Тема: Письменные приёмы умножения и деления трёхзначного числа на
однозначное.
Цель:
1) Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, чувство коллективизма, взаимопомощь и взаимовыручку. чувство гордости за свою Родину.
2) Развивать вычислительные навыки, мышление, память, речь, внимание. Познавательный интерес к предмету, к истории нашей Родины.
3) Познакомить с письменными приёмами умножения и деления трёхзначного числа на однозначное, повторить разрядный состав числа, сумму разрядных слагаемых, табличное умножение и деление, умножение и деление двузначного числа на однозначное.
Ход урока.
1) Организационный момент.
На доске плакат№1.
Ученик читает стихотворение:
Далекие звёзды на небе горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас — И вот мы к полёту готовы сейчас.
Скомандует диктор: «Внимание — взлет!»
И наша ракета помчится вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые, любимой Земли.
Хотим мы с тобой подружиться Луна!
Чтоб ты не скучала всё время одна!
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,
Сумеем в пути и к тебе заглянуть!
2) Сообщение темы урока:
— Чем знаменателен сегодняшний день?
— Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. В ходе которого
познакомимся с письменными приёмами умножения и деления трёхзначного
числа на однозначное, повторим табличное умножение деление, узнаем много
нового и интересного о космосе и космических исследованиях.
З) Устный счёт:
-Путешествовать мы будем на ракетах. В путешествие отправятся только 3 ракеты, а на доске их 6. Каждая ракета пронумерована:
— Найдите числа, произведения которых равно номерам ракет:
6 4 20 5 30 2 8 7 9
— Итак, ракеты выбраны нужно установить, с какой стартовой площадки будет произведён запуск, а для этого надо решить данные примеры:
9*4:18=2 Б
20*5:100=1 А
22*5:10=11 Й
6*8:4=12 К
2*80:10=16 О
9*5:3=15 Н
24:8*7=21 у
42:7*8=18 Р
Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
|
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
|
— При помощи этой таблицы расшифруйте слово, и вы узнаете, с какой площадки мы произведём старт.
— Объясните значение этого слова.
— Действительно, так называется место, откуда стартовали советские ракеты, отсюда стартуют в настоящее время ракеты Содружества Независимых государств.
— Посмотрите на карту Казахстана. На ней красным флажком отмечен Байконур он находится в Карагандинской области.
— Итак, со стартовой площадкой мы определились, теперь нужно узнать, кто будет управлять ракетой. А его имя зашифровано. Узнать его можно, перевернув карточки. Но это можно сделать тогда, когда вы в этих числах укажите разрядный состав числа и представите их в виде разрядных слагаемых. (дано слово «космонавт»)
784 | 804 | 350 | 482 | 249 | 420 | 702 | 321 |
-Назовите имена космонавтов, которых вы знаете. Что вы о них знаете? Мы провели с вами подготовку к запуску ракет. Теперь нужно нажать кнопку, чтобы ракеты стартовали. Но какую же из этих трёх кнопок нажать? Это вы сможете определить, решив данные примеры:
1ряд 2ряд 3 ряд
50*8350= Н 98:7+29= Ж 72:3-7= К
18*319= А (520-360):4= Ё 5*8:3= Н
35:5*9= Ж 15024*4= Л 40*7236= О
23+72:6= А 84:4*3= Т (580-180):5= П
(270+90):6= Т 420:6-18= У 52:4+4= К
27*3= Ь 22*4= Ю 26*3= У
Ключ к шифру:
31—Р 60—Т 40—Ё 54—Л 17—К 48—М
35—А 63—Ж 42—Ж 63—Т 24-А 62—Ш
50—Н 81—Ь 45—В 75—Н 30—Н 78—У
58—Е 86—С 53—У 88—Ю 44—О 80-П —
— Решив примеры, обратитесь к шифру. Рядом с результатом примера запишите карандашом букву, которая зашифрована под этим числом. Правильно решённые примеры, помогут определить кнопку, которую надо нажать.
Проверка:
— Какое слово было зашифровано у первого ряда, второго и третьего ряда?
-Нажимаем кнопку и отправляемся в полёт.
3) Повторение изученного:
— Каждый ряд отправляется в путешествие на одну из планет Солнечной системы (демонстрируется рисунок, на котором изображена Солнечная система) На какую из этих планет вы полетите, вы узнаете, решив примеры.
1 ряд:
х32 69 : 3 х12 54 : 3 х16 78 : 3
6 6 4
23 | 72 | 18 | 64 | 26 | |
Ю | П | И | Т | Е | Р |
2 ряд:
х21 88 : 4 х19 81 : 3
4 3
22 | 57 | 27 | |
М | А | Р | С |
З ряд:
х34 68 : 2 х18 75 :
2 4
34 | 72 | 15 | |
У | Р | А | Н |
Физминутка:
— Вот теперь можно лететь.
Ждёт нас быстрая ракета
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс —
Звёзды, в гости ждите нас!
По ступенькам поднялись —
Дружно за руки взялись!
Аккуратно надо сесть.
Чтобы парты не задеть.
4) Знакомство с новой темой:
— Ребята! Поступил аварийный сигнал. У нас проблема неполадки в работе бортового компьютера. Мы пролетаем слишком большие расстояния, расчёты усложнились, а в компьютере заложена только операция умножения в столбик двузначного числа на однозначное число.
134*2
Представьте число 134 в виде суммы разрядных слагаемых:
134*2=(100+30+4)*2=200+60+8=268
Выполним проверку:
268:2(200+60+8)=1 00+30+4=134
Но это слишком долгий способ решения, занимающий много времени, слишком длинная запись. Нам не хватит времени, чтобы устранить неполадки. Давайте найдём более рациональный способ решения подобных примеров. давайте разработаем алгоритм умножения в столбик трёхзначного числа на однозначное.
х134 268 : 2
2
— Чтобы внести в компьютер исправления, надо решить примеры
5) Работа по учебнику:
с. 164-165
б) Решение примеров с комментированием у доски.
х143 х241 639 : 3 963 : 3
2 2
— Неполадки исправлены, мы продолжаем свой полёт. И совершим дружественный визит на сказочную планету Протозо. Там проживают добрейшие, гостеприимные жители ушастики. Но к сожалению они не так сильны в математике, как вы. И вот у одного из них возникла проблема:
6) Задача:
«Ушастик с планеты Портозо может купить за 330 луни 3 летательные тарелки.
Сколько луни он потратит, чтобы купить 7 таких тарелок?»
— Можно сразу ответить на вопрос задачи?
— Что нужно для этого знать?
— Как узнаем, сколько стоит одна летающая тарелка?
— Как узнаем, сколько стоят 7 таких тарелок?
3т. —330 л.
7т. -?
1) 330:3=1 10(л.) —стоит одна тарелка
2) 110*7=770(л.)
Ответ: семь летающих тарелок стоят 770 луни.
— Я думаю, что ушастик, будет доволен, а нам пора возвращаться на Землю. Когда возвращаются космические корабли на Землю, люди управляющие полётом с Земли, обязательно просчитывают, где должна приземлиться ракета. Такие расчёты мы тоже произведём и определим, где мы приземлимся.
7) Работа по учебнику:
с. 165 № 5
— Как можно найти площадь данной фигуры?
— Чтобы найти площадь данной фигуры, на какие фигуры надо разбить исходную фигуру? (На два прямоугольника.)
а1 = 4см а2 =2см
в1 = ? (2см+Iсм) в2 = 1см
в1= 2+1 S2 = а*в
в=3см
$2см
=12см $=12+2
Р=а+в+с+а+е+х Р=4+2+2+ 1+6+3
а4см Р18см
в2см
с=2см
сI=Iсм
е=4+26см
х3см
Ответ: площадь многоугольника равна 14 см, периметр многоугольника равен 18 см.
8) Итог:
Итак, мы благополучно возвратились на Землю. Нам только осталось подвести итоги.
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Что было трудным сегодня на уроке?
— Над чем вам надо работать?
— Что не вызвало у вас затруднения?
— Что интересного вы узнали на уроке?
9) Домашнее задание:
с. 165]2