Конспект урока для 3 класса «В гости к хозяюшке Варварушке»




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Алёнушка» р. п. Кузоватово











Конспект урока для 3 класса «В гости к хозяюшке Варварушке»













подготовили

старший воспитатель

Саранцева Людмила Станиславна

воспитатель

Зобкова Лидия Васильевна



р.п. Кузоватово 2014



Направление: «Познавательно – речевое развитие».

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», Музыка».

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.


Программные педагогические задачи:

1.Развивать интерес к истории, культуре наших предков.

2.Воспитывать чувства уважения к традициям русского народа.

3.Прививать любовь к народному слову, используя малые фольклорные формы (загадки, пословицы, поговорки).

4.Приобщать детей к народным играм, песням.

5.Закрепить знания детей:

  • о предметах старинной одежды (рубашка – косоворотка, кушак, холщёвые штаны, сарафан, сорочка, сафьяновые сапоги, лапти);

  • о предметах народного быта (печь, её назначении, приспособлениях: ухват, чугун, кочерга, деревянная лопата);

  • о народном традиционном виде женского рукоделия – прядение;


Предшествующая работа:

1.Рассматривали иллюстрации русской избы, двора.

2.Знакомство с самоваром.

3.Посещение мини – музея «Русский быт».

4.Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», «Три медведя».

5. Проведение развлечений «Русские богатыри», «Уж, ты, прялица, кокорица, моя!»

6. Знакомство с народными играми: «Аюшки», «Колечко – колечко».

5.Рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси.

6. «Вышивание» узора на русских сарафанов и косоворотках.

7.Рассматривание альбома «Русская одежда».

8.Проведение праздников «Колядки», «Масленица», «Пасха».

9. Знакомство с произведениями живописи: В. Васнецова «Алёнушка», «Иван – царевич на Сером волке», А.Пластов «Сенокос», И.Левитан «Золотая осень».

10.Пение песен «Прялица», «Лебедин», «Ой, вставала я ранёшенько», «Мы весёлые матрёшки», «Ах, вы сени, мои сени».

11.Знакомство с русскими народными играми «Гуси – лебеди», «Заря», «Игровая», «Гуси», «Стадо».

12. Разучивание потешек, пословиц, поговорок.


Материал к занятию:


1.Терем (размер 1,50 х 1,20).

2.Плетень с подсолнухами.

3.Печь, ухват, кочерга, чугуны, деревянная лопата, дойница.

4.Корова, деревянная щайка для пойла, сено; поросята, корыто ; петух, куры, гуси.

5. Стол, балакирь, деревянная посуда (ложки, чашки), глиняная посуда, самовар, бутофорские пироги из солёного теста, деревянная лопата для пирогов;

6.Сундук, лавки.

7.Сомотканные половики, лоскутное одеяло.

8.Прялка, кудель, веретено, корзина с клубочками.

9.Чурбаки берёзовые, бутофорские топоры.

10.Игрушечные лошадки.

11.Костюмы (взрослые и дети одеты в русские костюмы: Варвара и девочки в сорочках, сарафанах, на голове красная лента, Иван и мальчики в рубахах – косоворотках с кушаком, штанах, сапогах, на голове – фуражки с цветком. Варвара и Иван обуты в лапти).


Место проведения: музыкальный зал.


Музыкальное сопровождение: «Прялица» Русская народная мелодия, обработка Т.Ломовой, русская народная песня «Лебедин».






























В центре зала стоит декорация терема (бревенчатая изба с крыльцом, резными ставнями).



В «светёлке» — печь, на печи – лоскутное одеяло, около печи — ухват, кочерга, деревянная лопата, чугун на лавке. В «светёлке» постелены половики, в углу стол, на столе – самовар, балакирь, деревянные ложки, чашки, вокруг стола – лавки, на лавке – дойница; сундук.

Около дома располагается двор. На дворе — корова, возле неё лежит сено; деревянная щайка, в котором находится «пойло» для коров; поросята, куры, петух, гуси.

Ход праздника:

В зал въезжают на «тройке» добры молодцы:

— Тпру -у-у-у! Залётные! Что за терем?!

Гости заходят в «светёлку».

Дети (гости). Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, здравствуйте ребятишки!

Встречает гостей хозяин Иван и хозяюшка Варвара.

Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, гости дорогие.

Хозяин Иван. Откуда вы к нам пожаловали?

1 ребёнок (гость). Из города Мурома.

Дети (хозяева). Знаем- знаем такой город!

Иван. Какие вы нарядные, да красивые.

2 –ребёнок (гость): «Да, нарядились мы! Рубахи-косоворотки у нас с кушаком, а штаны – то холщёвые, сапоги – то сафьяновые. Приехали мы себя показать, да на вас посмотреть».

Дети (хозяева). А мы красны – девицы тоже хороши! Сарафаны-то яркие, рубахи-то вышиты! Сами себе наряды шили.

З- ребёнок (гость). Экие, вы рукодельницы!

Варвара. Мы не только шьём, вяжем, мы ещё и лапти плетём для всей семьи (Иван и Варвара показывают лапти на ногах).

Иван. А из чего плели лапти?

Дети. Из лыка, берёсты.

Варвара. Семья – то у нас большая, да дружная!

Мы гордимся своей семьёй!

Иван.Ребятишки, расскажите, какие пословицы о семье вы знаете.

1- ребёнок. В семье и каша гуще.

2- ребёнок. На что и клад, когда в семье лад.

3- ребёнок. В недружной семье добра не бывает.

4- ребёнок. В хорошей семье – хорошие дети растут.

5- ребёнок. Семья в куче – не страшна туча.

Варвара. Молодцы! Много пословиц о семье знаете.

Дети (гости). Мы, богатыри, любим трудиться: пашем, сеем, избы рубим, сено косим. Может помощь вам нужна?

Иван. Нужна- нужна. Дров надо нарубить — один – то я не управлюсь.

Дети (гости). Это мы скоро. («Рубят» дрова бутафорским топором).

Иван и дети (мальчики) рубят дрова, Варвара с девочками – носят дрова к печи.

Иван. Как хорошо потрудились!

Варвара. Какие вы удалые. Сколько дров накололи! Садитесь, отдохните.

Иван. А знаете ли вы пословицы о труде?

1- ребёнок. Пчёлка маленькая, а и та работает.

2- ребёнок. Без труда и отдых не сладок.

3- ребёнок. Без труда, нет плода.

4- ребёнок. Маленькое дело лучше большого безделья.

5- ребёнок. Кончил дело – гуляй смело.

Варвара. Наши девицы – хорошие хозяюшки. В старину все девочки умели прясть.

( Варвара садится за прялку, старшие девочки имитируют прядение, младшие — мотают клубочки.)

Варвара. У прялки есть донце, на него мастерица садилась, а к «зеркалу» кудель привязывала. А чтобы веселее работалось, пели песни.

(«Прялица» Русская народная мелодия, обработка Т.Ломовой).

Варвара. Дрова-то нарубили, а печь истопить забыли. А знаете ли для чего в старину нужна была печь? (Подходит к печи).

Дети. Печь в старину называли кормилицей, говорили: «Печь всему голова» — значит, самая главная, «Без печи и изба — не изба».



Дети: Печь занимала большую часть избы. Хорошая печь – гордость любой семьи. В печи и готовили, на ней и грелись, когда холодно было, валенки и одежду сушили.

Варвара. Надо печь истопить, пирогов напечь («Топит» печь).

С печи слезает домовёнок Кузя.

Кузя. Ой, ой, что – то горячо мне стало.





Дети. А это кто?

Кузя. Не узнали меня?! Я — домовёнок Кузя.

Я — домовой за печкой живу,

С ребятишками дружу,

Я Хозяйке помогаю,

Всех гостей я развлекаю,

Я за печкою сижу,

Иногда слегка ворчу,

А вообще я удалой,

Самый лучший домовой. (За основу взяты слова из образовательной программы Князевой О.Л, Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).

Варвара. Печь нагрелась, пора и пироги ставить. (Ставит в печь бутофорские пироги).

Дети (хозяева): А к пирогам хорошо — бы молочка.

Дети (хозяева): Пойдём, Маша, корову встречать. Даша, Возьми дойницу- корову доить.

Встречают корову, гладят её. Читают потешку и доят корову:

1 ребёнок. Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ли свежей травки ей нажну

Кушай вволюшку коровушка моя!

Ешь ты досыта, бурёнушка, моя!

2 ребёнок. Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала!

(Даёт пойло корове). (Русская народная потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю!»)

Варвара и дети. Коровушку подоили, молоко нужно процедить и в балакирь перелить.

Иван и дети. А чтобы лучше сохранить, отнесём его в «погреб».

Дети. Пока пироги пекутся, поиграем в игру «Аюшки».

(Кузя с детьми играет в игру «Аюшки»).

Дети:Кузя!

Кузя: Аюшки!

-Где ты был?

— У бабушки!

— Что принёс?

— Сапожки.

-Где они?

-Я их на стол поставил и съел.

— Экий, Кузя, ты чудак!

— А вы, детки, как?

Дети: Кузя!

Кузя: Аюшки!

— Где ты был?

— У бабушки!

— Что принёс?

— Пирожки, да оладушки!

— Где же они?

— Под лавкой!

— Экий, Кузя, ты чудак!

— А вы, детки, как?

— А мы бы пирожки с оладушками на стол положили бы да и съели.

( Князева О.Л, Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).

Варвара. А про пироги-то мы забыли! В старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

(Вынимает пироги из печи, ставит на стол).

Варвара. Пироги испеклись, можно и тыкву напарить.

Иван. Но сначала отгадайте загадку: «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдаёт, а сам на отдых идёт?» (Ухват).

Иван. Как вы думаете, зачем нужен ухват?

(Варвара ставит чугун в печь).

Дети. Чтобы руки не обжечь и глубже в печь поставить.

Иван. Верно, пока тыква парится, давайте споём.

(Поют русскую народную песню «Лебедин»).

Иван. Славно повеселились и тыква уже готова.

Варвара. Тыква пареная, сладкая!

(Варвара вынимает чугун из печи).

Дети. Надо в печи кочергой помешать, чтоб угольков не осталось. Да заслонку задвинуть, чтоб тепло в печи сохранить и еда долго не остывала.

Иван. Гости у нас!

Варвара. Самовар нужно вскипятить!

Иван. А когда ставили самовар?

Дети. Самовар ставили тогда, когда приходил или приезжал

родной или дорожный человек, перед обедом, в сенокосный день, после бани, на праздниках к пирогам.

Дети. Поёт, гудит,

Только с виду он сердит, к потолку пускает жар

Наш красавец самовар.

Иван. Самовар готов.

Варвара. Проходите к столу. Будем угощаться!

Варвара. Пироги с молоком, да чайком!

(Дети рассаживаются на лавки вокруг стола, наливают чай из самовара, молоко из балакиря, пьют из глиняных чашек)

После чаепития гости прощаются с хозяевами дома

Дети. Благодарим вас хозяин с хозяюшкой, и вас ребятишки за гостеприимство. Спасибо за хлеб — соль.

Хозяева. Рады были вас видеть, гости дорогие! Ждём вас снова к нам.

Дети – гости уезжают под русскую народную песню «Лебедин».















































Литература:

1.Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий/авт.- сост. В.П. Ватаман.-Волгоград: Учитель, 2008.-181 с.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно — методическое пособие.-2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство – Пресс,2010.-304 с.: ил.

3.Ковалёва Е.А.Весёлые игры на свежем воздухе для детей и их родителей- М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век, 2006. – 189 с. – (серии «Учимся играючи». «Азбука развития»).

4.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н. Косарева. — Волгоград: Учитель,2012.-166 с.

5.Соловьёв В.М.Золотая книга русской культуры.- М.:Белый город, 2007. – 560 стр.:ил.

6.Терещенко А.В.История культуры русского народа/А.В.Терещенко. — М.:Эксмо,2007.-736 с.: ил.

7.Тиханова А.Ю.Сокровища града Чудес. Выпуск 1.Русские народные праздники для детей и взрослых [Текст]:сборник методических материалов. В 2ч.Часть 2/А.Ю.Тиханова, И.П.Чеснова.- Ульяновск: УИПКПРО, 2011- 48 с.

8.Фотографии из личного архива.























Свежие документы:  Сценарий выступления агитбригады по ПДД для учащихся начальных классов

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: