Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Алёнушка» р. п. Кузоватово
Конспект урока для 3 класса «В гости к хозяюшке Варварушке»
подготовили
старший воспитатель
Саранцева Людмила Станиславна
воспитатель
Зобкова Лидия Васильевна
р.п. Кузоватово 2014
Направление: «Познавательно – речевое развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», Музыка».
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Программные педагогические задачи:
1.Развивать интерес к истории, культуре наших предков.
2.Воспитывать чувства уважения к традициям русского народа.
3.Прививать любовь к народному слову, используя малые фольклорные формы (загадки, пословицы, поговорки).
4.Приобщать детей к народным играм, песням.
5.Закрепить знания детей:
о предметах старинной одежды (рубашка – косоворотка, кушак, холщёвые штаны, сарафан, сорочка, сафьяновые сапоги, лапти);
о предметах народного быта (печь, её назначении, приспособлениях: ухват, чугун, кочерга, деревянная лопата);
о народном традиционном виде женского рукоделия – прядение;
Предшествующая работа:
1.Рассматривали иллюстрации русской избы, двора.
2.Знакомство с самоваром.
3.Посещение мини – музея «Русский быт».
4.Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», «Три медведя».
5. Проведение развлечений «Русские богатыри», «Уж, ты, прялица, кокорица, моя!»
6. Знакомство с народными играми: «Аюшки», «Колечко – колечко».
5.Рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси.
6. «Вышивание» узора на русских сарафанов и косоворотках.
7.Рассматривание альбома «Русская одежда».
8.Проведение праздников «Колядки», «Масленица», «Пасха».
9. Знакомство с произведениями живописи: В. Васнецова «Алёнушка», «Иван – царевич на Сером волке», А.Пластов «Сенокос», И.Левитан «Золотая осень».
10.Пение песен «Прялица», «Лебедин», «Ой, вставала я ранёшенько», «Мы весёлые матрёшки», «Ах, вы сени, мои сени».
11.Знакомство с русскими народными играми «Гуси – лебеди», «Заря», «Игровая», «Гуси», «Стадо».
12. Разучивание потешек, пословиц, поговорок.
Материал к занятию:
1.Терем (размер 1,50 х 1,20).
2.Плетень с подсолнухами.
3.Печь, ухват, кочерга, чугуны, деревянная лопата, дойница.
4.Корова, деревянная щайка для пойла, сено; поросята, корыто ; петух, куры, гуси.
5. Стол, балакирь, деревянная посуда (ложки, чашки), глиняная посуда, самовар, бутофорские пироги из солёного теста, деревянная лопата для пирогов;
6.Сундук, лавки.
7.Сомотканные половики, лоскутное одеяло.
8.Прялка, кудель, веретено, корзина с клубочками.
9.Чурбаки берёзовые, бутофорские топоры.
10.Игрушечные лошадки.
11.Костюмы (взрослые и дети одеты в русские костюмы: Варвара и девочки в сорочках, сарафанах, на голове красная лента, Иван и мальчики в рубахах – косоворотках с кушаком, штанах, сапогах, на голове – фуражки с цветком. Варвара и Иван обуты в лапти).
Место проведения: музыкальный зал.
Музыкальное сопровождение: «Прялица» Русская народная мелодия, обработка Т.Ломовой, русская народная песня «Лебедин».
В центре зала стоит декорация терема (бревенчатая изба с крыльцом, резными ставнями).
В «светёлке» — печь, на печи – лоскутное одеяло, около печи — ухват, кочерга, деревянная лопата, чугун на лавке. В «светёлке» постелены половики, в углу стол, на столе – самовар, балакирь, деревянные ложки, чашки, вокруг стола – лавки, на лавке – дойница; сундук.
Около дома располагается двор. На дворе — корова, возле неё лежит сено; деревянная щайка, в котором находится «пойло» для коров; поросята, куры, петух, гуси.
Ход праздника:
В зал въезжают на «тройке» добры молодцы:
— Тпру -у-у-у! Залётные! Что за терем?!
Гости заходят в «светёлку».
Дети (гости). Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, здравствуйте ребятишки!
Встречает гостей хозяин Иван и хозяюшка Варвара.
Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, гости дорогие.
Хозяин Иван. Откуда вы к нам пожаловали?
1 ребёнок (гость). Из города Мурома.
Дети (хозяева). Знаем- знаем такой город!
Иван. Какие вы нарядные, да красивые.
2 –ребёнок (гость): «Да, нарядились мы! Рубахи-косоворотки у нас с кушаком, а штаны – то холщёвые, сапоги – то сафьяновые. Приехали мы себя показать, да на вас посмотреть».
Дети (хозяева). А мы красны – девицы тоже хороши! Сарафаны-то яркие, рубахи-то вышиты! Сами себе наряды шили.
З- ребёнок (гость). Экие, вы рукодельницы!
Варвара. Мы не только шьём, вяжем, мы ещё и лапти плетём для всей семьи (Иван и Варвара показывают лапти на ногах).
Иван. А из чего плели лапти?
Дети. Из лыка, берёсты.
Варвара. Семья – то у нас большая, да дружная!
Мы гордимся своей семьёй!
Иван.Ребятишки, расскажите, какие пословицы о семье вы знаете.
1- ребёнок. В семье и каша гуще.
2- ребёнок. На что и клад, когда в семье лад.
3- ребёнок. В недружной семье добра не бывает.
4- ребёнок. В хорошей семье – хорошие дети растут.
5- ребёнок. Семья в куче – не страшна туча.
Варвара. Молодцы! Много пословиц о семье знаете.
Дети (гости). Мы, богатыри, любим трудиться: пашем, сеем, избы рубим, сено косим. Может помощь вам нужна?
Иван. Нужна- нужна. Дров надо нарубить — один – то я не управлюсь.
Дети (гости). Это мы скоро. («Рубят» дрова бутафорским топором).
Иван и дети (мальчики) рубят дрова, Варвара с девочками – носят дрова к печи.
Иван. Как хорошо потрудились!
Варвара. Какие вы удалые. Сколько дров накололи! Садитесь, отдохните.
Иван. А знаете ли вы пословицы о труде?
1- ребёнок. Пчёлка маленькая, а и та работает.
2- ребёнок. Без труда и отдых не сладок.
3- ребёнок. Без труда, нет плода.
4- ребёнок. Маленькое дело лучше большого безделья.
5- ребёнок. Кончил дело – гуляй смело.
Варвара. Наши девицы – хорошие хозяюшки. В старину все девочки умели прясть.
( Варвара садится за прялку, старшие девочки имитируют прядение, младшие — мотают клубочки.)
Варвара. У прялки есть донце, на него мастерица садилась, а к «зеркалу» кудель привязывала. А чтобы веселее работалось, пели песни.
(«Прялица» Русская народная мелодия, обработка Т.Ломовой).
Варвара. Дрова-то нарубили, а печь истопить забыли. А знаете ли для чего в старину нужна была печь? (Подходит к печи).
Дети. Печь в старину называли кормилицей, говорили: «Печь всему голова» — значит, самая главная, «Без печи и изба — не изба».
Дети: Печь занимала большую часть избы. Хорошая печь – гордость любой семьи. В печи и готовили, на ней и грелись, когда холодно было, валенки и одежду сушили.
Варвара. Надо печь истопить, пирогов напечь («Топит» печь).
С печи слезает домовёнок Кузя.
Кузя. Ой, ой, что – то горячо мне стало.
Дети. А это кто?
Кузя. Не узнали меня?! Я — домовёнок Кузя.
Я — домовой за печкой живу,
С ребятишками дружу,
Я Хозяйке помогаю,
Всех гостей я развлекаю,
Я за печкою сижу,
Иногда слегка ворчу,
А вообще я удалой,
Самый лучший домовой. (За основу взяты слова из образовательной программы Князевой О.Л, Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).
Варвара. Печь нагрелась, пора и пироги ставить. (Ставит в печь бутофорские пироги).
Дети (хозяева): А к пирогам хорошо — бы молочка.
Дети (хозяева): Пойдём, Маша, корову встречать. Даша, Возьми дойницу- корову доить.
Встречают корову, гладят её. Читают потешку и доят корову:
1 ребёнок. Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ли свежей травки ей нажну
Кушай вволюшку коровушка моя!
Ешь ты досыта, бурёнушка, моя!
2 ребёнок. Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала!
(Даёт пойло корове). (Русская народная потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю!»)
Варвара и дети. Коровушку подоили, молоко нужно процедить и в балакирь перелить.
Иван и дети. А чтобы лучше сохранить, отнесём его в «погреб».
Дети. Пока пироги пекутся, поиграем в игру «Аюшки».
(Кузя с детьми играет в игру «Аюшки»).
Дети:Кузя!
Кузя: Аюшки!
-Где ты был?
— У бабушки!
— Что принёс?
— Сапожки.
-Где они?
-Я их на стол поставил и съел.
— Экий, Кузя, ты чудак!
— А вы, детки, как?
Дети: Кузя!
Кузя: Аюшки!
— Где ты был?
— У бабушки!
— Что принёс?
— Пирожки, да оладушки!
— Где же они?
— Под лавкой!
— Экий, Кузя, ты чудак!
— А вы, детки, как?
— А мы бы пирожки с оладушками на стол положили бы да и съели.
( Князева О.Л, Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).
Варвара. А про пироги-то мы забыли! В старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
(Вынимает пироги из печи, ставит на стол).
Варвара. Пироги испеклись, можно и тыкву напарить.
Иван. Но сначала отгадайте загадку: «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдаёт, а сам на отдых идёт?» (Ухват).
Иван. Как вы думаете, зачем нужен ухват?
(Варвара ставит чугун в печь).
Дети. Чтобы руки не обжечь и глубже в печь поставить.
Иван. Верно, пока тыква парится, давайте споём.
(Поют русскую народную песню «Лебедин»).
Иван. Славно повеселились и тыква уже готова.
Варвара. Тыква пареная, сладкая!
(Варвара вынимает чугун из печи).
Дети. Надо в печи кочергой помешать, чтоб угольков не осталось. Да заслонку задвинуть, чтоб тепло в печи сохранить и еда долго не остывала.
Иван. Гости у нас!
Варвара. Самовар нужно вскипятить!
Иван. А когда ставили самовар?
Дети. Самовар ставили тогда, когда приходил или приезжал
родной или дорожный человек, перед обедом, в сенокосный день, после бани, на праздниках к пирогам.
Дети. Поёт, гудит,
Только с виду он сердит, к потолку пускает жар
Наш красавец самовар.
Иван. Самовар готов.
Варвара. Проходите к столу. Будем угощаться!
Варвара. Пироги с молоком, да чайком!
(Дети рассаживаются на лавки вокруг стола, наливают чай из самовара, молоко из балакиря, пьют из глиняных чашек)
После чаепития гости прощаются с хозяевами дома
Дети. Благодарим вас хозяин с хозяюшкой, и вас ребятишки за гостеприимство. Спасибо за хлеб — соль.
Хозяева. Рады были вас видеть, гости дорогие! Ждём вас снова к нам.
Дети – гости уезжают под русскую народную песню «Лебедин».
Литература:
1.Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий/авт.- сост. В.П. Ватаман.-Волгоград: Учитель, 2008.-181 с.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно — методическое пособие.-2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство – Пресс,2010.-304 с.: ил.
3.Ковалёва Е.А.Весёлые игры на свежем воздухе для детей и их родителей- М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век, 2006. – 189 с. – (серии «Учимся играючи». «Азбука развития»).
4.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н. Косарева. — Волгоград: Учитель,2012.-166 с.
5.Соловьёв В.М.Золотая книга русской культуры.- М.:Белый город, 2007. – 560 стр.:ил.
6.Терещенко А.В.История культуры русского народа/А.В.Терещенко. — М.:Эксмо,2007.-736 с.: ил.
7.Тиханова А.Ю.Сокровища града Чудес. Выпуск 1.Русские народные праздники для детей и взрослых [Текст]:сборник методических материалов. В 2ч.Часть 2/А.Ю.Тиханова, И.П.Чеснова.- Ульяновск: УИПКПРО, 2011- 48 с.
8.Фотографии из личного архива.