Как повысить скорость чтения младшего школьника
Климова Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов,
МОУ гимназия № 7 города Чехова Московской области
Скорость чтения является важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьника. Ежедневно ученикам приходится обрабатывать и усваивать большой объем текстовой информации. При этом плохо читающие дети просто обречены на неуспеваемость, так как медленное чтение мешает усвоению учебного материала, увеличивает время выполнения домашнего задания, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается мыслительная деятельность.
Почему же у школьников возникают такие проблемы? Причин несколько:
Затруднен зрительный анализ буквенного материала.
Несформированность процесса синтеза звуковых элементов.
Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком.
Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Отсутствие антиципации, т.е. умения догадываться по смыслу.
Недостатки в артикулировании.
Малое поле зрения.
Недостаточный уровень развития внимания и памяти.
Природный темп деятельности.
Для преодоления этих трудностей можно предложить целый ряд упражнений. Вот некоторые из них.
Задание № 1. «Найди слова».
Ребенку дают 18 – 20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина – малина», «автобус – абрикос», «Маша – Миша», «Тоня – Толя» и др.
Задание № 2. «Чтение строчек с прикрытой нижней половиной».
Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем — незнакомые.
Задание № 3. «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной».
Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, школьник, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.
Задание № 4. «Словесные лабиринты».
Ребенка учат читать написанные вертикально слова:
при ро да |
Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово. Например:
Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность местоположение первой и последней букв.
Задание № 5. «Сложи слова».
Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (например, пе — тух, сапо — ги, тет — радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах – половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; просят подобрать похожие по написанию слова. Например:
по – года по – беда по – суда пе — нал | бе – седа бе – рег бе — реза |
Задание № 6. «Карточки-столбики».
Взрослый быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научится читать слова, состоящие из десяти букв.
Примерные наборы слов:
(5) | (6) | (7) | (8) | (9) | (10) | |
паук бусы сыро роса брат фото ирис пара зима свой | экран около разве цинга чабан щегол ханжа фаянс шифер верба
| сказка компас челнок шнурки костюм пчелка азбука колесо глобус павлин | синоним тротуар веселье пианино зеркало катушка собачка колокол ножницы кровать | лепесток уроженец вещество аквариум очевидец докрасна блюдечко волейбол закоулок тетрадка | жадничать зарисовка викторина богатство гривенник иждивенец дирижабль бюллетень коллектив несколько | гололедица лучезарный аппендицит спозаранку катастрофа равновесие реформация карбованец излечиться заиндеветь |
Задание № 7. «Поиск в тексте заданных слов».
Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком.
Задание № 8. «Произнеси быстро».
Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.
Задание № 9. «Многократное чтение».
После того как начало нового рассказа прочитано взрослым и осознано ребенком, ему предлагается в течение минуты читать текст. Ребенок отмечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ребенок снова отмечает, до какого слова он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа вызывает у ребенка положительные эмоции, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.
Задание № 10. «Буксир».
Взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым.
Задание № 11. «Заполни пропуски».
Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Например:
1. Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он ________ маленькую перекосившуюся _________ на курьих ножках».
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______. Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую _______. Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в _______. Мороз щиплет _______. _______ не боятся мороза. Весельем горят их _______.
Автоматизация навыка не произойдет сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет, а иногда растягивается до 5 – 8 лет. Помогите своему ребенку! Организуйте дополнительные занятия по чтению дома, используя предложенные упражнения. Терпения и успехов Вам, уважаемые родители!
Литература.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89, 2001.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 1997.
Чемерикина Г.А. Чтение – увлечение или наказание? /Управление начальной школой. № 11, 2010.