Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 54
г.о. Тольятти Самарской области
Внеклассное мероприятие «Новогодний конкурс эрудитов»
4 класс
Автор Муранова Галина Петровна,
учитель начальных классов
Внеклассное мероприятие «Новогодний конкурс эрудитов»
В качестве подготовки к этому мероприятию детям даётся задание: посмотреть дома или в библиотеке кулинарные книги (блюда разных народов мира); нарисовать таблички с цифрами 1, 2, 3 для первого тура; подготовить номера художественной самодеятельности.
Цели:
познакомить детей с новогодними традициями народов мира;
развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, чувство юмора;
воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов, доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
табло для освещения результатов конкурса,
карточки с цифрами 1,2,3;
призы;
музыкальное оформление.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Накануне Нового года всё бывает необычным: настроение, погода, программа передач по телевидению. Наша сегодняшняя встреча тоже необычная – праздничная; она посвящена одной теме – празднованию Нового года в России, и не только в ней. Хотите поиграть?
Ведущий:
В нашей игре примут участие 3 команды. Каждая команда состоит из 8 человек.
Команда «Новогодний фейверк»
Команда «Обжорки»
Команда «Игруны»
Пока команды занимают свои места и готовятся к первому туру, идёт представление судейско-счётной бригады.
Ведущий: Прошу обратить внимание на эти ёлочки (на доске их изображения). Это наше табло. За каждый правильный ответ команда получает одну новогоднюю игрушку. У кого в конце мероприятия на ёлочке будет самое большое количество игрушек, тот и победит.
Ну, а теперь о правилах. Наша игра проходит в 5 туров. Причём правила будут меняться. Поэтому командам нужно быть очень внимательными.
I тур.
Для первого тура каждой команде нужны таблички с цифрами 1,2,3. Будет зачитываться вопрос и 3 варианта ответов. Из этих трёх вариантов только один верный. По моей команде вы должны поднять только одну, на ваш взгляд правильную табличку.
В какой стране Новогоднего старика зовут Пьер Нозль? (1.США. 2.Франция. 3.Украина.)
В какой стране Новогоднего старика зовут Санта Клаус? (1.Польша. 2.Россия. 3.США.)
В какой стране на Новый год украшают бамбук? (1.Вьетнам. 2. Египет. 3.Италия)
В какой стране на новый год украшают мандариновое дерево? (1.Мексика. 2. Канада. 3. Китай)
В какой стране на новый год украшают ель? (1.Австралия. 2. Россия. 3. Индия.)
Первый тур закончился. Пока жюри подводит итоги, решает, кто пройдёт в следующий тур, ведущий объявляет номер художественной самодеятельности.
II. тур.
(Детям предлагается вспомнить традиционные российские новогодние символы и атрибуты).
Этот тур проходит в виде игры «Угадай-ка». На каждый предмет заготовлено по 5 высказываний детей из детского сада. Догадаться нужно как можно скорее. Победит та команда, которая первая назовёт предмет.
1.Мне нравится эта штука.
2.От неё у взрослых бывает много хлопот.
3.Один раз у неё внутри была маска зайца.
4.Она похожа на гранату.
5.У неё есть веревочка, за которую надо дёрнуть.
(Хлопушка)
Они бывают разноцветные.
У нас дома весь пол был усыпан ими.
Они, как снежинки, падают и падают.
Мой папа их дыроколом делает.
(Конфетти)
Это что-то такое длинное.
Мне этим мама украсила костюм.
Он такой разноцветный и блестит.
Его можно легко порвать.
Он не мокрый.
(Дождик, мишура)
Когда я был маленьким, я их никогда не слышал.
Они бывают только в Москве.
И все в это время встают и чокаются бокалами.
Их по телевизору всегда показывают, особенно в Новогоднюю ночь.
А вообще они со стрелками.
(Куранты)
Я один раз это пробовал, пока мама не видела.
А у нас полгода в серванте стояло.
Там сначала: «Ба-бах», а потом – «Пш-ш-ш».
Самое главное, нужно следить за тем, чтобы оно не убежало.
У нас пробка чуть зеркало не разбила.
(Шампанское)
Ведущий: Предлагаю поиграть в игру и отдохнуть:
— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
— Это я, это я, это все мои друзья.
— Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
— Это я, …
— Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
— Это я, …
— Кто из вас, как подрастет, в космонавты лишь пойдет?
— Это я, …
— Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
— Это я, …
— Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?
— Это я, …
— Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
— Это я, …
— Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
— Это я, …
— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
— Это я, …
— Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?
— Это я, …
— Кто из вас, хочу я знать, с прилежанием на «пять»?
— Это я, …
— Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
— Это я, …
III. тур.
Все вопросы этого тура будут касаться Новогодних традиций народов разных стран. Какие новогодние традиции существуют в России?
(Дети называют новогодние традиции России)
А какие новогодние традиции существуют в других странах мира?
Поочерёдно каждой команде задаётся вопрос, который начинается со слов: «Правда ли». И если вы решили, что это правда, вы должны сказать : «Да, это правда», Ну, а если вы решите, что вас обманывают, то говорите: «Нет, это неправда».
Правда ли, что в Венгрии существует традиция дарить в Новый год друзьям глиняную фигурку поросёнка? (Да)
Правда ли, что в Гвинее в первый день Нового года принято водить по улицам слонов? (Да)
Правда ли, что на Украине существует традиция: в первое утро Нового года залезать на крышу и бросать в трубу медные монетки? (Нет)
Правда ли, что итальянцы под Новый год выбрасывают из окон ненужные вещи, даже мебель? (Да)
Правда ли, что в Португалии есть такая традиция: пока часы бьют 12 раз, жители 12 раз дёргают себя правой рукой за левое ухо? (Нет)
Правда ли, что в Испании существует такая традиция: в тот момент, когда часы бьют 12 раз, каждый человек съедает 12 свежих виноградин? (Да)
Правда ли, что в Белоруссии существует такая традиция: утром 1 января прогонять по улицам свиней? (Нет)
Правда ли, что в Канаде существует такая традиция: за новогодним столом сжигать однодолларовую купюру? (Нет)
Правда ли, что во Франции существует такая традиция: в знак особого внимания к хозяевам гости приносят в качестве новогоднего подарка толстое полено? (Да)
Правда ли, что во Вьетнаме не садятся за новогодний стол без букетов цветов, особенно нарциссов: (Да)
Правда ли, что в России существует такая традиция: посыпать зерном жилище и поздравлять живущих в нём с наступлением Нового года? (Да)
Правда ли, что в России существует такая традиция: наряжать ёлку и держать её в доме до «старого Нового года»? (Да)
Звучит песня, подготовленная детьми.
IV тур.
В этом туре вопросы задаются одновременно всем командам и болельщикам. Если на вопрос ответила команда, она получает 1 балл, если болельщики – сладкий приз.
Какой детский писатель-сказочник выдумал планету Новогодних ёлок? (Джанни Родари)
Как звали мальчика, которого родители оставили на рождественские праздники одного дома? (Кевин, к/ф «Один дома»)
Из какого материала был мужик, которого вредная жена отправила в лес за новогодней ёлкой в мультфильме «Падал прошлогодний снег»? (Пластилин)
В какую новогоднюю игрушку превратил молодого принца король мышей, если верить сказке К.Гофмана? (Щелкунчик)
Как звали сыновей геолога Сергеева, которые приехали к нему на новогодний праздник в далёкую тайгу? (А.Гайдар «Чук и Гек»)
Каким по счёту был новогодний выпуск «Ну, погоди!»? (Пятым)
Как звали мультипликационного белого медвежонка, который пришёл к своему другу на новогодний праздник и интересовался, можно ли съесть новогоднюю ёлку? (Умка)
В костюме какого новогоднего героя был Волк в мультипликационном фильме «Ну, погоди!»? (Снегурочки)
V тур.
Вот и начинается последний раунд нашей игры. Он необычный. Потому что здесь будут присуждаться баллы за неправильные ответы. Скорей всего, никто из сидящих в зале правильных ответов не знает. А спрашивать я буду по традиционные новогодние блюда разных народов мира.
Какие традиционные российские блюда вы знаете? (Дети перечисляют)
Как же будет оцениваться этот тур? Например, я спрошу, что едят в Новый год в Венесуэле? Одна команда скажет – рыбу, другая – шашлык, третья – пареную репу. А на самом деле в Венесуэле традиционным блюдом является жареный картофель. Как видите, ни одна из команд не угадала. Но поскольку третья команда назвала репу, а репа и картофель – корнеплоды, то балл будет присуждаться третьей команде.
(Ведущий задаёт вопрос, просит каждую команду высказать свою версию, называет правильный ответ, жюри определяет победителя).
Какое блюдо традиционно подают к новогоднему столу в Голландии? (Пончики)
Какое блюдо традиционно подают к новогоднему столу в Северном Китае? (Пельмени по-китайски)
Какое блюдо традиционно подают к новогоднему столу в Норвегии? (рыбу, чаще всего треску)
Какое блюдо традиционно подают к новогоднему столу в Венгрии? (Чеснок с мёдом)
Дальше – подведение итогов, вручение призов, чаепитие.
Чтение поздравительных новогодних телеграмм:
Новогодние телеграммы
Мы желаем без помехи
Грызть вам целый год орехи,
Прыгать и играть в горелки
С Новым годом! Ваши (белки)
*
Я не знаю в елке толку
Это дерево для волка.
Что за дерево, скажите,
Все подробно изложите.
Адресуйте просто: Нил.
С Новым годом! (Крокодил)
*
Снег идет. Чудесный день!
Вылетаю, ваш (олень).
Взял билет на самолет.
Вместе встретим (Новый год)
*
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я, что есть духу,
На праздник без оглядки.
Кто он, угадай-ка!
Ну, конечно, (зайка)
Проведение игры
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите «Да» в ответ.
Ну, а если вдруг — неверно,
Говорите смело «Нет!»
— Разноцветные хлопушки?
— Одеяла и подушки?
— Раскладушки и кроватки?
— Мармеладки, шоколадки?
— Шарики стеклянные?
— Стулья деревянные?
— Плюшевые мишки?
— Буквари и книжки?
— Бусы разноцветные?
— А гирлянды светлые?
— Снег из ваты белой?
— Ранцы и портфели?
— Туфли и сапожки?
— Чашки, вилки, ложки?
— Конфеты блестящие?
— Тигры настоящие?
— Шишки золотистые?
— Звездочки лучистые?
Список литературы:
Методическое пособие «В гостях у истории», авторы Лупоядова В.Н., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.В., 1997 г г. Брянск.
«Зовёт звонок на праздник», автор Хаткина Н.Р., М.: АСТ; Донецк: Сталкер. 2005.
«Внеклассные мерприятия», 3 класс, авторы-сос твители Яровая Л.Н., Жиренко О.Е, Барылкина Л.П., Цыбина Т.И., 2-е издание М.: ВАКО, 2005.