Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»
Конспект урока для 2 класса
«Прогулка на автобусе»
подготовила воспитатель
Третьякова Ольга Александровна
Надым, 2013
Цель. Развивать интерес к игре; учить развивать сюжетную игру, закрепляя знания и трудовые действия водителя и кондуктора. Закреплять правила поведения в городском транспорте. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважение к труду водителя и кондуктора.
Педагогическая задача. Подводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе игры.
В игровой деятельности прослеживается интеграция с другими образовательными областями, а именно:
«Безопасность». Развивать у детей азы дорожной грамоты; учить, на практике применять правила дорожного движения
«Социализация». Учить развивать сюжет на основе личного опыта детей;
«Коммуникация». Формировать умение взаимодействовать с двумя лицами (водитель-кондуктор; пассажир-кондуктор); способствовать речевой активности.
«Труд». Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых;
«Познание». Продолжить знакомить с профессией водителя, кондуктора; упражнять детей в элементарных способах конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга; развивать желание детей конструировать; закреплять умение различать детали, называть их;
Предварительная работа:
— беседа «Какой бывает транспорт», «Как людям транспорт помогает», «Как я ехал на автобусе», «Расскажи, что ты видел на улице»;
— дидактические игры: «Подбери правильно», «Сложи транспорт из частей», «Покажи транспорт, который назову»;
— наблюдение за движением машин, за грузовым автомобилем, который привёз продукты в детский сад;
— рассматривание иллюстраций «Улица», «Транспорт»;
— чтение художественной литературы: В.Мирясова «Легковой автомобиль», С. Михалков «Если цвет зажегся красный», А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофёр»;
— просмотр видео уроков «Учим правила дорожного движения».
Ход занятия
Воспитатель. Колокольчик звенит, всем собраться велит. Какие вы внимательные, как быстро собрались на звук колокольчика. А какие звуки вам еще знакомы? (ответы детей) Отгадайте вот этот звук (звук движения машины или автобуса). Верно, молодцы!
Отгадайте, загадку. О каком виде транспорта идет речь?
Домик на колёсах с нетерпеньем ждём,
Он сейчас подъедет, мы в него войдём,
Там кондуктор просит всех билеты взять
Домик на колёсах, как его назвать? (автобус)
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением автобуса.
Воспитатель. Расскажите, что есть в автобусе? (Воспитатель уточняет: в автобусе есть двери, сиденья, кабина для водителя. В кабине сидит водитель, он управляет автобусом). А кто сидит в салоне автобуса? А как нужно входить в автобус? (входить через заднюю дверь, выходить через переднюю) Как нужно вести себя в автобусе? (сидеть надо спокойно, громко не разговаривать, не мешать друг другу) Где нужно ждать автобус?
Воспитатель. Какие вы молодцы! Как много знаете об этом виде городского транспорта. А вы, ребята, хотели бы прямо сейчас прокатиться на автобусе? Как нам это сделать? (Подвести детей к постройке автобуса из стульев)
Воспитатель выбирает детей на роли водителя и кондуктора, уточняет ролевые обязанности, говорит, что остальные – пассажиры.
— Ребята, где пассажиры ждут автобус? Какие правила посадки в автобус вы знаете?
Посмотрите-ка, как ловко
Он подъехал к остановке
В детский сад и на работу
Вас доставит без заботы. (автобус)
Дети занимают места в «автобусе», кондуктор обилечивает пассажиров, водитель дает сигнал к отправлению.
— Автобус будет делать остановки «Дорожная азбука», «Игровая»
Воспитатель: Разрешите мне на время прогулки стать экскурсоводом. Посмотрите, как много домов на улицах нашего города! Все они разные: высокие, низкие; в одних люди живут (показывает жилой дом), в других — работают. А в этом доме, что находится? (картинка магазина, почты, школы, кинотеатра).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что поездки в автобусе люди совершают не ради удовольствия: одни едут на работу, другие – к доктору, третьи в музыкальную школу и т.д. Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям быстро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд почетен и нужно его, уважать.
Воспитатель. Осторожно, двери открываются остановка «Дорожная азбука» (детей приветствует инспектор дорожного движения – воспитатель)
Проверяет знания детей по правилам дорожного движения, правилам для пешеходов, названию и назначению частей дороги, сигналов светофора.
Инспектор: — Добрый день, ребята! У вас прогулка по городу? Тогда вам просто необходимо вспомнить правила дорожного движения. Вы готовы ответить на мои вопросы?
— По какой части улицы движутся машины? (проезжая часть, дорога)
— Как называется часть улицы, по которой идут пешеходы? (тротуар)
— Где пешеход может перейти дорогу? (по знаку пешеходный переход, «зебра»)
Д/и «Внимательный пешеход»
Цель. Закрепить знания детей о сигналах светофора для пешехода, развивать внимательность (красный свет – кричат «Стой!»; зеленый – ходьба на месте).
Воспитатели. Ребята, может быть, вы знаете стихотворение о сигналах светофора? Расскажите.
Если свет зажегся красный –
Значит, двигаться опасно,
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт!»
С. Михалков
Д/и «Знаки дорожные простые и сложные»
Цель. Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, развивать память («Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Главная дорога», «Движение для велосипедистов», «Парковка» и т.д.)
Инспектор дорожного движения благодарит ребят за хорошие знания. Дети продолжают движение в автобусе.
Инспектор. Спасибо, ребята, за ваши отличные знания правил дорожного движения, можете продолжать прогулку.
Воспитатель. Следующая остановка «Игровая».
Перед детьми макет улицы кукольного городка.
Воспитатель. Какой красивый чистый городок, с высокими домами, ухоженными деревьями, широкой улицей, но мне кажется,чего-то здесь не хватает. Чего? (машин на улице). А мы можем чем-нибудь помочь? (подвести детей к выводу, что автобус можно построить из строителя). Какие детали нужны для строительства автобуса? (пластины, кубики, цилиндры). Давайте поможем оживить улицу городка. Матрёшки благодарят ребят, дети продолжают путь (снова идя по тому же маршруту к автобусу).
Воспитатель. Вот и закончилась наша прогулка на автобусе, вы справились с заданиями, соблюдали правила дорожного движения и помогли матрёшкам. Я вам вручаю медали «Лучшему знатоку правил дорожного движения» и дидактическую игру «Подбери правильно», чтобы вы и дальше изучали правила дорожного движения.
Использованная литература:
1.Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.- Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010
2.Куцакова Т.Ц. Конструирование и художественный труд в детском саду.- Москва: Творческий Центр Сфера, 2010
3.Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2010