ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №335
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Конспект урока для 3 класса
«Путешествие во времени»
подготовила
воспитатель
Дуглава Наталья Александровна
г. Москва
2013г.
Паспорт педагогического проекта в подготовительной к школе группа «Радуга».
Название проекта «Путешествие во времени».
Автор проекта: Дуглава Наталья Александровна, воспитатель II квалификационной категории
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Радуга», родители, педагог.
Вид проекта:
По времени- краткосрочный (2 недели);
По количеству участников – коллективный;
По типу – монопредметный ( ОО «Познание» ФЭМП);
По форме – практико-ориентированный.
Актуальность проблемы проекта:
Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности):
Предпосылки | |
|
|
Задачи проекта:
развивающие:
-развивать интерес к математике, представление о времени.
-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (специфические термины коммуникации – развивать желание пользоваться специальной терминологией), формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность;
обучающие: научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев;
воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.
Этапы реализации проекта
Деятельность детей | Деятельность педагога | Взаимодействие с родителями | |
Вводный | Знакомство с уголком времени. Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года». Познакомить детей с приборами для определения времени: секундомером, различными видами часов и календарей. | Обогащение уголка времени. Проведение бесед: «О времени», «С утра до вечера», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», « О возрасте». | Подбор информации о временных представлениях, загадок, сказок, стихотворений по данной теме. |
Практический | Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток. Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня». д/и «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток», «Какая бывает осень», «Бывает-не бывает», «Угадай-ка», «Точные часы». П/и «День и ночь», «Совушка-сова», «Лови, бросай времена года называй», «Лови, бросай дни недели называй», «Лови, бросай месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время…» Чт. худ. литературы: С.Я.Маршак «Хороший день», Е.А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С.Я. Маршака «Круглый год», Й.Змай «Часы», Т.И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу». Заучивание стихотворений: А.Дрозд «Наташа», А.Кузнецовой «Времена года», Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы». Участие в тренинге «Что можно сделать за одну минуту?»; викторине «Наш веселый календарь». Деятельность детей с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Точные часы», «Угадай-ка». Продуктивная деятельности: «День и ночь», «Звездное небо», «Календарь», «Мир часов». | Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?» Организация проведения наблюдений по данной теме. Организация сюжетно – ролевой игры «Семья. Распорядок дня». Организация д/и «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток», «Какая бывает осень», «Бывает-не бывает», «Угадай-ка», «Точные часы». П/и «День и ночь», «Совушка-сова», «Лови, бросай времена года называй», «Лови, бросай дни недели называй», «Лови, бросай месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время…» Чт. худ. литературы: С.Я.Маршак «Хороший день», Е.А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С.Я. Маршака «Круглый год», Й.Змай «Часы», Т.И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу». Проведение блока занятий «Знакомство со временем». Беседы с детьми: «С утра до вечера», «Что такое время». Рассказ воспитателя «Что такое календарь», Организация опытно-исследовательской деятельности «Опыт с часами» Проведение тренинга «Что можно сделать за одну минуту?»; викторины «Наш веселый календарь». Организация деятельности детей с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Точные часы», «Угадай-ка». Организация продуктивной деятельности: «День и ночь», «Звездное небо», «Календарь», «Мир часов». Проведение консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников».
| Консультации «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?» Анкетирование. |
Презентация проекта |
Выставка детских работ: «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо», «Наш календарь». Участие в открытом итоговом занятии «Ориентация во времени». |
Оформление выставок детских работ: «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо». Организация продуктивной деятельности «Календарь». Организация и проведение открытого итогового занятия «Ориентация во времени». |
Презентации «Как знакомить детей дошкольного возраста с астрономическим и историческим временем?», «Наш проект». Конкурс «Сделай часы своими руками». |
План реализации проекта
Мероприятия | |
Понедельник
| Беседа: «С утра до вечера» Д/и «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра» Чт. С.Я.Маршак «Хороший день» Сюжетно-ролевая игра «Семья. Распорядок дня» |
Втроник
| П/и «День и ночь» Д/и «Назови пропущенное слово» Заучивание стихотворения А.Дрозд «Наташа» Худ. творчество: Рисование «День и ночь» |
Среда
| Д/и «Части суток» Чт. Е.А. Ильина «Сказка про вчерашний день» Худ. творчество: Аппликация «Зведное небо» П/и «Совушка-сова» |
Четверг
| Чт. Славянской сказки «Двенадцать месяцев» П/и «Лови, бросай времена года называй» Д/и «Какая бывает осень» Рассказ воспитателя «Что такое календарь» |
Пятница
| Чт. Стихотворения С.Я. Маршака «Круглый год» Д/упр. «Неделя стройся» Рассказ воспитателя «История календаря в России» П/и «Лови, бросай дни недели называй» Викторина «Наш веселый календарь» |
Понедельник
| Заучивание стихотворения А.Кузнецовой «Времена года» Работа с моделями «Дни недели» П/и «Лови, бросай месяц называй» Д/и «Бывает-не бывает» Продуктивная деятельнсть: «Календарь»
|
Вторник
| Знакомство с часами Рассказ воспитателя: «Немного истории о часах» Конкурс «Сделай часы своими руками» Опытно-эксперементальная деятельность «Опыт с часами» Чт. Й.Змай «Часы»
|
Среда | Д/упр. «Точные часы» Худ. творчество: Рисование «Мир часов» Чт. Т.И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу» Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за 1, 3, 5, 10 минут) П/и «Заяц, заяц сколько время…»
|
Четверг
| Д/упр. «Угадай-ка» Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы» Д/упр. «Проверь себя» Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за 1, 3, 5, 10 минут) П/и «Заяц, заяц сколько время…»
|
Пятница
| Презентация проекта Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками» Выставка работ «Путешествие во времени» Открытое занятие по ФЭМП «Ориентировка во времени» Беседа: «Что такое время?» |
Ожидаемые результаты проекта:
Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели); развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности — создания собственного макета календаря, часов.
Список использованной литературы:
Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя де. Сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с., ил.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М..: Просвещение, 1991.
Сухарева Э. Л. Учим играя. – Ярославль, 1992.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., ил.
Т.В. Владимирова, Л.А.Халидулина «Путешествие во времени».