ТЕМА: «Чудо, которое рядом».
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию интереса к воде
через связь естественных наук с первичными
представлениями об окружающем мире.
ЗАДАЧИ: Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Воспитывать бережное отношение к воде.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись мелодии дождя, шум прибоя;
ноутбук с экраном; тучка, капельки, море, солнце;
демонстрационный материал, обозначающий естествен-
ные науки;
демонстрационный материал учителя химии, физики,
раздаточный материал, контурные карты, цветные
карандаши, листы бумаги.
Ход занятия.
Первая стадия. Вызов.
( Актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации )
Приветствие гостей.
-Сегодня не совсем обычное занятие, у нас в гостях директора школ, учителя, давайте их поприветствуем.
— Вы уже заканчиваете начальную школу и скоро перейдете в 5класс, а там у вас появятся новые предметы физика, химия, география, экология. Учителя, которые ведут эти предметы, пришли к нам на занятие. Это учитель физики – Лариса Константиновна,
учитель химии – Марина Ивановна,
учитель географии – Татьяна Михайловна.
Осмысление содержания.
Звучит музыка.
У. — Послушайте, что вы слышите?
(шум воды, морской прибой, шум дождя)
— Что представили слушая эти звуки?
Как вы уже догадались, речь пойдет о воде. Прочитайте тему нашего занятия.
— Почему мы можем сказать, что вода это чудо?
У. Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
Не ведая, что ты такое…
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни :
Ты – сама жизнь.
Многим кажется, что они хорошо знают ВОДУ. Но оказывается не так все просто в природе, в ней еще много не раскрытых тайн.
А приоткрыть завесу тайн природы нам помогут наши учителя.
Физика.
-Очень много лет назад, когда не было воды, да и самой планеты не было. Вся вселенная состояла из маленьких частичек – атомов, которые бегали и прыгали, летали и кружились вокруг остывающей планеты. Они сталкивались и соединялись.
-Что образовывалось в результате этого, расскажет вам Лариса Константиновна.
Собери модель молекулы воды. (Дети собирают модель молекулы воды из шариков и шарниров)
Игра «Найди пару».
(Мальчики и девочки двигаясь по классу образуют тройки: мальчик и две девочки.)
ВЫВОД: Состояние воды зависит от расположения молекул.
География
Слайд «Вода в природе». (на фоне слайда звучат слова)
У. – Воды на нашей планете много и мы называем ее Голубой –
Потому, что из космоса она выглядит как маленькая голубая планета.
— А вы знаете где на Земле есть вода, ответ на этот вопрос поможет найти учитель географии – Татьяна Михайловна.
— Но не вся вода прозрачна. Я принесла для вас воду, которую привезла из путешествия.(показ разного цвета воды)
— А вы хотите отправиться в путешествие?
«Кораблик»(оригами).
Работа с физической картой.
ВЫВОД: Вода приобретает цвет растворенного вещества.
Химия.
У. – Вода хороший растворитель. А почему? На этот вопрос поможет ответить учитель химии – Марина Ивановна.
1. Игра «Ручеек»
Показ опыта, который доказывает, что вода –растворитель.
ВЫВОД: Опыт доказывает, что вода является растворителем, так как ее молекулы имеют полюса.
У.- Какие тайны воде вы открыли в наших научных лабораториях?
У. – С чем вы познакомились в физической лаборатории? (Познакомились с формулой воды)
Экология.
У. – Воды на Земле очень много. Но только 2% пресной воды, воды которая пригодна для использования человеком, а остальные
98% это соленая вода. Поэтому воду нужно беречь и охранять.
-Какая наука занимается защитой окружающей среды? (экология)
-Ребята, а как мы с вами можем помочь природе и сохранить наше необыкновенное чудо?
Слайд «Загрязнение окружающей среды»
-У вас на столе лежат капельки, маленькие частички Мирового океана. Работая в парах напишите на них по одному правилу пользования водой.
— Давайте прикрепим их на доске.
— Посмотрите на доску и скажите о какой еще тайне воды мы не сказали? ( о круговороте)
— Как происходит круговорот воды в природе?
РЕФЛЕКСИЯ.
У. – Вот и закончилось наше исследование, и хотелось бы узнать. Почему вода это чудо?
— Какие тайны вы узнали о воде?
— Какие учебные предметы нам помогали нам открыть тайны воды?
У вас на столе лежат эмблемки, символы данных предметов.
— Какая из наук, по-вашему была самой важной в изучении воды?
Прикрепите их на доске.
Ребята, посмотрите на доску. Какой вывод можно сделать? (Оказывается все науки важны для изучения воды и это не случайно. Химия, физика, география, экология – входят в одну группу – естественных наук.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
_ А какое домашнее задание вы бы предложили сделать?
— Выполните то задание, которое вам больше всего понравилось.
Слайд «Картинки о природе»
ЧЕЛОВЕК! ЗАПОМНИ НАВСЕГДА!
Символ мира на Земле вода.
Охраняй ее и береги
Мы ведь на планете не одни.
-На память о нашем занятии я хочу подарить эти буклеты о
ЧУДУ, КОТОРОЕ ВСЕГДА РЯДОМ.