Урок по предмету «Самопознание»
Класс: 4
Тема: Доброе имя
Цель ознакомление учащихся с историческими этапами появления имен, со значением их собственных имен
Задачи:
— познакомить учащихся с ценностью «имя», акцентировать внимание детей на значении имени для судьбы человека;
-развивать представления учащихся о доброте, навыки исследовательской деятельности;
-воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Оборудование урока: слайды программы Microsoft Office Power Point; распечатки текстов.
Ход урока:
Круг радости
-Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами песни «Здравствуйте!»
Учитель: Сейчас я загадаю вам загадку. Ответив на нее, вы поймете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке. (Слайд 1)
Загадка:
Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.
Ну, конечно же, это — имя. Сегодня мы поговорим о ваших именах, познакомимся с толкованием имен. Узнаем, как появились имена, что нужно сделать, чтобы ваше имя жило вечно, чтобы люди о вас вспоминали только по доброму.
Эпиграфом нашего урока будут следующие строки:
Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
-Как вы понимаете смысл этих слов?
Беседа
«Что такое имя человека?»
— Самое удивительное создание на земле – это человек. Не менее удивительно то, что человек имеет собственное имя.
Имя — слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
-Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит при рождении. Он еще не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно свое имя.
Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.
-Для чего же нужно имя человеку? (ответы детей)
Посмотрим, какова на самом деле роль имени в жизни человека:
1. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
2. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
3. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
История имён
В первобытном обществе не было имен и фамилий. С раннего детства людей называли, во-первых, по внешности: Мал, Бел, Черныш.
Во-вторых, по черте характера: Добр, Храбр, Несмеяна.
В-третьих, по месту в семье: Ждан, Третьяк, Пятой.
Упражнение «Тайна имени»
Перед вами имена людей, живших в 14-16 века. Подумайте, почему родители их так назвали?
• Крепыш, Хромой, Косой, Милава. (по внешним признакам)
• Добрыня, Молчун, Умник.( по черте характера)
• Первуша, Другой, Одинец (по порядку рождения)
• Зайцев, Горяев, Нежданов (по прозвищу)
-Позже наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
-Сейчас родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Почитаем.
И. Успенский «Тяжелый случай»
Вопросы к тексту:
• Почему отец хотел дать сыну столь странное имя?
• Почему родители поменяли имя сыну?
Упражнение «Почему меня так назвали?»
А кто вам дал имя и почему именно такое? Об этом вы должны были узнать у своих родителей.
(Выступления детей)
«Это интересно»
Накануне мы провели Социологическое исследование «Анкетирование в нашем 4 «А» классе»
Вопросы анкеты:
1. Что означает моё имя?
а) знаю
б) не знаю
2. Нравится ли тебе твоё имя?
а) да,
б) нет,
в) не очень.
3. Почему?
4. Зачем человеку имя?
Результаты анкетирования в моем классе
1. Что означает моё имя?
знают – 9; не знают – 3.
2. Нравится ли тебе твоё имя?
да – 13; нет – 0; не очень – 0.
3. Почему?
«Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое», «редкое»
«Не очень» – «хочу другое имя».
4. Зачем человеку имя?
«Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
-Оказалось, что несколько человек из нашего класса не знают, что же означает их имя. Поэтому в конце урока каждый из вас получит на память открытку, где будет написано значение вашего имени.
Творческая деятельность. Упражнение «Нарисуй свое имя»
— А сейчас закройте глаза. Представьте себе свое имя, наделите его каким-то образом. Может быть, вы представите свое имя как птицу, летающую над землей, цветок, радующийся новому дню, солнцем, дающим тепло и радость жизни, а может быть ваше имя – это радуга, соединяющая два берега реки. (дети закрывают глаза и представляют)
— Теперь нарисуйте свое имя таким, каким вы его увидели. (Дети рисуют)
Вернисаж рисунков
Дети выставляют свои работы, рассказывают, почему они представили и видят свое имя так, как нарисовали.
Игра «Назови свое имя особенно»
Очень важно научиться мягко и ласково произносить свое имя и имена тех людей, которые нам очень близки и дороги. Давайте потренируемся. Каждый из вас получит карточку, на которой написано, как нужно произнести свое имя.
Слова на карточках:
1. Радостно
2. Медленно
3. Громко
4. Звонко
5. Быстро
6. Весело
7. Тихо
8. Напевно
9. Шепотом
10. По слогам
11. Удивленно
12. Восторженно
13. Задумчиво
14. Ласково (нежно)
15. Мягко
16. Утвердительно
Поразмышляем вместе
— Как вы думаете, что больше говорит о человеке: имя или дела? Почему?
Почитаем. « Пичугин мост».
Сейчас мы с вами познакомимся с рассказом Е .Пермяка
Дети читают рассказ вслух.
Рассуждаем:
1.О чём любили разговаривать дети по пути в школу?
2.Как вёл себя мальчик Сёма?
3. Какой дорогой любили ходить дети в школу?
4. Почему детям запретили ходить этой дорогой?
5. Что задумал Сёма?
6. Кто ему помог?
7.Какое название дали мосту? Почему, как вы думаете?
— Ребята, можно ли сказать, что Сёма Пичугин увековечил свою фамилию?
Поговорим. «Прославившие имя свое»
-Мы живем в замечательной стране с богатым историческим прошлым. Именно в Казахстане жили выдающиеся люди, имя которых сейчас знают во многих странах. В их честь названы улицы, площади, театры нашего города. Кто же это?
Выступление детей:
1. Абай Кунанбаев — великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка.
В Атырау: площадь Абая, школа Абая
2.Исатай Тайманов казахский батыр, старшина Младшего жуза, руководитель народно-освободительного крестьянского восстания казахов в Бокеевской Орде и западной части Младшего жуза в 1836–1838 годах.
В Атырау: улица Тайманова, площадь Исатая и Махамбета
3. Мухтар Ауэзов — великий казахский писатель, ученый, педагог, общественный деятель, человек энциклопедических знаний и эрудиции — таким он вошел в сознание современников и память потомков.
В Атырау: улица Ауэзова
4. Утешкали Атамбаев-видный государственный деятель Казахстана
В Атырау УЛИЦА Атамбаева, школа Атамбаева
Верна ли поговорка «Не имя красит человека, а человек имя?»
Что значит беречь имя?
Круг «От сердца к сердцу»
— Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы, только от нас зависит, какой след оставит наше имя на Земле.
— Давайте встанем в круг, вместе с рукопожатием передадим друг другу пожелание: «Эльнур, пусть твое имя принесет тебе…(счастье, успех, удачу, любовь, радость и т.д.)
Дети исполняют песню «Спасибо за сегодня»
Учитель дарит детям закладки, на которых написаны значения их имен.