Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовская область
Конспект урока на тему
«А так ли полезны детям мультфильмы?»
подготовила педагог-психолог
Анофрикова Анна Викторовна
2012 г.
О вреде бесцельного просмотра телевизора и экранного времяпрепровождения уже сказано и написано немало.
Еще несколько лет назад дети дошкольного возраста очень любили рисовать, лепить, слушать сказки. Когда я была в их возрасте, то помню, что мультфильм или детский фильм был для меня долгожданной радостью, иногда даже значимым событием. Вечером обязательно смотрела любимые мной и моими друзьями-одногодками «Спокойной ночи, малыши!», «Ну, погоди!», «Варежка» и другие отечественные мультфильмы. Телевизор занимал очень малую часть моего детства…
Прошло время… И сейчас ситуация резко изменилась. Я заметила, что у современных детей одним из самых востребованных занятий является просмотр телевизора, игры в телефоне, компьютере… На вопрос о том, чем заняты дети, придя домой из детского сада, в основном отвечают: «Смотрим телевизор, играем за компьютером…» и рассказывают очень восторженно о том, как вчера «убили» кого-то в компьютерной игре…
Порой время, проведенное перед телевизором или компьютером, превосходит «живое» общение со сверстниками и взрослыми.
Что же делает телевизор столь привлекательным для ребёнка и для его родителей?
Следует отметить, что увеличение учебной нагрузки в дошкольном возрасте влечет за собой потребность в пассивном отдыхе у экрана.
Родители могут получить «мнимую свободу от ребёнка», посадив его перед телевизором или компьютером.
Многообразие мультфильмов в магазинах, интернете способствуют тому, что дети смотрят «что попало», и порой, даже родители не знают ни содержания мультфильма, ни его смысла.
Сознательность и ограничение экранного времени родителями является очень эффективным способом, но, увы, более редким вариантом спасения от экрана.
Но наряду с увеличением ТВ-времени кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дети дошкольного возраста.
Если раньше преобладали отечественные мультфильмы и дети знали их героев, то сегодня ситуация изменилась. Появились популярные американские, японские мультфильмы, и стали почти забыты наши отечественные.
Как же влияют современные мультфильмы на развитие ребёнка? Чему они учат? Какие мультфильмы лучше смотреть детям?
После просмотров полнометражных современных мультфильмов дети часто становятся эмоционально утомлены. Это может проявляться как симптомами усталости – вялость, невнимательность, так и симптомами перевозбуждения – громкие возгласы, неадекватное поведение, нарушения аппетита и сна, агрессивные реакции.
Рекомендации участникам консультации (в виде брошюр)
При выборе мультфильма для своего ребёнка обратите внимание:
Во-первых: основные персонажи мультика должны пропагандировать добрые хорошие качества, поучать юного зрителя и подталкивать его к добру, послушанию. Каждая сюжетная линия фильма должна пропагандировать простое правило: зло всегда остается злом и является наказуемым. Отлично, когда в сценарии предусмотрен переход злого персона на добрую сторону – это подтолкнет ребенка к соответствующим выводам.
Во-вторых: если художники переборщили с яркими красками – мультфильм будет вреден для детской психики. Яркие цвета в большом количестве, а также цвета, совершенно не сочетающиеся друг с другом оказывают негативное влияние мультфильмов на психику детей – они становятся агрессивными, чрезмерно возбужденными. Теплые и блеклые цвета напротив, успокаивают малышей и позволяют сконцентрироваться на информационной части мультипликационного представления. Хороший и полезный мультфильм обычно должен содержать не более четырех основных цветов, остальные должны служить лишь дополнением к ним и не выделяться.
В-третьих: звуковой ряд не должен быть слишком резким, музыкальное сопровождение должно носить спокойный, умиротворенный характер.
В-четвёртых: диалоги персонажей должны озвучиваться профессионально несколькими актерами. Одноголосый и, уж тем более, монотонный перевод опасен тем, что ребенок перестает концентрироваться на общении персонажей, вследствие чего снижается его эмоциональность, модель его поведения постепенно становится однообразной.
В-пятых: хороший мультфильм обязан содержать не только диалоги между персонажами, но и, собственно, монологи главных действующих лиц. Их переживания, мысли, мотивация и обоснование поступков должно преподноситься ребенку закадровым голосом. Именно монологи позволяют ребенку включиться в события мультфильма.
Какие мультфильмы можно смотреть детям:
в которых пропагандируется добро и добрые качества
в которых обязательно присутствуют монологи
в которых зло всегда наказуемо и не выставляется в положительном свете
цвета в которых гармонируют друг с другом
в которых нет перебора с яркими цветами
музыкальное сопровождение в которых не выделяется и не является слишком резкими.
Подводя итог, нам стоит подумать, нужно ли тратить столь ценное время, отведенное на истинно нужную и важную деятельность, ведущую в дошкольном возрасте – игру, за просмотром мультфильмов, не несущих в себе развивающего значения.
Список использованной литературы:
Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. — №6. — С.28 -31.
Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. — 2007.
Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. — 2006. — 32 с.
Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. — 1989. — №4. -С. 88-91.