Конспект урока для 2 класса
по теме: «Обувь»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность помощников | Коммуникатив-ные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | |
Выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве | Использование метода драматизации(появление в проекте Алёнушки и Иванушки), совместно с учащимися формулирование темы, цели и задач проекта. Деление учащихся на группы: «Физиологи», «Филологи», «Исследователи», «Мастера», «Историки». | В сотворчестве с учителем принятие темы, цели и задач проекта. Разработка критериев оценки результатов проекта: понимание учебной задачи, умение отбирать систематизировать информацию, чёткость работы в группе, умение договариваться, распределять роли. | Исполнение роли Алёнушки и Иванушки (учащиеся 2 класса- Малышева Александра, Хисматуллин Данила) | Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. | Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, развитие познаватель-ных интересов, учебных мотивов. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | Формулирование проблемы. |
Организация работы групп: взаимодействие с учащимися в исследователь-ском проекте | Организация работы групп («Физиологи», «Филологи», «Исследователи», «Мастера», «Историки») информационных листов (индивидуального для каждой группы) | Знакомство с информационными листами. Отбор информации с опорой на жизненный опыт, генерация собственных идей | Родители и педагоги являются тьютерами в группах, могут являться источником дополнительной информации. | Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции | Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно- преобразую-щей деятельности человека. |
| Поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Реализация проектов | Подготовка предметной среды для каждой группы. Позиция консультанта – фасилитатора | Работа по инструкционной карте. Распределение ролей в группе, составление плана работы, выполнение проекта, самоконтроль и взаимоконтроль, коррекция результатов. | Родители оказывают помощь в подготовке предметной среды. Тьютеры координируют работу групп. | Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли владение монологической и диалогической формами речи | Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответствен-ности развитие доброжелатель
ности, доверия и внимательнос-ти к людям, готовности к сотрудничест-ву и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролиро-вать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Презентация | Помощь в организации презентации. | Презентуют проекты в выбранной форме. Дают самооценку своей работе, в соответствии с разработанными критериями. | Тьютеры помогают в организации презентации, выборе её формы. Проводят внешнюю экспертную оценку работы групп | Формирование умения ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, владение монологической и диалогической формами речи | Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия | Умение адекватно воспринимать оценки. | Построение логической цепи рассуждений |
Подведение итогов проекта | Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Цветка настроения» | Оценивают результат своего участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью «Цветка настроения» |
|
| Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. | Умение контролиро-вать процесс и результаты своей деятельности. |
|
Конспект проекта
Тема: «Обувь»
Тип: исследовательский, групповой, краткосрочный (коммуникативный, информационный, проектировочный проект)
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 2 «В» класса через их включение в коллективный ( групповой по аспектам темы), исследовательский проект по теме: «Обувь».
Задачи:
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
а) формирование чувства гордости за свою Родину, её самобытность, фольклорную основу;
б) формирование уважительного отношения к иному мнению;
в) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения ( УУД ):
а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;
в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;
г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,
д) развитие умений работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли.
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
Инструкционные карты, информационные листы, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта;
Для группы «Физиологи» — несколько видов обуви на каблуке, линейка, ручка или карандаш.
Для группы «Мастера»- различные виды ткани, шнурки, выкройки, карандаши, ножницы.
Для группы «Историки»- книга «Русский костюм», клей, карточки с изображением обуви.
Для группы «Исследователи»- разные виды обуви, таз, вода, кружка, ручка или карандаш, песочные часы.
Для группы «Филологи» — « Фразеологический словарь» ,книги со сказками, песнями, загадками, скороговорками, стихами.
Ход занятия:
1 Орг.момент.
Дорогие ребята, у нас сегодня много гостей. Поприветствуем их.
— Сегодня мы отправимся в чудесный город, которого нет на карте, он существует только в волшебной стране. Как называется этот город, вы сможете узнать разгадав загадку.
Если б не было её, было б людям нелегко,
Ведь её значенье в жизни очень даже велико!
Не могли бы люди в зиму выйти даже погулять,
Босиком ходить по лужам приходилось бы опять.
Сложно бегать, прыгать, лазить без неё, скажу вам я,
Некрасиво, неудобно … Так о чём же речь, друзья?
— Правильно, город называется ОБУВЬ!
В класс входят Алёнушка и Иванушка ( дети в русских костюмах)
Под музыку из мультфильма «Летучий корабль» Алёнушка исполняет песню.
-Надоело, жить мне в царстве – царстве сказок
Захотелось в современном мире жить
И взяла с собой я братца, лапти
И модный подиум решила покорить.
А я не хочу, не хочу в лаптях шлёпать
А я в каблучках, в каблучках хочу
Мне дайте модельную, модную обувь
На крыльях я в ней полечу.
Иванушка:
— Сладу, нет у меня с сестрицей. Твердит и твердит, хочу обувь на каблуке. И всё тут. А я видите в лаптях. На дворе скоро зима. Хочется обувь потеплее. Помогите, ребята, нам.
— Ребята, а нужна ли Алёнушке сейчас обувь на каблуке? Давайте поможем ей разобраться.
Алёнушка:
Хочу туфли лёгкие- легкие.
Модные современные
На высоком – высоком каблуке
И чтоб ни в сказке сказать,
Ни пером описать.
Да и про братца не забудьте:
Чтоб у него были туфли ручной работы.
-Ребята, так как же мы сможем Алёнушке помочь? Написать на доске:
-Сможем сделать обувь своими руками? СОВРЕМЕННУЮ
— Сможем определиться на высоту каблука? НА ВЫСОКОМ
КАБЛУКЕ
ЛЁГКУЮ
И чтобы краше не было во всём белом свете? НИ В СКАЗКЕ
СКАЗАТЬ НИ ПЕРОМ
ОПИСАТЬ
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
-Чтобы помочь Алёнушке с Иванушкой мы разделимся на группы:
Группа «Физиологи»
Физиолог – специалист о функциях организма.
Выбрать обувь на каблуке для девочки.
Исследовать высоту каблука на разной обуви.
Группа «Мастера»
1.Изготовить древне – русскую обувь для мальчика.
2.Исследовать выкройки старинной обуви.
Группа «Филологи»
Филолог- это специалист изучающий культуру народа в литературном творчестве.
1.Есть ли в русском фольклоре произведения об обуви.
2.Исследовать произведения русского фольклора.
Группа «Историки».
1.Изучить историю изменения обуви.
2.Исследовать, как выглядела обувь в разные исторические эпохи.
Группа «Исследователи»
Какую обувь можно носить в сырую погоду.
Исследовать разные виды обуви на свойства промокаемости в воде
(ДЕТИ ЗАНИМАЮТ МЕСТА В ВЫБРАННОЙ ИМИ ГРУППЕ)
Работа в группе должна соответствовать следующим критериям:
Каждая группа должна понимать учебную задачу.
Уметь работать и информацией ( в этом вам помогут информационный лист и инструкционная карта)
Работать в группе чётко. ( ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ)
Правила работы в группе.
В группе работая вежливы будьте.
Другу помочь не забудьте.
Не перебивай, выслушай до конца.
Будь открытым для взаимодействия.
Уважай мнение участников.
Перед вами коробка с материалами, информационные листы , инструкционные карты ознакомьтесь с ними и приступайте к работе, а консультировать вас будут (назвать И.О. консультантов-фасилитаторов)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ.
РЕФЛЕКСИЯ.
1.Листок самооценки.
2.Эмоциональная оценка.
— Ну, что Алёнушка подобрали ли тебе ребята обувь на каблуке?
А ты Иванушка остался доволен подарком, который тебе сделали ребята?
Но, уже через неделю наступит зима и зимой очень тепло ходить в валенках.
Поэтому валенок украсьте:
ЕСЛИ У ТЕБЯ НА ПРОЕКТЕ БЫЛО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ приклейте КРАСНЫЙ ЦВЕТОК,
СПОКОЙНОЕ ЖЁЛТЫЙ
ПЛОХОЕ СИНИЙ
Информационный лист для группы «Мастера»
Общие рекомендации: Чтобы приготовить подарок Иванушке, используйте ткань по прочнее, по теплее, которая дольше будет носиться. При этом надо помнить, что древняя обувь кроилась на правую и левую ногу одинаково, была мягкой и уже в процессе носки разнашивалась по ноге.
Кожаную обувь наших предков можно разделить на три группы:
ПОРШНИ
БАШМАКИ
САПОГИ
ПОРШНИ — делались из куска кожи ,стянутой ремешком. Само название ПОРШНЕЙ происходит от слова «порт» в значении «лоскут». Крепились они на ноге с помощью верёвок.
БАШМАКИ — отличаются от поршней вшитой подошвой. Слово «подошва» и означает «то, что подшито»
САПОГИ – древний сапог имел не очень высокое голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и подковок, то есть это был удлинённый башмак.
Инструкционная карта для группы «Мастера».
Распределите роли в группе. Заполните вторую колонку таблицы.
Рассмотрите виды ткани. Подумайте, обсудите и решите, какой подарок вы будете делать Иванушке.
Запишите в таблицу.
Прочитайте информационный лист.
Изготовьте обувь по плану:
а) выберите ткань для осенней обуви
б) выберите вид обуви
в) изготовьте выкройку по плану
г) соберите изделие
Приготовьтесь презентовать свой подарок.
Подарок для Иванушки. | Мастер | |
1. | Чтец |
|
2. | Технолог ( выбирает ткань и выкройку) |
|
3. | Закройщик ( изготавливает выкройку и вырезает ткань по выкройке) |
|
4. | Сборщик обуви ( делает дырочки и вставляет шнурок) |
|
5. | Консультант (примеряет изделие) |
|
|
|
|
|
|
|
| презентация |
|
План изготовления выкройки.
Положите ткань наискосок.
Положите ногу на ткань, обведите ногу карандашом по контуру ноги.
Приложите ладошку к носку ноги, к пятке, с левой стороны, с правой стороны.
Обведите по контуру.
Приложите по два пальчика по каждой стороне на одинаковом расстоянии.
Наметьте отверстия.
Сделайте дырочки под шнурок.
Вырежьте заготовку.
На втором куске ткани обведите заготовку, наметьте отверстия.
Сделайте дырочки под шнурок.
Вставьте шнурок.
Примерьте изделие Иванушке.
Информационный лист для группы «Физиологи».
По назначению обувь делится на повседневную, модельную, домашнюю, специальную, профилактическую, ортопедическую, пляжную, дорожную, национальную, обувь для активного отдыха и специальную обувь для людей пожилого возраста.
Каблук делится на три типа:
Низкий — до 6 см,
Средний – от 6 см до 8 см,
Высокий – более 8 см.
Высота каблука для детской обуви не более 3 см Каблук на детской обуви должен быть обязательно, иначе может развиться плоскостопие.
Ношение обуви на высоком каблуке приводит к заболеваниям ног и деформации стопы.
Инструкционная карта для группы «Физиологи».
Изучите таблицу № 1.Распределите роли в группе.
Таблица № 1.
Роли в группе | Имена | |
1. | Чтец № 1(читает информационный лист )
|
|
2. | Чтец №2 ( читает инструкционную карту) |
|
3. | Исследователь( производит необходимые измерения) |
|
4. | Исследователь — лаборант(заносит в таблицу полученные измерения) |
|
5. | Консультант( предлагает Алёнушке примерить обувь и консультирует о правильной высоте каблука для девочки) |
|
6. | Докладчик (готовит выступление и рассказ о работе группы) |
|
Прочитайте в информационном листе данные о назначении обуви.
Распределите обувь на группы по назначению.
Выберите обувь на каблуке. Измерьте высоту каблука
а) возьмите линейку
б) приложите к основанию каблука
в) измерьте расстояние между основанием и набойкой
Занесите полученные результаты в таблицу №2.
Таблица №2
Исследуемая обувь | Высота каблука | |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
а) Предложите исследуемую обувь Алёнушке
б) Проконсультируйте Алёнушку о том , как правильно выбрать обувь на каблуке
7 .Приготовьтесь выступить с предложением совета Алёнушке.
Инструкционная карта для группы «Филологи»
Изучите таблицу №1 . Распределите роли в группе.
Роли в группе | Имена | |
1. | Исследователь загадок |
|
2. | Исследователь сказок |
|
3. | Исследователь песен |
|
4. | Исследователь фразеологизмов |
|
5. | Исследователь стихов |
|
6. | Исследователь скороговорок |
|
| презентация |
|
Работа с информацией.
а) найдите в предложенной литературе произведения изучаемого вами жанра.
б) прочитайте, расскажите о прочитанном вашим товарищам
в) подумайте, почему так много произведений разных жанров на Руси связано с обувью?
г) сделайте вывод.
3. Приготовьте отчёт о работе своей группы.
Информационный лист для группы «Исследователи».
В зависимости от времени года, обувь подразделяется на зимнюю, летнюю и демисезонную.
Различают натуральные и синтетические материалы для изготовления обуви.
Кожа или искусственная кожа
Пластмасса
Резина
Ткань — натуральная или искусственная
Дерево – например, кора берёзы, липы – лапти из бересты
Инструкционная карта для группы « Исследователи»
1.Распределите роли в группе ( запишите роли в таблицу № 1)
Таблица №1.
Роли в группе | Мастер | |
1. | Чтец |
|
2. | Исследователь летней обуви |
|
3. | Исследователь зимней обуви
|
|
4. | Исследователь демисезонной обуви |
|
5. | Докладчик |
|
6. |
|
|
2. Распределите обувь в зависимости от времени года. Прочтите информационный лист.
3.Начинайте исследовать обувь, поставив перед собой вопрос: Какую обувь надо обувать в сырую погоду?
4. Исследуйте обувь по плану.
а) поставьте обувь в таз с водой
б) подождите 1 минуту (используйте песочные часы)
в)достаньте обувь из воды и проверьте намокла ли обувь снаружи и внутри
г) сделайте вывод
д) запишите вывод в таблицу №2.
Исследуемая обувь | Результат исследования | |
1. | Сандалии |
|
2. | Кроссовки |
|
3. | Сланцы |
|
4. | Ботинки |
|
5. | Резиновые сапоги |
|
6. | Кеды |
|
7. | Валенки |
|
8 | Валенки с галошами |
|
9 | Кожаные сапоги |
|
5.Приготовьтесь презентовать
Инструкционная карта для группы «Историки».
.Распределите роли в группе.
Роли в группе | Имена историков | |
1. | Чтец |
|
2. | Историк Древней Руси |
|
3. | Киевская Русь |
|
4. | Историк эпохи Петра 1. |
|
5. | Историк второй половины 19 века |
|
6. | Историк начало 20 века |
|
7. | Начало 21 века. |
|
|
|
|
| презентация |
|
2.Найдите и прочитайте информацию об обуви в выбранное вами историческое время
3..Найдите изображение этой обуви.
4.Оформите свою витрину на выставке.
5.Подготовьте сообщение, как выглядела обувь в выбранное вами историческое время.
Древняя Русь.
6-9 века
История русского костюма начиналась с древних времён .Суровые природные условия : долгая зима и прохладное лето- заставляли одевать меховые шапки, тулупы, шубы. Ноги они оборачивали в онучи, а сверху обували кожаные или плетёные из лыка лапти.
Обувью знатным людям служили сапоги из мягкой кожи, перетянутые ремешками, голенища не собирались в складки, а те кто победнее, обувались в кожаные башмаки или лапти, плетённые из лыка. А зимой и мужчины , и женщины ходили в тёплых валенках.
Киевская Русь
10-13 века.
В 10 веке у восточных славян образовалось государство, столицей которого был город Киев. Рубахи были почти до самых пят. Знать носила плащ на красной подкладке. У князя , княгини, у бояр были дорогостоящие головные уборы – богатые шапки с мехом. Крестьяне носили одежду из недорогого материала. А обувь была разнообразной. Богатые носили удобные сапоги из мягкой кожи или кожи с узорами. Каблук у сапожек был не очень высокий. Голенища перевязывали ремешками или тесьмой, чтобы не съезжали с ног.
Эпоха Петра 1.
Царским указом всем дворянам и служилым людям предписывалось носить «платье французское или немецкое». Нужно было приобретать заграничные кафтаны, парики, шёлковые чулки и немецкие тупоносые ботинки. Обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани. Сапоги с широким округлым носком продолжали шить из мягкой кожи натурального цвета .Женщины завивали волосы в локоны, носили модные французские платья с глубоким вырезом, затягивались в корсеты. Основным головным убором дворян и чиновников была «петровская» треуголка. Суровая русская зима заставляла надевать шубы, на головы собольи шапки, а руки прятать в мягких муфтах.
Вторая половина 19 века.
Мода продолжала свое шествие по Европе. Кроме сюртуков и фраков, стали появляться пиджаки и жакеты. Без изменений остались белые мужские рубашки. Их могли носить и со стоячим воротником, и с отложным. В моду входят ленточные галстуки – «бабочки» и «змейки»
Женские туфли, сапожки на шнуровке, ботинки на пуговицах теперь обязательно имели каблук, иногда внушительной высоты. Головные уборы были самые разнообразные: широкополые шляпы с перьями, маленькие шляпки с вуалью.
Начало 20 века.
В эти годы в одежде появляется новый стиль – модерн, при котором использовались плавные формы. Модной стала блуза со стоячим воротничком, заправленная в юбку. У мужчин были в моде пиджаки различной длины, смокинги.
Форма обуви начинает повторять очертания стопы.
Самой модной мужской обувью были туфли. В дождливую погоду сверху надевались калоши, по внешнему виду почти не отличавшиеся от туфель.
Начало 21 века.
Сегодня в России большинство людей не придерживаются определённого стиля в одежде. Если пройтись по улицам, то можно увидеть самые разнообразные сочетания деталей – в костюмах, головных уборах и обуви, когда – то считавшихся «несочетаемыми».
У девушек в летней одежде модны «топики»- короткие блузки и майки, а юбки и джинсы приспущены на бёрдах. Популярны кепки – «бейсболки», кожаные куртки, жилеты с многочисленными кармашками на «молниях». Не стареют и молодёжные кроссовки, разве что цвет и форма их время от времени меняется. Представленные в магазинах коллекции обуви ничуть не уступают по красоте и изяществу обуви прошлых веков .При декоративной отделки обуви используется ручной труд и красивые виды кожи и ткани. Только сейчас себе такую обувь может позволить не только человек знатного происхождения, но и любой другой.
Листок самооценки группы «Мастера».
Результат | |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу |
|
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность |
|
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать
|
|
Мы научились слушать и слышать товарищей |
|
Мы гордимся традициями своей Родины |
|
Мы научились работать в группе |
|
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности |
|
Результат исследования: |
|
1.К древне — русской обуви относятся поршни | ДА НЕТ |
2.К древне — русской обуви относятся кроссовки | ДА НЕТ |
|
|
Листок самооценки группы «Физиологи».
Результат | |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу |
|
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность |
|
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать
|
|
Мы научились слушать и слышать товарищей |
|
Мы гордимся традициями своей Родины |
|
Мы научились работать в группе |
|
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности |
|
Результат исследования: |
|
1.Для детей подходит каблук выше 8 см | ДА НЕТ |
2.Для маленьких детей каблук на обуви не нужен | ДА НЕТ |
|
|
Листок самооценки группы «Исследователи».
Результат | |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу |
|
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность |
|
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать
|
|
Мы научились слушать и слышать товарищей |
|
Мы гордимся традициями своей Родины |
|
Мы научились работать в группе |
|
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности |
|
Результат исследования: |
|
1.В жаркую, сухую погоду нужно носить резиновые сапоги? | ДА НЕТ |
2.В сырую погоду зимой нужно носить сланцы? | ДА НЕТ |
|
|
Листок самооценки группы «Филологи».
Результат | |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу |
|
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность |
|
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать
|
|
Мы научились слушать и слышать товарищей |
|
Мы гордимся традициями своей Родины |
|
Мы научились работать в группе |
|
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности |
|
Результат исследования: |
|
| ДА НЕТ |
| ДА НЕТ |
| ДА НЕТ |
Листок самооценки группы «Историки».
Результат | |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу |
|
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность |
|
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать
|
|
Мы научились слушать и слышать товарищей |
|
Мы гордимся традициями своей Родины |
|
Мы научились работать в группе |
|
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности |
|
Результат исследования: |
|
| ДА НЕТ |
| ДА НЕТ |
|
|