Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида городского округа Стрежевой
Конспект урока для 2 класса «Защитники Земли русской»
Составила:
воспитатель Бетхер Наталья Павловна
2011г.
Данное занятие направлено на познавательно-речевое развитие детей через ознакомление с богатырями – защитниками земли русской.
Занятие ориентировано на детей подготовительной группы.
Что побудило меня на составление этого занятия:
— во-первых, интерес проявленный детьми к данной теме после прочтения сказок и былин;
— во-вторых, сейчас не так много времени уделяется патриотическому воспитанию детей, хотелось немного заполнить этот пробел.
Тема: «Защитники Земли русской»
Цель: Закрепление образа защитника Родины – богатыри; воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за Родину.
Задачи: продолжать учить детей правильно понимать содержание картины, составлять связный рассказ;
Активизация и расширение словарного запаса детей средствами языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения).
Предварительная работа: чтение сказок и былин; рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова, беседа.
Материал: иллюстрации картин: «Богатырь» М.Врубеля; «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Витязь на распутье» В.Васнецова; «Добрыня и Забава Путятишна», «Святогор», «Илья Муромец и гроб Святогора» И. Билибина; «Микула Селянинович» Н.Рериха.
Словарная работа: Богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянинович, Алёша Попович); Русь; шлем, кольчуга, меч, щит, лук и стрелы, копьё – доспехи.
Методические приёмы: 1. Вопросы к детям
2. Д/И «Какой он, богатырь?»
3. ТРИЗ-игра «Если бы я был…?
4. Рассматривание картины
5. Физкультминутка
6. Объяснение нового мат-ла
7. Творческая деятельность (аппликация)
«Укрась доспехи богатыря»
8. Самоанализ детей
9. Ритуал окончания занятия «Речёвка».
Русь, Россия, Родина. Какие красивые, широкие и загадочные слова.
— Ребята, а что для Вас означает слово Родина? (ответы детей: Родина – это дом в котором мы живём; улица на которой мы живём; город в котором мы живём; Родина – это моя семья, которую я люблю; мои друзья; мой детский сад; Всё, что нас окружает – это наша Родина.)
Верно ребята, Родина для нас – это место где мы живём, где живут наши родители, друзья, где наш детский сад, город в котором мы живём.
Наша Родина каждый год отмечает День Защитника Отечества
— А кого же называют «защитниками Отечества»? (ответы детей: Защитники Отечества – это люди защищающие свою Родину; Они охраняют, оберегают её, предупреждают об опасности; Это солдаты и офицеры, которые служат в разных родах войск: матросы, десантники, танкисты, пограничники, пехотинцы, ракетчики, мотострелки и т.д.)
Хорошо ребята, вы знаете кто охраняет наш покой в настоящее время
— Хотите узнать кто в древние времена защищал нашу Родину? (Да, хотим).
В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. И каждый раз вставали на защиту своей Родины русские люди – богатыри, защитники Земли русской.
— Ребята, а как вы думаете, кто такие богатыри? (ответы детей: Богатырь – это воин; человек безмерной силы, стойкости и отваги; герой, совершающий подвиги; Богатырь берётся за самые трудные дела.)
Да, конечно, богатырь – это человек недюжинной силы.
— Каким должен быть богатырь?
(ответы детей: Богатырь должен быть сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, храбрым, мужественным, доблестным, справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным, смекалистым и т.д.).
Верно, именно таким и должен быть богатырь.
— Из каких произведений вы узнали о богатырях? (ответы детей: Из русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Финист ясный сокол», «Змей Горыныч»; из сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; из былин «Илья Муромец», «Бой Добрыни Никитича со Змей Горынычем», «Святогор»).
— Ребята, а о чём рассказывают былины? (В былинах рассказывается о том, что было давным давно.)
Конечно. А вы знаете ребята слово «былина» произошло от слова «быль», что значит правда, древние люди верили в это.
— Каких былинных героев вы знаете?(ответы детей)
Я предлагаю вам сыграть в игру «Если бы я был богатырём». Представьте, что вы богатырь и расскажите о себе опираясь на наглядность.
(Илья Муромец – герой многих русских былин, он больше всех совершает подвигов. Илья Муромец родился в семье крестьянина. Он не мог ходить, сидел на печи 30 лет и 3 года, но после встречи с странниками случилось чудесное исцеление, Илья обрёл «силушку великую» и отец с матерью благословили его на добрые дела;
Добрыня Никитич был из боярского роду: он был красив и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Его прозвали «тихий Добрынюшка» потому что он был спокойный, ласковый, никого зря не обидит;
Святогор – русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Жил он на Святых горах, потому у него и имя такое. Ростом Святогор был выше тёмного леса, головой облака подпирал. Когда Святогор умирал, он половину силы отдал Илье Муромцу;
Микула Селянинович – пахарь-богатырь. По силе с ним никто не сравнится. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с силой земною, которую обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина»).
Ребята какие интересные рассказы, молодцы. А сейчас я хочу вас пригласить на выставку одной картины.
— Кто помнит как называется эта картина? (Эта картина называется «Богатыри», написал её художник Михаил Васнецов.)
— А кто хочет рассказать об этой картине? (ответы детей: Тёмное, серое небо, хмурая степь – тяжёлое время на древней Руси, много у неё врагов… Но ещё в далёкие времена всегда славилась земля русская силой народною, любовью к матушке Руси, да богатырями русскими;
Вышли защитники – богатыри русские, несут дозор. Под богатырями кони богатырские, на богатырях шлемы и кольчуги из металла кованые. Защитят такие доспехи от острых вражеских стрел;
Внимательно смотрят богатыри вдаль на запад, юг и восток. Ни один враг не ускользнёт от их взора. Не пропустят они вражеские полчища на землю русскую.)
Хорошо ребята, а теперь подойдите сюда. Может вы нам покажите какие они богатыри.
Физкультминутка
Богатырь, он вот каков: показывают «силача»
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко,зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри, дети из положения сидя
Станем, как богатыри! медленно поднимаются.
Замечательно ребята, а теперь послушайте меня внимательно. Вы обратили внимание на то, что одежда и оружие богатырей украшены различными узорами?! Узоры наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Символ солнца на щите или мече был призван помогать отражать удары врага; знак проросших семян на одежде всегда говорил о пожелании богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надёжнее защита, тем быстрее сбудется пожелание.
— Ребята, а вы хотите украсить доспехи богатырей? (Да, хотим.)
Выбирайте материал. (Аппликация)
Молодцы, все справились, а теперь подойдите ко мне.
— Ребята, что вам на занятии больше всего понравилось? (ответы детей)
Спасибо ребята, мы хорошо позанимались и потрудились.
Ритуал окончания занятия: «Мы дружные ребята,
Ребята дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем:
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло.
Использованный материал:
1).Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Кондрыкинской Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества»;
2). Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина?»;
3). Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Моё Отечество – Россия»;
4). «Дошкольное воспитание» №11 2004г. статья «Декоративное рисование в д/саду» стр. 36-40.