Конспект урока на тему «Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития»

КГБОУ «ЦО «Эврика»











Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития.





























Воспитатель: Никонова Л.И.

Детский сад-это удивительная страна, где каждый миг происходит поиск чего-то нового, интересного. Где каждый ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется бурным развитием математической науки, проникновением её в различные области знаний, сферы деятельности людей, а также с возрастающими требованиями к математическому образованию подрастающего поколения.С позиции нашей темы для нас имеет значение личностно-ориентированный подход в процессе математического развития дошкольников, основанный на субъект-субъектном взаимодействии педагога и ребёнка. Личностно ориентированный подход основывается на признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию, самоопределению, свободному выбору жизненному пути. Эмоционально-положительное комфортное состояние ребёнок испытывает, когда ощущает себя субъектом познания, когда приобретает знания и умения, нужные ему лично, обеспечивающие освоение личностно значимых для него детских видов деятельности.

Так как же добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы образовательная деятельность стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? Рассуждая на эту тему, я стала в повседневной и образовательной деятельности, использовать методические приёмы, помогающие мне осуществлять творческо-поисковый характер деятельности:

1. Пробудить у детей потребность в получении новых знаний.

2. Не подгонять ребёнка во время ответа, а держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов.

3. На занятиях должен царить дух открытий (ничего не сообщать детям в готовом виде).

4. Не оставлять без внимания ни одного ответа детей.

5. Помнить о развитии речи во всех видах деятельности.

6. Самое главное, надо в каждом ребёнке поддерживать ощущение успешности.

В образовательной деятельности я использую педагогические технологии:

1.Групповые технологии.

2. Игровая технология.

3. Технология проведения коллективных и творческих дел.

4. Проблемно-диалогическая технология.

Рассмотрим их по подробнее:

1. Групповые технологии, направленные на формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в подгруппе (Для этого я провожу с детьми беседы, направленные на развитие у детей чувства сопереживания, любви к ближнему, заботе о друг друге.Используя сценки, мы вместе с детьми можем показать, что такое «Хорошо» и что такое «Плохо»). Дети с удовольствием участвуют в инсценировках и ненавязчиво учатся взаимовыручке, умению выслушивать ответы друг друга, не перебивать. Дети хотят быть лидерами, для этого в играх используем считалки и справедливо разрешаем все споры. Становление субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств, как активность, самостоятельность, творческое начало.

2. Игровая технология (дидактическая игра) направлена на освоение новых знаний на основе уже имеющихся знаний, умений, навыков на практике, в сотрудничестве, в игре.

— А это значит:

— формирование мотивации к учебному труду, создание ситуации успеха для каждого, приобретение новых знаний через удивление и любопытство. Создание условий, обеспечивающих доступность материала. « Мы с детьми договорились, если они согласны, думают так же как их товарищи, то хлопают один раз в ладоши; если по — другому указательный пальчик сигналит».

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Платье для Зимушки»

— приобщение дошкольников через деловые и ролевые (дидактические) игры к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, развитие навыков сотрудничества, работы в коллективе, в команде, по предварительной договоренности. (Не сама назначаю командира в игре, а предлагаю детям назвать, кого бы они хотели выбрать. Если один обидел другого, вначале предлагаю им вместе разобраться, а потом когда помирились, разбираем эту ситуацию вместе).

В образовательную деятельность по математике включаем:

— практические упражнения, решение задач на развитие мыслительных операций, связанных с умением осуществлять классификацию, сериацию, ограничение, обобщение, пересечение групп предметов.

— дидактические упражнения, в основе которых лежат действия замещения.

— дидактические и компьютерные игры, направленные на развитие логического мышления, воображения, сообразительности, употребление знаков и символов по назначению. Компьютерные игры позволяют ребенку активно управлять игровой ситуацией, воздействуя на экранный видеоряд, управлять моделями реальных процессов и наблюдать на экране результаты и последствия этих процессов. Игра «что изменилось».

Правильно подобранные дидактические игры, дидактические упражнения, позволяют сделать процесс обучения более эмоционально насыщенным, легче воспринимаемым.

3. Технология проведения коллективных и творческих дел (КТД) направлена на создание условий для самореализации детей в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе дошкольников. Вовлечение детей в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем. Формирование организаторских способностей дошкольников. ( Вместе с детьми в свободное время делаем поделки друг для друга. Из бисера собирали бусы для мам по – своему собственному эскизу. Для малышей делали игрушки, используя природный и бросовый материал. Выращивали лук, а потом с удовольствием его ели на обед. Вырастили горох в группе «Звоночки» и наблюдали за появлением стручков. Все это очень сплачивает детей и взрослых).

Еще одно из применений этой технологии можно проследить на совместных мероприятиях, в которых участвуют дети, педагоги и родители. Среди них ставшие уже традиционными «Посвящение в дошколята», «Масленица», «День Матери», широко с размахом проходит «День Семьи».

Современная форма роботы – проектная деятельность дошкольников. Надолго запомнится детям и родителям нашей группы участие в проекте «Огородник для Чипполино». Суть этого проекта заключалась в интеграции таких видов деятельности как экспериментирование, ознакомление с окружающим миром, изобразительной деятельности и ручного труда. Этот проект завершился презентацией огородников и познавательно – игровой музыкальной программой (это был самый первый проект). А потом были другие проекты : «Раз картошка – два картошка», «Садик для Дюймовочки», «Кто сказал, что снеговик, жить на холоде привык», «Книжкины затеи».

4Проблемно-диалогическая технология направлена на приобретение дошкольниками знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей:

— Создание условий для самореализации. Формирование креативного мышления дошкольников. Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности.

Свежие документы:  Сценарий праздника для 1 класса «Мамин праздник»

— Создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации.

Что же включает в себя проблемная ситуация? Я на своих занятиях выделяю 3 основных компонента:

— Неизвестное, то есть усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

— Познавательная деятельность;

— Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличия, открывает мир чисел и фигур, учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую.

Рассмотрим эти компоненты на примере. На занятии по математике «Путешествие к героям сказок» я познакомила своих дошколят с новой темой «Площадь». Сказочный персонаж Мальвина прислала Буратино письмо с секретом. И предложила ему определить, сколько четырехугольников на этом конверте? Буратино нашел 2 четырехугольника. Кто – то из детей увидел 4, кто – то 6. Дети обменивались мнениями, спорили, высказывали свои точки зрения, доказывали кто прав. В процессе выяснилось, что правы те, кто увидел 6 четырехугольников.

Сегодня на занятии детям предлагались компоненты субъектной позиции, формируемой в процессе математического развития детей дошкольного возраста. Ценностно — мотивационный компонент: принимать и самостоятельно ставить познавательные задачи, проявлять эмоции удивления как мотив выяснения причины явления, его сути, выявления истины. Процессуально – содержательный компонент: оперировать моделями, схемами, исправлять ошибки, самостоятельно применять доступные способы познания (измерение, сравнение, классификация и т.д.), иметь эмоциональный комплекс догадки – раздумье, сомненье, уверенность и т.д. Рефлексивно – оценочный компонент: анализировать и делать выводы, использовать разные способы проверки предположений, использовать рассуждения, контролировать свои действия и действия товарищей.

Таким образом, ясно, что изучение нового должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Творческое начало в ребенке может развиваться лишь в творческой деятельности. При проблемном обучении, деятельность педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истины в готовом виде, а учу их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Нижеприведенные тезисы – цитаты дают возможность четко определить главное отличие развивающего личностно – ориентированного обучения от традиционного:

1. Традиционная педагогика основывается на трех китах – «дать образец, мотивировать его воспроизведение, вводить дозированную помощь, постепенно уменьшающуюся, по мере того как ребенок осваивает образец».

2. «Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью не пригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, — вот основание нетрадиционной педагогике».

Я за коллективный диалог, который предполагает равноправие партнеров, участвующих в общем процессе.

Во – первых приглашаю к участию стеснительных детей (например: «Как ты думаешь, Саша? Или отвечать будет тот, кто первым поднял руку и наоборот, отвечать будет тот, кто руку не поднял»; если выкрикивают с места более сильные дети, я говорю: «Поднимите руку, кого зовут Женя, и давайте послушаем своего товарища»).

Свежие документы:  КЛАССНЫЙ ЧАС для 4 класса «Знатоки дорожных знаков»

Во – вторых, направляя комментарии и вопросы одного ребенка к другому, подбираю их (например:«Так думает Лиза, а как думает, Света?, интересно думает Миша, а какой вариант есть у Данилы.» Выслушиваем мнение другого и вместе приходим к правильному ответу.)

В – третьих, если мне не понятна мысль ребенка, я прощу уточнить ее другого (например: «Вика, повтори, что сказала Катя. Или Данила загадал загадку, давайте вместе ее разгадаем»).

В – четвертых, я даю время подумать над ответом, потому что у каждого ребенка свой темп восприятии, очень важно не спешить давать за него правильный ответ (чем мы педагоги – дошкольники за частую грешим на занятиях). В этих случаях я поступаю так: «Пока Милана думает, давайте послушаем Сережу и обязательно, потом послушаем Милану».

В – пятых, когда ребенок заканчивает ответ, воспитатель оценивает реакцию всех детей. Все ли согласны, все ли поняли.

В – шестых, я добиваюсь при столкновении разных точек зрения заинтересованности в установлении истинных и ложных высказываний.

В заключении хочу поделиться эффективными приемами непосредственно – образовательной деятельности. Я использую вопросы, которые условно назвала «Эстафетная палочка — выручалочка». (Например: «Это интересная мысль Лера», так думает Катя, а кто думает иначе, «Камешек есть у меня, кому дать, кому дать тот и будет отвечать. Просто благодарю ребенка за ответ, и часто использую игрушки для оценки ответов детей»). (Например: ребенка гладит «кошечка» я говорю: « Послушай что тебе она сказала на ушко» и ребенок сам говорит, что он умница, хорошо работал на занятии и т.д.). Используя на занятиях право свободного выбора, дети не боятся отвечать. Мне кажется, что в результате такого обучения, дети с удовольствием познают новое, чувствуют себя открытыми, переживают радость творчества и успеха. И тому подтверждение наш девиз:

« Кто не сдается,

Тот своего добьется,

Ведь тому, кто не сдается,

Все на свете удается!»

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Исследования М. Н. Силаевой, И.Т.Мышьяковой свидетельствуют о том, что использование проблемного обучения в образовательной деятельности с дошкольниками по математическому развитию положительно влияет на развитие у них субъектной позиции, творческого мышления.

В заключение стихотворение:

Для кого детский сад создается?

Вам ответит и стар и млад,

Потому он и детским зовется,

Что построен для дошколят!

Что является главным критерием

Для ребячьего к нам доверия?

Если дошкольник спешит в детский сад,

С радостью в группу стремится,

Значит такой детский сад, для ребят,

Всем, безусловно, годится!

Если в группах дошколятам очень интересно,

Занят каждый из ребят чем – не будь полезным:

Мыслит, ищет, рассуждает, замечательно играет,

— Значит, правду говорят: «Это лучший детский сад!»















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: