ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
Если добрый ты…
Конспект внеклассного мероприятия
Подготовила: Е.Ю. Говыжа,
учитель-олигофренопедагог
Белогорск, 2014
Цель: Формирование, расширение представлений учащихся о доброте как качестве личности человека.
Задачи:
Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.
Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.
Раскрыть понятие «доброта», мотивировать детей на добрые поступки.
Воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитывать навыки культуры речи.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, символическое сердечко со стрелами, игрушечные весы, бусинки, нарисованное дерево, карточки с записью хороших и плохих поступков.
Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «Если добрый ты» из мф «Приключения кота Леопольда», песня «Улыбка» из мф «Крошка Енот».
Ход классного часа
Вводная часть
Сообщение темы занятия
«Открытие» темы классного часа
Звучит запись песни «Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда.
— Чему учит эта песня?
— Что такое доброта, добро для вас? Что скрывается за этим словом?
— Доброта – это всё хорошее, доброе, красивое. Это весна, солнце, улыбка, мама. Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать хорошие поступки.
— А что такое зло?
— Это нечто противоположное добру: беда, несчастье, горе, всё плохое.
— Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла?
— Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит и люди могут творить не только добрые, но, к сожалению, и злые дела.
— В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка».
II. Основная часть
3. «Строительство» Дома Доброты.
— Сегодня мы тоже будем строителями. Мы построим Дом Доброты.
Закладываем фундамент Дома – доброта.
а) Игра «Добрые и злые герои»
— Все вы читали сказки. Одной из главных тем сказок – тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-Лебеди, Водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Змей Горыныч, Снежная королева, Василиса Премудрая, Алёнушка).
б) Викторина по сказкам
Задание. Вспомните, о каких сказочных героях говорится и какие добрые поступки они совершили?
— Кто был превращён гномом в маленького человечка и совершил удивительное путешествие с дикими гусями? (Нильс , С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).
— «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его…». (Чебурашка, Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»).
— Герой этого произведения говорил такие волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» (Женя, В. Катаев «Цветик – семицветик»).
— «Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною» (Г.Х. Андерсен «Снежная королева», Герда).
— Женщина ахнула от восхищения, потому что внутри, среди лепестков, сидела крошечная девочка, Ростом не больше дюйма. Вот почему её назвали…(Г.Х. Андерсен, «Дюймовочка»).
— «Жил–был доктор. Он был добрый». (К.Чуковский «Доктор Айболит»).
— Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. («Красная Шапочка», Ш. Перро)
Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые мысли.
— О доброте высказывали свои мысли великие философы, писатели.
Раздаются карточки с написанными фразами группам детей.
— Объясните, как вы понимаете эти фразы?
«Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Ж.Ж. Руссо). «Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Л. Толстой)
«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль).
«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций).
«Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон).
Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые слова.
а) Работа с пословицами
— Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из частей собрать пословицу, а затем пояснить как вы её понимаете.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
б) Упражнение «Добрые слова»
— Ещё один шаг к доброте – добрые слова. А часто ли вы употребляете добрые слова?
— Как люди называют эти слова? (волшебные) Как вы думаете, почему?
— А какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают?
— Посмотрим на экран.
Доброе утро. Добрый день. Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Прости, пожалуйста. Крепкого здоровья! Добро пожаловать! В добрый час! В добрый путь! Всего доброго!
— Вы хорошо знаете добрые слова! Но вот сила добрых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким тоном, голосом — спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными и нести доброту. И, конечно же, добрые слова должны произноситься от души, с улыбкой на лице. От этого поднимается настроение. Как поётся в песне, от улыбки станет всем теплей…
Звучит песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».
— В народе говорят, что слово лечит. Но слово может и очень обидеть, ранить человека.
в) Чтение стихотворения Татьяны Дашкевич «Обидное слово».
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
— Давайте поучимся говорить добрые слова друг другу. Поиграем в игру «Волшебный стул».
г) Коммуникативная игра «Волшебный стул»
Посередине круга ставится стул. На него садится один ученик. Волшебство стула заключается в том, что тот человек, который на него садится, становится хорошим, без каких- либо недостатков. Но он забывает всё, когда сидит на этом стуле. Давайте скажем сидящему на стуле человеку добрые слова, расскажем ему обо всех его достоинствах, которые мы знаем. Вы можете рассказать ему, что вам нравится в его поведении, внешности, характере; что доброго и хорошего он сделал для кого-то из вас. (вызываются желающие)
— Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
— А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?
Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые поступки.
— Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете совершить сами: в классе, на улице, дома, в транспорте, на природе?
— Я думаю, что каждый из Вас уже совершил добрый поступок, а может быть и не один!
Создание дерева доброты
— А сейчас выберите карточки в виде листьев с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты. Будьте внимательны! Карточки с записью плохих поступков брать не надо.
помогать родителям по дому;
навести порядок в школьном дворе;
накормить бездомную собаку;
подготовить концерт для пожилых людей ;
помочь детям сиротам и инвалидам;
сделать кормушки птицам зимой;
сделать скворечники весной;
помочь пожилому человеку нести сумку;
идя по улице с мамой, помочь нести ей тяжелую сумку;
уступить место в трамвае, автобусе пожилым людям;
защищать девочек, маленьких детей;
не допускать грубости;
стараться во всем помочь ближним;
участвовать в школьном мероприятии;
чтение книги;
играть с малышами;
говорить добрые слова окружающим;
помогать старым и больным;
помогать товарищу в учебе.
Не будем брать карточки с записями:
обидеть маму;
поссориться с товарищем;
равнодушно пройти мимо плачущего малыша;
замахнуться палкой на собаку;
не покормить домашнего питомца;
не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;
подраться с мальчиками;
не позаботиться о пожилой бабушке.
— Как вы думаете, легко ли быть добрым?
— Что для этого нужно иметь?
— Для этого нужно иметь доброе сердце, добрую душу.
— Ребята, а как вы думаете, могут ли в одном человеке уживаться и добро, и зло?
— Нет, не может. Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит». Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
Игра «Чего больше?»
— Как вы думаете, чего же на Земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть нам помогут в этом весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» ( листочки с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь, Лень)
— А что нужно сделать, чтобы победить зло? Нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. А это зависит от каждого из нас. Давайте на вторую чашу положим по капельке добрых дел, которые каждый из вас сделал в своей жизни. (Дети подходят к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (бусинку). Вскоре чаша «добра» перевешивает чашу «зла».)
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Добрыми поступками, делами. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.
— Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
III. Заключение
У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. А вот на этих здоровых сердечках напишите самые добрые слова и подарите тому, кому пожелаете. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.
— Я уверена, что в ваших сердцах нет места злу, в нём будет жить только доброта.
Литература
Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными : Классный час / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. — 2009. — № 2. — C. 85 — 92.
Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л.В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — № 6. — С.48 — 52.
Кетова, Т. В. Классные часы духовно — нравственной направленности / Т. В. Кетова // Начальная школа. – 2011. — № 9. – С. 76 – 78.
Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе / Э. П. Козлов // Педагогика. — 2008. — № 9. – С. 104 – 107
Пенькова, Е. Г. Спешите делать добро / Е. Г. Пенькова // Завуч начальной школы. — 2008. — № 7. — С. 41 — 45.