II городской открытый творческий конкурс, посвященный истории государственной символики Российской Федерации и Оренбургской области «Гербом и флагом России горжусь!»
Номинация: методические разработки
Час общения
«Герб моей семьи»
Долматова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МОБУ «Средняя
общеобразовательная
школа №35» г.Оренбурга
Час общения
«Герб моей семьи»
Цели:
1) дать понятие о родовом гербе;
2) вызвать интерес к истории своего рода, пробудить у учащихся желание создать герб своей семьи и презентовать его;
3) формировать у учащихся ассоциативное, образное мышление;
4) развивать умение выступать перед аудиторией, ясно и чётко излагать свои мысли;
5) воспитывать уважение и гордость за священные семейные реликвии.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, Wi Fi, высокоскоростной интернет, планшеты.
Дидактические материалы: листы оценивания, маршрутные листы групп.
Ход мероприятия
Всупительное слово учителя.
Кто есть «Я»? Кто мои предки? Каковы традиции, реликвии моего рода? Этот вопрос хотя бы один раз в жизни задает себе каждый человек. Исследованием своей родословной занимаются многие семьи и результаты работы часто бывают уникальными. Содержание нашего часа общения связана с темой «Моя родословная» и называется «Герб моей семьи». Ребята, вам было дано творческое задание – создать герб своей семьи, в котором должны быть отражены основные особенности каждой семьи. К работе вы приложили описание герба. Готовясь к этому необычному уроку, вы познакомились с новыми понятиями – геральдика, герб, девиз. Узнали о технологии построении герба, главной частью которого является щит. На щите изображаются гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы – естественные, искусственные, фантастические. Вы узнали о том, какие животные, птицы, деревья, цветы и т.д. что собой символизируют. А также, что цвета тоже имеют символическое значение. Что же такое герб, геральдика, девиз? Давайте еще раз вспомним об этом.
(Электронная презентация 1 творческой группы учащихся)
1 ведущий
Герб – это эмблема, присвоенная государству, городу, роду, изображаемая на печатях, монетах, знаменах, оружии, одежде и т.д. Гербы государств и городов существовали еще в рабовладельческом обществе.
2 ведущий
Уже в 3 тысячелетии до н.э. существовал герб шумерских государств – орел с львиной головой; сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, герб древнего Рима – орел.
1 ведущий
Первые фамильные гербы появились в 12 веке на щитах рыцарей, участвовавших в крестовых походах.
2 ведущий
В феодальном обществе каждый царствующий дом, дворянский род, город, братство имели свой герб, т.е. отличительный знак.
1 ведущий
Для распознания, регистрации и составления новых гербов при дворах государей существовали особые лица – герольды, а с 14 века – учреждения герольдии (отсюда слово — геральдика). Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.
2 ведущий
Герольдии вырабатывали сложную систему Геральдики с особой терминологией, символикой красок и изображений на гербах.
1 ведущий
Эти изображения помогают современным исследователям узнать немало интересного из истории государств.
3 ведущий
Обязательным элементом герба является девиз. Девиз – это краткое изречение, выражающее главную идею, цель. В девизе заключаются правила жизни и деятельности. В древних гербах мы встречаем такие девизы:
— Усердие все превозможет.
— Верою и усердием.
— Вера, надежда, любовь.
— Верность и терпение.
— За верность, храбрость и неутолимое трудолюбие.
— Славу увеличивать делами и др.
Учитель. Как уже сказали ребята, гербы государств и городов существовали с древних времен, а поэтому мы не вправе умолчать о символах, которые встречаются сегодня. И сейчас мы отправимся с вами в путешествие по школе в поисках геральдических изображений. У каждой группы на столах лежит маршрутный лист с ходом продвижения.
Комментарий для учителя
Ученики сидят по 4 человека. У каждой группы свой маршрутный лист прохождения. Ребята открывают планшет. Элементы BYOD (Bring Your Own Device — “принеси свое собственное устройство”) помогают формировать познавательный интерес к изучению символов школы, города, страны. Выполнение задания на станции №3 – есть физминутка для каждой группы.
Маршрутный лист групп №1-3
Станция №1
Знаете ли вы символы школы?
Комментарий для учителя.
По ссылке открывают документ и знакомятся с символами школы.
Станция №2
Знаете ли вы символы города?
https://docs.google.com/file/d/0B2Q2Rv-Jt0chamVaTkk3Y1lSUGM/edit
Комментарий для учителя.
По ссылке открывают задания и выполняют его.
Станция №3
Знаете ли вы символы страны?
https://LearningApps.org/watch?v=pa2wpy56301
Комментарий для учителя.
По ссылке открывают задания и выполняют его.
Станция №4
Придётся поработать учёными. Для этого необходимо собрать информацию об изображении символов города, страны в коридорах школы. Все результаты занести в таблицу наблюдения.
https://docs.google.com/document/d/1MbkbE8Ht_ml5htNgW-y0yLgGueGPbbrZNIGtn3hhE_I/edit?usp=sharing
Комментарий для учителя
Ребята выходят в коридор с листком наблюдений. Описывают какие символы увидели и где. Возвращаются в класс на свои рабочие места и полученные данные заносят в таблицу по ссылке.
Лист наблюдения ученых
Группа _
| |
Опишите их |
|
Оцените свою работу |
|
Учитель. Ребята, вы прошли испытание по станциям. Изучая геральдические символы, мы можем отчетливее понять историю Отечества, своего рода. Итак, пришло время начать парад гербов ваших семей. Право пожалования и утверждения гербов предоставляется гостям из страны Геральдия: король Девиз и королева Геральдика.
(На сцену под музыку выходит Глашатай)
Глашатай.
К нам съехались из разных городов
Потомки уважаемых родов,
Отвага, доблесть, ум и честность
Им принесли давно известность,
Встречайте рыцарей и дам, дорогу родовым гербам!
На наш открытый честный суд
Они гербы свои несут.
(Звучит менуэт Генделя, выходят король Девиз и королева Геральдика, их сопровождает свита, которая выносит гербы семей, герб города.)
Король.
Пастух, земледелец, ученый и воин
Почета в труде своем равно достоин,
Итак, начинаем наш гордый парад,
Я с вами знакомиться счастлив и рад.
Всемилостивейше разрешаю начать представление.
Королева.
Колосья хлеба, циркуль, плуг,
Животные и птицы
Пусть создадут волнистый круг,
В котором отразится
Вся жизнь семьи, ее уклад,
Ее дела и слава,
И вам всегда принадлежат
Гербы пускай по праву.
Король.
Недаром я зовусь Девиз,
Я не пустяк и не каприз,
Я предков зов, я ваша честь,
И вы сильны, когда я есть.
Но помни – в славе и беде
Ты должен быть со мной везде.
Учитель: Ребята, приглашаю вас презентовать свои творческие работы (Ученики представляют свои гербы и девизы)
Королева.
Своею королевской властью я утверждаю ваши гербы, как соответствующие действительности.
Король.
Своею королевской властью я утверждаю ваши девизы, будьте всегда их достойны.
Глашатай.
Пусть переменчив лик судьбы –
Мы сохраним свои гербы,
В ученье, в труд, а также в бой
Всегда бери девиз с собой.
Учитель. Разрешите поздравить вас, ребята. Ваши гербы и девизы утверждены. Наш парад завершен. Мы благодарим его величество короля и ее величество королеву за участие в параде.
(Звучит менуэт Генделя, король Девиз и королева Геральдика уходят)
Список литературы.
Артамонов В.А., Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики. М., 1993.
Вилинбахов Г. Родословная российского герба//Родина.19№1.
Великородная В.А., Жиренко О.Е.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы.- М., 2006.
Герб, флаг гимн России: Изучение государственных символов российской Федерации в школе: методические рекомендации. М.,2003.
Журнал «Читаем, учимся, играем», № 11 – 2004
Журнал «Классный руководитель», №2 — 2004; №2,3-2005 № 1,3,4,6.7
-2004
Журнал «Воспитание школьника», №5 — 2001
Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция,
программа. Организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы: молодежью. — М.: АКП и ПРО, 2001