Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 161
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
города Кемерово Кемеровской области
Конспект урока для 2 класса на тему
«Библиотека»
подготовила
воспитатель
Быкова Наталья Никитична
г. Кемерово
2014
Цель: знакомство детей с устройством библиотеки, с видами книг и частями книги.
Задачи:
— расширить знания детей о книгах, различных их видах и частях книги (обложка, титульный лист, страница, текст, иллюстрация);
— познакомить с творчеством художника — иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина;
— развивать активное произношение, творческое воображение, координацию движений, чувство ритма, технические навыки;
— воспитывать чувство любви к книге и чтению.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, художественное творчество, музыка и здоровье.
Материалы и оборудование: слайды с изображением фасада библиотеки (городской, детской, районной), интерьера библиотеки (фойе, читального зала, зала абонемента и комнаты сказок). Книги сказок, рассказов, энциклопедии, словари. Книги с иллюстрациями И. Я. Билибина. Листы бумаги 20х15, кисти для рисования, краски, стаканчики с водой, карандаши. Аудиозапись «Если нравится тебе…» (обработка В. Попова).
Словарь: библиотека, библиотекарь, обложка, титульный лист, страница, текст, иллюстрации.
Предварительная работа: совместная деятельность взрослого и детей (групповая и подгрупповая) – рассматривание различных книг, чтение книг по выбору детей, беседа о книгах «Какие бывают книги», экскурсия в детскую библиотеку; индивидуальная работа – повторить выученные стихотворения с детьми.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы): обогащение материалами игры «Библиотека», самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Взаимодействие с родителями / социальными партнерами: беседа с родителями об организации экскурсии в детскую (городскую, районную, областную) библиотеку; рекомендации по семейному чтению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Взаимодействие со школой: экскурсия в школьную библиотеку.
Ход
Дети и воспитатель уютно располагаются в групповой комнате, и начинают игру.
Игра: «В нашей группе, в нашей группе…».
Дети и воспитатель хлопают в ладони, в такт хлопкам произносят текст:
В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят.
А у нас есть Настя, а у нас есть Егор, а у нас есть Дима и т.д. идёт перечисление всех детей, кто присутствует.
В нашей группе, в нашей группе
Много дружных ребят!
(Воспитатель обращает внимание на слайд изображение библиотеки).
Воспитатель: Какое необыкновенное здание! Высокое! Красивое! С большими окнами! Высокое крыльцо! Какие колонны! Двери большие, украшены резьбой! Что располагается в этом здании!?
Дети: (предполагаемый ответ) Это библиотека! В этом здании работает библиотека! Мы все вместе ходили в библиотеку! Она рядом с нашим детским садом!
Ребёнок: Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными
Вдоль стены
Собрались сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай!
(Автор загадки: Е. Михайленко)
Дети: (предполагаемый ответ) Это библиотека!
Воспитатель: Дети, что вы можете рассказать о библиотеке?
Дети: (предполагаемые ответы) В библиотеке очень много книг. Книги в библиотеке разные. Книги большие и маленькие. В библиотеке есть книги для детей и для взрослых. В библиотеке можно рассматривать книги. Можно читать книги. А ещё можно брать книги домой, чтобы дома читать.
Воспитатель: Дети, в библиотеке кто нам помогает нужные книги находить, выбирать книги. Регистрирует читателей. Каталог книг ведет?
Дети: (предполагаемые ответы) В библиотеке работает библиотекарь. Помогает книги выбирать библиотеке. Нас библиотекарь записывал.
Воспитатель: Дети, а что особенно вам понравилось в библиотеке?
Дети: (предполагаемые ответы) В библиотеке очень, очень много книг. Книги в библиотеке красивые. В библиотеке есть комната сказок. В ней собраны книги со сказками. В комнате сказок сказочные герои живут. Сказочные домики стоят. В сказочной комнате мы видели фигурки сказочных героев. В сказочной комнате всё волшебное.
Физминутка: «Сидит ворон на дубу…» (русская народная потешка).
Движения производятся в соответствии с текстом. В среднем темпе. Слова потешки проговариваем четко, ясно.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
(притопы правой ногой, руки на пояс)
Труба точеная,
Позолоченная!
(имитация игры на трубе – попеременное перебирание пальцами рук, руки на уровне груди)
Ворон в красных сапогах,
(выставление ноги на пятку, попеременно – правую и левую, руки на поясе)
В позолоченных серьгах!
(круговые движения указательными пальцами рук около мочки уха)
Песня складная,
Труба ладная!
(руки вытянуты вперёд, перед грудью, скользящие движения ладони о ладонь)
(Воспитатель обращает внимание на групповую библиотечку).
Воспитатель: Это моя любимая книга! Называется книга «Сказка о рыбаке и рыбке». Написал сказку Александр Сергеевич Пушкин.
Дети, возьмите свои любимые книги.
(Дети берут книги, раскрывают, листают книги).
Ребёнок: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита?
Дети: (предполагаемый ответ) Книга.
Ребёнок: Без языка,
Без голоса,
А всё расскажет?
Дети: (предполагаемый ответ) Книга.
Воспитатель: Дети, в руках у вас книги. Книга – это непериодическое печатное издание в виде сброшюрованных листов печатного материала. Книга – средство информации.
У всех книг есть обложка. (Демонстрирует).
Книжные обложки красочные, яркие. На обложке располагается рисунок. Обычно изображают героя сказки, рассказа или стихов. По рисунку можно догадаться о ком или о чём написано в книге. В моей книге главный герой – сказочный петушок. Художник изобразил его на спице дворцовой башни.
Очень красивым шрифтом, на обложке, написано название книги. Обязательно указывают имя автора. (Зачитывает).
Затем, в книге, располагается титульный лист. (Демонстрирует).
На титульном листе размещаются основные исходные данные: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. (Зачитывает).
Титульный лист в композиции книжного оформления соответствует музыкальной прелюдии. Дает нам – читателям, возможность вступить в мир книги. И получить эстетическое наслаждение от предстоящего чтения.
Воспитатель: Книга из чего состоит?
Дети: (предполагаемые ответы) Книга состоит из листов. Из страниц книгу составили. Страниц может быть немного. Книги бывают тоненькие. Это когда страниц в книге мало. А бывают книги толстые, в них много страниц.
Воспитатель: Страница книги это – одна сторона листа бумаги. На странице книги мы можем прочитать текст произведения. Рядом с текстом можем увидеть рисунки художников или иллюстрации. Такое изображение носит название – иллюстрация. (Демонстрирует).
(Дети просматривают иллюстрации в своих книгах и возвращают книги на полки групповой библиотеки).
Воспитатель: Иллюстрации помогают нам уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. (Демонстрация иллюстраций И.Я.Билибина к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Воспитатель: Это иллюстрации художника Ивана Яковлевича Билибина. Начиная работу над рисунком, Билибин Иван Яковлевич набрасывал эскиз будущей композиции. Черные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивает заданные линии. Для обрамления рисунков Иван Яковлевич Билибин использует орнамент. (Демонстрирует).
Воспитатель: Эти замечательные книги — «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина, «Белая уточка» русская народная сказка, «Тысяча и одна ночь» арабские сказки с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина будут находиться в нашей библиотеке! И мы с вами сможем их посмотреть и прочесть. (Дети располагают полученные книги на полочках библиотеки).
Воспитатель: Вот здесь находятся наши формуляры. Что такое? (Демонстрация чистого листа бумаги). Как же мы узнаем, где, чей формуляр?
Дети: (предполагаемые ответы) Давайте нарисуем рисунки! Напишем имена наши! Нарисуем сказочных героев!
Воспитатель: Замечательное предложение! Принимается!? Посмотрите, чудеса, у нас всё для рисования готово! (Обращает внимание на рабочие столы, на столах всё необходимое для рисования).
Пальчиковая игра: «Паучки»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки ребёнка скрещены на груди).
(Пальцы каждой руки «бегут по предплечью, а затем и по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти рук свободно опущены, ребёнок выполняет стряхивающее движение.)
Всю семью на землю смыл.
(Ребёнок хлопает по коленям.)
Солнце стало припекать,
(Ладони ребёнка боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы расставлены в стороны.)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Самостоятельная деятельность детей: оформление своего формуляра для групповой библиотеки рисунком с написанием своего имени.
Воспитатель: Дети, что вы держите в руках? Что написано на карточках?
Дети: (предполагаемые ответы) Это наши формуляры. Это моя карточка. Мы будем в библиотеке книги брать и записывать. Я нарисовала рыбку и написала своё имя, это моя карточка.
(Дети ставят свои формуляры в ящичек для формуляров).
Итог: Дети делятся впечатлениями, рассматривают книги, иллюстрации.
Список использованной литературы
1. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (подготовительная группа) – М.: Вако, 2005.
2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня – М.: Просвещение, 1983.