Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 250 ОАО «РЖД»
«Моя железная дорога»
(для детей старшей группы)
подготовила Баннова Наталья Михайловна воспитатель.
Станция «Надеждинская»
2013 год
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о железнодорожном транспорте и его сооружениях.
Задачи:
воспитывать у детей интерес к железнодорожным профессиям.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация», «Труд».
Материал. Слайды: паровоз, тепловоз, электровоз, железнодорожные сооружения.
Атрибуты к подвижной игре: железнодорожные пилотки, сигнальная дудка,
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наш детский сад?
Ребёнок: Наш детский сад называется: «Железнодорожный детский сад № 250»
Воспитатель: Правильно, наш детский сад называется железнодорожным, а почему?
Ребёнок: Потому что наши родители работают на железной дороге.
Воспитатель: Скажите, кем работают ваши родители?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все знаете, кем работают ваши родители. Сегодня мы с вами еще раз поговорим о железной дороге. Но сначала отгадайте загадки:
1.Из трубы валит пар,
Только я не самовар.
Много грузов перевёз
Работяга … (паровоз).
(После того, как дети отгадают загадку, появляется слайд №2)
2.Что такое отгадай
Не автобус, не трамвай,
Хоть питается бензином,
Но колеса не резиновые (тепловоз)
(слайд №3)
3.Поднял кверху две руки,
Взял две жилы в кулаки.
Дай еще хоть рельсов пару
Прокачу я вас на славу! (электровоз)
(слайд№4)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. А сейчас посмотрите на эти картинки и найдите на них паровоз, тепловоз и электровоз.
(слайд № 5)
Ребёнок выходит к доске и показывает паровоз, тепловоз и электровоз.
Воспитатель: Чем отличается паровоз от тепловоза?
Ребёнок: Паровоз движется при помощи пара, а тепловоз работает на специальном топливе.
Воспитатель: А чем отличается тепловоз от электровоза?
Ребёнок: Тепловоз работает на специальном топливе, а электровоз на электричестве.
Воспитатель: Все правильно, молодец! Ребята, а что человек изобрёл раньше-
паровоз или электровоз?
Ребёнок: Первым, человек изобрел паровоз.
Воспитатель: Кто управляет паровозом и электровозом?
Ребёнок: Паровозом и электровозом управляет машинист.
Воспитатель: Какими качествами должен обладать машинист, чтобы он мог управлять поездом, водить его на дальние расстояния.
Ребёнок: Машинист должен быть внимательным, сильным, смелым, отважным.
Воспитатель: Правильно, он должен быть сильным, смелым, внимательным. Сейчас мы с вами проведем игру и узнаем, кто из вас лучший машинист.
Подвижная игра «Лучший машинист»
Цель: развивать чёткость совместных действий, быстроту реакции в двигательных играх, воспитывать волю к победе.
Правила игры: Дети делятся на две команды, встают друг за другом, держась за пояс – это поезд. На пути раскладываются различные препятствия, которые должен объехать поезд. Выигрывает та команда, которая первая прибыла на станцию, не сбив ни одного препятствия. (Машинистам надевают пилотки, раздается сигнал из сигнальной дудки, игра начинается)
Воспитатель: Молодцы машинисты, вы были очень внимательными и вовремя привели свой поезд на станцию.
Давайте с вами посмотрим вот на эти картинки. (Слайд №6) Ребята, скажите, что такое железнодорожный переезд? Найдите его на картинке.
Ребёнок показывает переезд и объясняет: « Переезд это такое место, где железная дорога пересекает автомобильную дорогу».
Воспитатель: Правильно, приближаясь к переезду поезд, начинает громко гудеть, предупреждая всех о своем приближении, и все машины останавливаются, пропуская поезд. На переездах есть шлагбаумы, которые опускаются, перекрывая дорогу машинам.
Ребята, а есть ли на железной дороге светофоры?
Ребёнок: На железной дороге тоже есть светофоры. У них три цвета: красный – запрещает движение, жёлтый – сбавить скорость, а зелёный – продолжать движение. Ещё на железной дороге есть специальные светофоры, они называются семафорами.
Воспитатель: Сколько у семафора цветов, и какие?
Ребёнок: У семафора два цвета – красный и синий.
Воспитатель: На какой цвет семафора можно ехать поезду, покажите семафор.
Ребёнок: Поезд может ехать только на синий цвет (показывает семафор)
Воспитатель: Где останавливаются поезда во время своего путешествия?
Ребёнок: Все поезда останавливаются на станциях (показывет картинку станции)
Воспитатель: Куда выходят люди во время остановки поезда?
Ребёнок: Все люди из поезда выходят на перрон (находит и показывает картинку перрона)
Воспитатель: Откуда для пассажиров начинается железная дорога, если они отправляются в путешествия и куда они возвращаюся? (слайд №6)
Ребёнок: Все пассажиры отправляются в путь с вокзала и возвращаются на вокзал
(показывает на картинке вокзал)
Воспитатель: Поезд приехал на вокзал, все пассажиры вышли, куда после этого отправляется поезд и зачем?
Ребёнок: Поезд отправляется в депо, там его моют, ремонтируют и готовят к новому путешествию. ( Ребенок на картинке находит депо)
Воспитатель: Ребята, а кто ремонтирует поезда?
Ребёнок: Поезда ремонтируют слесари-ремонтники.
Воспитатель: Сейчас вы все тоже будете слесарями – ремонтниками.
Дидактическая игра «Собери поезд».
Цель: развивать внимание, память, мышление, умение собирать целый предмет из частей.
Детям раздаются конверты, в которых лежат вырезанные, отдельные детали поезда. Из них нужно собрать целый состав, чтобы он смог отправится в очередное путешествие.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием.
Правильно отвечали на все мои вопросы. Вы много знаете о железной дороге. И я думаю, что когда вы станете взрослыми, вы сможете работать вместе со своими родителями на железной дороге. И родители будут гордиться вами.
Список используемой литературы
1 Блохина Е.В., Якунина Т.В. Программа «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников» НДОУ «Детский сад №52 ОАО «РЖД» 2008г.
2.«Железная дорога круглый год» М. ООО «Пиар-Пресс»,2010г.
3. Большой словарь для детей «Путешествие по железной дороге»
М. ООО «Пиар-Пресс» 2009 г.