Урок Доброты: « Доброта, что солнце»
Цель: воспитание доброты, уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Оборудование: рисунок солнышка
Ход урока:
Оргмомент
Вот и вновь прозвенел наш звоночек. А это значит, что наша встреча началась.И как обычно она начинается со стихотворения В. Солоухина « Здравствуйте».
Вот на эти вопросы стихотворения мы и постараемся ответить на нашем уроке.
2. А урок у нас будет не простой, а волшебный. И знаете почему?
— Потому что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. Хотите?
— Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
— Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?
— В какую сказку вы хотите попасть? Что волшебного там присходит?
— Так что делают в сказках волшебники?
— Да, они творят добро.
— В чем это выражается?
( помогают хорошему человеку, мешают злу)
— Вы можете помочь доброму человеку?
— А помешать злому? Как?
-Значит вы можете быть волшебниками. Ведь главное волшебство- это доброта. Не зря народная мудрость гласит: « Доброта, что солнце».
— Как вы понимаете это выражение?
( Рядом с добрым человеком тепло и радостно; когда на улице ясный день, то светит солнце- нам тоже радостно и тепло.)
— Да солнышко нас озаряет своими лучами и от этих лучей что мы ощущаем?
— Итак, каждый лучик солнышка дарит нам тепло и внимание, верно? Получается, что лучик волшебный. Давайте проверим.
Вот я беру волшебную палочку , взмахиваю ею и лучик летит….
— К кому бы ты хотела проявить свое внимание и доброту? Что бы ты сделала?
— Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик?
— Сейчас каждый из вас будет совершать волшебство. Но прежде я хочу, чтобы вы прослушали притчу В. Сухомлинского « Ожерелье с четырьмя лучами»
Увидело солнышко больную девочку в кровати. Девочка лежала ,закрыв глаза, и тихо стонала. Жаль стало солнышку девочку. Склонилось оно над ней и прошептало: « Возьми, девочка, волшебное ожерелье с четырьмя лучами. Четырех несчастных ты сможешь сделать счастливыми. На кого направишь ожерелье, тот и станет счастлив.
Открыла глаза девочка и видит, что лежит на ее груди ожерелье, четыре луча на стене играют.
— На кого же направить волшебные лучи?- думает девочка. Кто у нас несчастный? Подумав об этом девочка тяжело вздохнула: несчастными были бабушка, дедушка, папа и мама.
У бабушки зуб болит.
У дедушки кровать скрипит.
Папа водку пьет.
Мама слезы льет.
О себе, о своей болезни девочка позабыла. Но когда все близкие люди стали счастливыми, она была так рада, что болезнь оставила ее.
— А сейчас пусть каждый из вас совершит волшебство. У вас на партах лежат волшебные листочки, на которых нарисованы волшебные шары.Напишите в каждом свое желание, взмахните волшебной палочкой- « Да свершится чудо!»
Ты лети , лети листок
Лети с севера на восток
Лети выше, лети ввысь,
Чтоб желания сбылись.
Вот видите, в каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце- доброта. Мы вновь сравниваем доброту с солнышком, а его лучами будут добрые слова.( на доске солнышко, на лучах которого написаны добрые слова)
— Какие еще вежливые слова вы знаете?
— Как произносят все эти добрые слова?
-А сегодня солнышко доброты познакомит вас с новыми словами « прощения»( извините, простите, прошу прощения, мне очень жаль, сожалею, виноват…)
— Кто-нибудь из вас уже употреблял такие слова? В какой ситуации?
«ПЕРВОРОДСТВО.» С. Островой
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу:
Извини меня!
Это значит:
Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня,
Своё пространство, свои рубежи,
И когда я слышу:
Обереги меня!
Это значит:
Берегами меня окружи.
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
Защити меня!
Это значит:
Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.
Н. Юсупов « Простите»
Папа разбил Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой Нахмурились сразу,
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
«Мы купим другую, Есть лучше в продаже?.
«Простите!» Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое Чудесное слово!..
— А сейчас послушайте стихотворение Антонова и решите: вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит: «Извините, я ошибку признаю»
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал»
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
— Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такие, чтобы за них не приходилось краснеть. Послушайте рассказ В .Сухомлинского « Красивые слова и красивые дела»
— я очень довольна вами , ребята. Мне очень хотелось, чтобы вы росли добрыми, вежливыми. И , чтобы вы помнили, что важны не красивые слова, а красивые дела, я дарю вам правила вежливости и вот эти лекарства- от грубости, от драк и от жадности.
Только запомните, перед тем как их принимать, нужно загадать доброе желание, тогда лекарство подействует быстрей.
Ну, как, убедились, что можете быть волшебниками? Останемся ими и дальше. И пусть помогут нам в этом наши уроки доброты.
Давайте поклоняться доброте.
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте-
Земля щедра- она дарит нам хлеба,
Живой воды и дерево в цвету;
Под этим вечно неспокойным небом:
Давайте воевать за доброту!