожжина Ирина Тагировна
г. Волгоград
2013
Программное содержание:
Закрепить знания детей о названиях нашего города (Царицын, Сталинград, Волгоград)
Познакомить с детей с новыми видами архитектурных построек (Ротонда, колоннада)
Развивать речь, мышление, память.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов о родном городе, чтение стихов и рассказов о Волгограде, экскурсия в парк, прогулки с родителями на набережную.
Оборудование: видео фрагмента экскурсии в парк, фотографии Царицына, Сталинграда, Волгограда (интернет — ресурсы), игры «Места отдыха», «Построй набережную».
Дети входят в группу
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И начать я его хочу тоже необычно. Закройте глазки и внимательно послушайте.
Показ фрагмента экскурсии в парк (видео)
-Что вы услышали? (Дети кричали, разговаривали, шум)
-Как вы думаете, где эти дети шумели? (на улице, в парке)
-Давайте посмотрим, угадали вы или нет.
Повторный показ.
-Мы с вами угадали? (да)
-Где это мы были? (в парке)
-Что мы там делали? (играли, катались)
-Что еще можно делать в парке? (гулять, кататься на каруселях)
-А как вы думаете, для чего нужны парки? (чтобы люди отдыхали)
-А где еще можно отдыхать? (в кино, кафе)
-Хотите узнать, где еще можно отдыхать людям в нашем городе? (да)
-А поможет нам в этом игра «Места отдыха»
Игра «Места отдыха»
-Вы должны собрать из нескольких частей целую картинку. И тогда мы с вами узнаем, где еще любят отдыхать волгоградцы.
-Что у тебя получилось? (ТЮЗ, планетарий, цирк, музей панорама «Сталинградская битва», речной вокзал, «фонтан «Дружба», набережная)
-Что там делают люди? (смотрят спектакли, отдыхают)
-Ребята, а как вы думаете, наша набережная всегда была такая красивая? (нет)
-Хотите прогуляться по набережной, которая была еще в Царицыне, Сталинграде, и какой она стала в Волгограде? (да)
-Тогда приглашаю вас сесть на стульчики и отправиться в путешествие во времени.
-Ребята, какое было первое название нашего города? (Царицын)
-Правильно, ребята.
-Посмотрите, мы с вами попали на набережную Царицына.
(фото Царицына, см. приложение)
-Вначале по желанию пароходных компаний, для удобства пассажиров построили деревянные лестницы. Посмотрите вот они. Люди передвигались на лошадях, пристань и здания были деревянные.
(фото, см. приложение)
-Город в основном был деревянным, и только возвышавшиеся над ним церкви построены из камня.
(фото, см. приложение)
-Ребята, а какое было второе название нашего города? (Сталинград)
-Правильно, город разрастался, обновлялся, появлялись новые дома и ему дали новое название Сталинград. И мы с вами попадаем на набережную Сталинграда.
(фото, см. приложение)
-Но тут началась война и во время войны были разрушены почти все дома и набережная. Посмотрите, как выглядела набережная во время войны.
(фото, см. приложение)
-Во время войны люди не могли гулять по набережной, потому что горел весь город, и такое складывалось впечатление, что горела и вся Волга.
(фото, см. приложение)
-Печальная картина открылась взору жителей города. Кругом черные, обожженные огнем руины, груды рухнувших зданий, обгорелые стволы деревьев. Но, несмотря на разруху и трудности, в город возвращались его жители, восстанавливать Сталинград. Город восстановили, а вместе с ним и набережную.
(фото, см. приложение)
-Построили новую лестницу.
-Какой она стала? (красивой, большой)
-Из чего ее построили? (из камня)
-Правильно, ребята, она стала большая, красивая и сделана из камня.
-И люди стали гулять по набережной, так же как и до войны.
-Ребята, а какое дали название нашему городу после Сталинграда? (Волгоград)
-Молодцы. Продолжаем наше путешествие.
(фото набережной, см. приложение)
-Что вы видите? (стало красиво, город изменился)
-Набережная с каждым годом становилась лучше и лучше, появлялись деревья, насаждения, дороги и лавочки.
-А что еще есть на набережной? (фонтан)
(фото «фонтана «Дружба», см. приложение)
-Правильно, фонтан. А как он называется? («Дружба»)
(фото, см. приложение)
— А вот такие постройки есть на набережной. Это колоннады – ряд колонн, составляющих архитектурное целое.
Ротонда – круглое или полукруглое небольшое здание, обычно с куполом.
Фонари – вечером фонари освещают набережную, поэтому люди могут гулять по ней не только днем, но и вечером.
(фото, см. приложение )
-Волгоград приветливый и гостеприимный город. Сюда приезжает много гостей.
-А как гости попадают в наш город? (на корабле)
-Да, гости приплывают в наш город по Волге на теплоходах к причалам речного вокзала. Он самый крупный в России.
-Ребята, а как еще гости могут приехать в наш город? (на поезде, на самолёте)
-Давайте с вами представим, если бы вы были гостями города. Какую телеграмму бы вы отправили своим родственникам, чтобы они вас встретили.
Словесная игра «Гости города»
-Давайте я начну. «Я приеду к вам в город на поезде. Встречайте меня на железнодорожном вокзале»
-Молодцы. А теперь продолжим наше путешествие.
(фото, см. приложение)
-Гости поднимаются по нарядной центральной лестнице и попадают на центральную набережную. Это самое любимое место отдыха волгоградцев.
(фото, см. приложение)
-Посмотрите, какая красивая наша набережная стала.
-Ребята, на прошлом занятии мы уже начали конструировать нашу набережную, давайте посмотрим, что у нас уже построено, а чего не хватает. Проходите к столу.
-Что у нас уже есть? (речной вокзал, дорога…)
-Давайте достроим нашу набережную? (давайте)
Игра «Построй набережную»
-Чего нам еще не хватает? (лестницы, фонарей…)
-Кто хочет построить лестницу; колоннады; музыкальный театр; ротонду?
-Что ты построил? (я построил ротонду)
-Посмотрите на экран, наша набережная похожа на набережную на экране? (да)
-Молодцы, вы правильно и красиво сконструировали центральную набережную.
-Ребята, а вы знаете, чье имя носит набережная? (нет)
-Она носит имя 62-ой Армии, которая в войну защищала наш город.
-Недавно набережной исполнилось 50 лет – это возраст ваших бабушек, значит и набережную можно считать бабушкой, но посмотрите, какая она нарядная, чистая, молодая и яркая.
-Проходите на стульчики.
-Вспомните, пожалуйста, вы с родителями ездили на набережную?
-А что вы там делали? (гуляли, ходили в кафе)
-Кто хочет рассказать об этом?
(фото детей, когда они были на набережной)
Рассказы детей.
-Спасибо, ребята, за ваши рассказы.
-Давайте с вами вспомним названия нашего города. Какое было первое название нашего города; второе; и сейчас?
-Вместе с вами и вашими родителями мы собрали много фотографий, это снимки и Царицына, и Сталинграда, и Волгограда.
-Помогите мне разложить их на ленту времени.
-Проходите поближе. Это лента времени. Давайте договоримся, что желтый цвет обозначает город Царицын, красный цвет – город Сталинград, а зеленый — город Волгоград.
-Берите фотографии и раскладывайте их на ленте времени.
-Фотографию, какого города ты выкладывал? (Сталинграда, Царицына, Волгограда)
-Какой город вам нравится больше? Почему? (Волгоград, он красивее)
-В любое время, давным-давно и сейчас, наш город был по-своему красив и жили в нем трудолюбивые люди, которые защищали город от врагов, восстанавливали и украшали свой город.
-Я думаю, что когда вы вырастете, город будет гордиться и вами, своими жителями.
Используемая литература:
Е. С. Евдокимова, Т. Г. Кобзева, Е. А. Кудрявцева «Детям и взрослым о войне и мире» (методическое пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей) Волгоград: Саратов: Борисов Р.А., 2005
Познание истории и культуры города – героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы)./Под редакцией Е.С. Евдокимовой, Н.Р. Оганян, С.А. Пятаевой. – Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004
Используемые интернет ресурсы:
https://www.volfoto.ru/volgograd/embankment/stairs/photos/3841.html
ПРИЛОЖЕНИЕ