Конспект урока для 4 класса «Новогодний конкурс эрудитов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

г.о. Тольятти Самарской области











Внеклассное мероприятие «Новогодний конкурс эрудитов»

4 класс












Автор Муранова Галина Петровна,

учитель начальных классов

Внеклассное мероприятие «Новогодний конкурс эрудитов»


В качестве подготовки к этому мероприятию детям даётся задание: посмотреть дома или в библиотеке кулинарные книги (блюда разных народов мира); нарисовать таблички с цифрами 1, 2, 3 для первого тура; подготовить номера художественной самодеятельности.


Цели:

  • познакомить детей с новогодними традициями народов мира;

  • развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, чувство юмора;

  • воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов, доброе отношение друг к другу.


Оборудование:

  • табло для освещения результатов конкурса,

  • карточки с цифрами 1,2,3;

  • призы;

  • музыкальное оформление.


Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Накануне Нового года всё бывает необычным: настроение, погода, программа передач по телевидению. Наша сегодняшняя встреча тоже необычная – праздничная; она посвящена одной теме – празднованию Нового года в России, и не только в ней. Хотите поиграть?

Ведущий:

В нашей игре примут участие 3 команды. Каждая команда состоит из 8 человек.

Команда «Новогодний фейверк»

Команда «Обжорки»

Команда «Игруны»


Пока команды занимают свои места и готовятся к первому туру, идёт представление судейско-счётной бригады.


Ведущий: Прошу обратить внимание на эти ёлочки (на доске их изображения). Это наше табло. За каждый правильный ответ команда получает одну новогоднюю игрушку. У кого в конце мероприятия на ёлочке будет самое большое количество игрушек, тот и победит.

Ну, а теперь о правилах. Наша игра проходит в 5 туров. Причём правила будут меняться. Поэтому командам нужно быть очень внимательными.


I тур.

Для первого тура каждой команде нужны таблички с цифрами 1,2,3. Будет зачитываться вопрос и 3 варианта ответов. Из этих трёх вариантов только один верный. По моей команде вы должны поднять только одну, на ваш взгляд правильную табличку.


  • В какой стране Новогоднего старика зовут Пьер Нозль? (1.США. 2.Франция. 3.Украина.)

  • В какой стране Новогоднего старика зовут Санта Клаус? (1.Польша. 2.Россия. 3.США.)

  • В какой стране на Новый год украшают бамбук? (1.Вьетнам. 2. Египет. 3.Италия)

  • В какой стране на новый год украшают мандариновое дерево? (1.Мексика. 2. Канада. 3. Китай)

  • В какой стране на новый год украшают ель? (1.Австралия. 2. Россия. 3. Индия.)

Первый тур закончился. Пока жюри подводит итоги, решает, кто пройдёт в следующий тур, ведущий объявляет номер художественной самодеятельности.

II. тур.

(Детям предлагается вспомнить традиционные российские новогодние символы и атрибуты).

Этот тур проходит в виде игры «Угадай-ка». На каждый предмет заготовлено по 5 высказываний детей из детского сада. Догадаться нужно как можно скорее. Победит та команда, которая первая назовёт предмет.


  1. 1.Мне нравится эта штука.

  2. 2.От неё у взрослых бывает много хлопот.

  3. 3.Один раз у неё внутри была маска зайца.

  4. 4.Она похожа на гранату.

  5. 5.У неё есть веревочка, за которую надо дёрнуть.

(Хлопушка)

  1. Они бывают разноцветные.

  2. У нас дома весь пол был усыпан ими.

  3. Они, как снежинки, падают и падают.

  4. Мой папа их дыроколом делает.

(Конфетти)

  1. Это что-то такое длинное.

  2. Мне этим мама украсила костюм.

  3. Он такой разноцветный и блестит.

  4. Его можно легко порвать.

  5. Он не мокрый.

(Дождик, мишура)

  1. Когда я был маленьким, я их никогда не слышал.

  2. Они бывают только в Москве.

  3. И все в это время встают и чокаются бокалами.

  4. Их по телевизору всегда показывают, особенно в Новогоднюю ночь.

  5. А вообще они со стрелками.

(Куранты)

  1. Я один раз это пробовал, пока мама не видела.

  2. А у нас полгода в серванте стояло.

  3. Там сначала: «Ба-бах», а потом – «Пш-ш-ш».

  4. Самое главное, нужно следить за тем, чтобы оно не убежало.

  5. У нас пробка чуть зеркало не разбила.

(Шампанское)


Ведущий: Предлагаю поиграть в игру и отдохнуть:


— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Это я, это я, это все мои друзья.

— Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

— Это я, …

— Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?

— Это я, …

— Кто из вас, как подрастет, в космонавты лишь пойдет?

— Это я, …

— Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

— Это я, …

— Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?

— Это я, …

— Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

— Это я, …

— Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

— Это я, …

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?

— Это я, …

— Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?

— Это я, …

— Кто из вас, хочу я знать, с прилежанием на «пять»?

— Это я, …

— Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

— Это я, …


III. тур.

Все вопросы этого тура будут касаться Новогодних традиций народов разных стран. Какие новогодние традиции существуют в России?

(Дети называют новогодние традиции России)

А какие новогодние традиции существуют в других странах мира?

Поочерёдно каждой команде задаётся вопрос, который начинается со слов: «Правда ли». И если вы решили, что это правда, вы должны сказать : «Да, это правда», Ну, а если вы решите, что вас обманывают, то говорите: «Нет, это неправда».


  • Правда ли, что в Венгрии существует традиция дарить в Новый год друзьям глиняную фигурку поросёнка? (Да)

  • Правда ли, что в Гвинее в первый день Нового года принято водить по улицам слонов? (Да)

  • Правда ли, что на Украине существует традиция: в первое утро Нового года залезать на крышу и бросать в трубу медные монетки? (Нет)

  • Правда ли, что итальянцы под Новый год выбрасывают из окон ненужные вещи, даже мебель? (Да)

  • Правда ли, что в Португалии есть такая традиция: пока часы бьют 12 раз, жители 12 раз дёргают себя правой рукой за левое ухо? (Нет)

  • Правда ли, что в Испании существует такая традиция: в тот момент, когда часы бьют 12 раз, каждый человек съедает 12 свежих виноградин? (Да)

  • Правда ли, что в Белоруссии существует такая традиция: утром 1 января прогонять по улицам свиней? (Нет)

  • Правда ли, что в Канаде существует такая традиция: за новогодним столом сжигать однодолларовую купюру? (Нет)

  • Правда ли, что во Франции существует такая традиция: в знак особого внимания к хозяевам гости приносят в качестве новогоднего подарка толстое полено? (Да)

  • Правда ли, что во Вьетнаме не садятся за новогодний стол без букетов цветов, особенно нарциссов: (Да)

  • Правда ли, что в России существует такая традиция: посыпать зерном жилище и поздравлять живущих в нём с наступлением Нового года? (Да)

  • Правда ли, что в России существует такая традиция: наряжать ёлку и держать её в доме до «старого Нового года»? (Да)

Звучит песня, подготовленная детьми.


IV тур.

В этом туре вопросы задаются одновременно всем командам и болельщикам. Если на вопрос ответила команда, она получает 1 балл, если болельщики – сладкий приз.

  • Какой детский писатель-сказочник выдумал планету Новогодних ёлок? (Джанни Родари)

  • Как звали мальчика, которого родители оставили на рождественские праздники одного дома? (Кевин, к/ф «Один дома»)

  • Из какого материала был мужик, которого вредная жена отправила в лес за новогодней ёлкой в мультфильме «Падал прошлогодний снег»? (Пластилин)

  • В какую новогоднюю игрушку превратил молодого принца король мышей, если верить сказке К.Гофмана? (Щелкунчик)

  • Как звали сыновей геолога Сергеева, которые приехали к нему на новогодний праздник в далёкую тайгу? (А.Гайдар «Чук и Гек»)

  • Каким по счёту был новогодний выпуск «Ну, погоди!»? (Пятым)

  • Как звали мультипликационного белого медвежонка, который пришёл к своему другу на новогодний праздник и интересовался, можно ли съесть новогоднюю ёлку? (Умка)

  • В костюме какого новогоднего героя был Волк в мультипликационном фильме «Ну, погоди!»? (Снегурочки)

V тур.

Вот и начинается последний раунд нашей игры. Он необычный. Потому что здесь будут присуждаться баллы за неправильные ответы. Скорей всего, никто из сидящих в зале правильных ответов не знает. А спрашивать я буду по традиционные новогодние блюда разных народов мира.

Какие традиционные российские блюда вы знаете? (Дети перечисляют)

Как же будет оцениваться этот тур? Например, я спрошу, что едят в Новый год в Венесуэле? Одна команда скажет – рыбу, другая – шашлык, третья – пареную репу. А на самом деле в Венесуэле традиционным блюдом является жареный картофель. Как видите, ни одна из команд не угадала. Но поскольку третья команда назвала репу, а репа и картофель – корнеплоды, то балл будет присуждаться третьей команде.

(Ведущий задаёт вопрос, просит каждую команду высказать свою версию, называет правильный ответ, жюри определяет победителя).


  • Какое блюдо традиционно подают к новогоднему столу в Голландии? (Пончики)

  • Какое блюдо традиционно подают к новогоднему столу в Северном Китае? (Пельмени по-китайски)

  • Какое блюдо традиционно подают к новогоднему столу в Норвегии? (рыбу, чаще всего треску)

  • Какое блюдо традиционно подают к новогоднему столу в Венгрии? (Чеснок с мёдом)


Дальше – подведение итогов, вручение призов, чаепитие.

Чтение поздравительных новогодних телеграмм:


Новогодние телеграммы


Мы желаем без помехи

Грызть вам целый год орехи,

Прыгать и играть в горелки

С Новым годом! Ваши (белки)


*

Я не знаю в елке толку

Это дерево для волка.

Что за дерево, скажите,

Все подробно изложите.

Адресуйте просто: Нил.

С Новым годом! (Крокодил)


*

Снег идет. Чудесный день!

Вылетаю, ваш (олень).

Взял билет на самолет.

Вместе встретим (Новый год)


*

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я, что есть духу,

На праздник без оглядки.

Кто он, угадай-ка!

Ну, конечно, (зайка)


Проведение игры

А сейчас, друзья, сыграем

В интересную игру:

То, чем елку наряжаем,

Я детишкам назову.

Вы послушайте внимательно,

И ответьте обязательно,

Если мы вам скажем верно,

Говорите «Да» в ответ.

Ну, а если вдруг — неверно,

Говорите смело «Нет!»


— Разноцветные хлопушки?

— Одеяла и подушки?

— Раскладушки и кроватки?

— Мармеладки, шоколадки?

— Шарики стеклянные?

— Стулья деревянные?

— Плюшевые мишки?

— Буквари и книжки?

— Бусы разноцветные?

— А гирлянды светлые?

— Снег из ваты белой?

— Ранцы и портфели?

— Туфли и сапожки?

— Чашки, вилки, ложки?

— Конфеты блестящие?

— Тигры настоящие?

— Шишки золотистые?

— Звездочки лучистые?

Список литературы:


  1. Методическое пособие «В гостях у истории», авторы Лупоядова В.Н., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.В., 1997 г г. Брянск.

  2. «Зовёт звонок на праздник», автор Хаткина Н.Р., М.: АСТ; Донецк: Сталкер. 2005.

  3. «Внеклассные мерприятия», 3 класс, авторы-сос твители Яровая Л.Н., Жиренко О.Е, Барылкина Л.П., Цыбина Т.И., 2-е издание М.: ВАКО, 2005.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Прянички для зайчика»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: