Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 станицы
Ленинградской муниципального образования
Ленинградский район
«Моя малая Родина — станица Ленинградская»
подготовила воспитатель
Фролова Ирина Юрьевна
станица Ленинградская
2013 год
Программные задачи: формировать нравственно-патриотическое отношение к кубанским обычаям и традициям; активизировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь событий прошлого и настоящего; воспитывать любовь и познавательный интерес к малой родине – станице Ленинградской.
Методы формирования сознания личности: беседа, пример, напоминание, пояснение, указания, обследование.
Репродуктивные методы: совет, помощь, указания, вопросы.
Методы стимулирования и мотивации: художественное слово, музыкальное сопровождение, игровой приём,
Словарная работа: казаки, посиделки, завернули до дому, на пригоршни, торопыся, жнец и швец, добротный, утварь, зачарует краса, лазурью окрашена, житница.
Предварительная работа: беседа о станице Ленинградской, о её жителях, о достопримечательностях. Поход в районный музей боевой и трудовой славы. Просмотр иллюстративного материала по теме «Жизнь станичников — казаков». Разучивание кубанских песен, стихов, частушек. Знакомство с кубанскими играми.
Музыкальный зал оформлен под казачье подворье. Дети одеты в костюмы казаков и казачек.
Ход занятия:
Звучит песня « Моя Станица», слова и музыка А.Гончарова, И. Вараввы.
Воспитатель одета в костюм хозяйки казачьего подворья.
Хозяйка: здравствуйте гости дорогие, пожалуйста, коль ко мне пришли, будьте, как дома. Садитесь, пожалуйста! У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко. Усаживайтесь поудобнее. Любой гость не в тягость.
Дети: решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: проходите гости дорогие, гостю почёт, а хозяйке честь. Давно вас поджидаю.
Дети: гостям — то известно места хватило, а хозяйке — то не тесновато ли?
Хозяйка: в тесноте, да не в обиде. А откуда вы будете?
Дети: мы пришли к вам из группы «Смешарики».
Хозяйка: дорогие ребята, вы зашли ко мне в гости, а кто из вас знает, как называется наша станица?
Дети: станица называется Ленинградская. Мы очень любим её.
Хозяйка: да, станица у нас хороша, а какие здесь люди живут, они весёлые частушки поют. А кто — нибудь из вас знает кубанские частушки?
Дети: да, знаем!
Хозяйка: тогда давайте вместе их и пропоём!
(девочки исполняют частушки)
1.Мы с весёлой песней дружим,
По – кубански говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
2.Эх, сторонушка родная,
Ленинградская сторона,
Край родной мы уважаем,
Не забудем никогда.
3.Старину мы почитаем,
Старину мы бережём
О Ленинградском нашем районе
Песни звонкие поём!
4.Ты играй, играй гармонь,
Ты гармонь Кубанская,
Я девчонка боевая,
С края Краснодарского.
5.Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!
6.Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова –
Причесала языком.
7.Сшила кукле я халат,
Оказался маловат.
Сшила мишке башмаки,
Оказались велики.
8.Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!
Хозяйка: ой, молодцы, вы ребятушки мои, как вы весело поёте, но у нас по кубанскому обычаю, как водится, вечера и без танцев не обходятся.
Полька «Кубанская»
Хозяйка: повеселили меня. А знаете ли вы пословицы и поговорки?
Дети: казак без коня, что солдат без ружья!
Казак в беде не плачет!
Казак из пригоршни напьётся, а на ладони пообедает!
Казак сам голодает, а конь его сыт!
Хозяйка: ребята я хотела бы у вас спросить, как вы понимаете вот такую поговорку: «Своя сторона не бывает холодна…»
Дети: мы думаем, что каждый человек любит и бережет свою Родину, те места, где он родился и вырос, здесь сердцу всегда тепло.
Хозяйка: ребята, а скажите, что вы знаете о своей станице? Чем она вам нравится?
Дети: в станице есть красивые здания, музей, памятники, отремонтировали кинотеатр «Горн», детские сады, парк, фонтан, библиотека, строится спортивный комплекс.
(презентация о станице Ленинградской)
Хозяйка: ребята, а вам хотелось бы узнать об истории кубанской семьи, о кубанской хате? Об её убранстве? Чем занимались казак и казачка?
Дети: да, хотелось.
Казачка: с удовольствием расскажу вам обо всём, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов. Посмотрите, какой он носил красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывал тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака. Его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах). А бельё гладила вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывает мятое полотенце, с силой проводит по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким, и пахучим.
(Предлагает детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» — рубель). Казаки гостей встречают хлебом – солью. На службу молодого казака провожали на коне, в добротной одежде и с оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходили скачки.
Казачка: всё, о чём мы говорили, можно увидеть на фотографиях.
(Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии).
Хозяйка: ребята, а вы стихи о родном крае знаете?
Дети: да, знаем!
Ребёнок: посмотрите вокруг – зачарует краса,
Нет, края прекраснее нашего,
Золотятся поля, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
Ребёнок: а какие сады на Кубани у нас,
А какие девочки – красавицы,
Кубань-это житница нашей страны
Стихами и песнями славится!
Ребёнок: может быть, где-то лучше края,
Может быть, где-то лучше земля,
Но, для нас Ленинградцев — это малая Родина!
Хозяйка: какие чудесные слова вы сказали, этими словами вы показали свою любовь к кубанской земле.
Звучит песня на музыку и стихи В.Черватюк «Моя станица Ленинградская»
Список использованной литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева
Москва, Мозаика-Синтез, 2010 г.
2. М.Ю. Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
3. Л.Ю. Татаринкова Права маленького гражданина — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)