Конспект урока на тему «Готов ли ребёнок к школе?»

Вводное собрание для родителей будущих первоклассников

«Готов ли ребёнок к школе?»

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». 
Венгер Л.А. 

Вот скоро наступит и пройдет выпускной утренник в детском саду. Пролетит короткое лето и осенью Ваш малыш переступит порог школы. Это очень ответственный шаг в жизни. Как же помочь маленькому первооткрывателю уверенно сделать шаг в мир знаний? Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?

Этот вопрос волнует и педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учёбой не будет. Это не совсем верно. Необходимо, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Есть ещё одна очень важная сторона подготовленности к школе: умеет ли ваш ребёнок слушать других? Понимает ли с первого раза, когда к нему обращаются тихим, спокойным голосом?

Важной стороной готовности к школе является способность управлять своим поведением. Сегодня, к сожалению, количество детей гиперактивных, импульсивных резко возросло. Очень важно вовремя обратить внимание на таких детей, если активность носит не вполне здоровый характер, ещё есть время обратиться к врачу.

Такие слова, как «спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания» должны быть на устах ребёнка ещё до школы. Исключите из вашего общения приказной тон, нецензурную брань. Общайтесь с ребёнком вежливо. Он обязательно скопирует ваш стиль.

Никогда не пугайте детей трудностями и неудачами в школе. Даже если ребёнок неусидчив, не бросайте случайных запугивающих слов. В дальнейшем это приводит к негативным последствиям. Сделайте всё, чтобы начало учёбы было приятным событием. Развлеките ребёнка рассказами из своей школьной жизни, рассказывая, естественно, только о приятных событиях.

И, конечно, в школу малыш должен идти с определённым багажом знаний, чтобы учиться ему было легко, чтобы справляться с учебными нагрузками, чувствовать себя уверенно среди одноклассников.

Помогите ребёнку овладеть элементарной информацией, чтобы он не растерялся. Убедитесь, что ребёнок знает фамилия, имя и отчество родителей, своё полное имя, полный адрес, номер телефона.

При поступлении в школу ребёнок 6-7 лет должен уметь:

по математике:

— ориентироваться в помещении или на рисунке ( слева, справа, вниз, вверх, между, перед, за и т.д. );

— знать прямой и обратный счёт в пределах 10;

— знать и узнавать цифры от 0 до 9;

— называть последующее и предыдущее число;

— решать примеры на + и — в пределах 5;

— уметь сравнивать числа ;

— уметь решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание;

— знать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Дисахариды: представители, применение и значение"

— уметь различать предметы по цвету ( знать цвета), по размеру, по форме;

по чтению и письму:

Очень важно правильно произносить все звуки русского языка. Если ребёнок не выговаривает какой-то звук, отведите его к логопеду, чтобы решить эту проблему как можно быстрее, иначе будут проблемы с русским языком.

Словарный запас ребёнка 6 – 7 лет должен быть хорошо развит, примерно 7000 слов должен знать ребёнок.

Чтобы быстрее и легче овладеть письмом, необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты мелкая моторика и координация движения рук. С этой целью полезно выполнять различные упражнения: штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш, обведение фигур по трафарету или шаблону , раскрашивание. Следите за тем, чтобы малыш правильно держал ручку, карандаш. Переучивать потом будет очень трудно.

Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Приучайте детей стараться, выполнять любую работу качественно.

Ребёнок должен уметь выделять звук в словах и определять его место в слове ( в начале, в конце, в середине). Например:

— Есть ли в слове машина звук [ш]? Где он находится? Какой первый звук в слове лиса? И т.д.

— Ребёнок должен уметь делить слова на слоги;

— составлять предложения из 3- 5 слов;

— уметь составлять рассказ по картинке;

— уметь передавать литературный текст своими словами, т.е. пересказывать;

— уметь обобщать. Например: лиса, медведь, заяц – как назвать одним словом?

— Знать стихи наизусть;

— уметь разгадывать загадки; знать самому загадки;

— желательно знать все буквы алфавита;

— читайте ребёнку как можно больше книг, даже если он уже научился читать.

Дети знают кто такой Шрек, Лунтик, знают имена всех Смешариков, а вот кто такой Емеля, папа Карло или Сивка-Бурка не знают.

Важно, чтобы у ребёнка были знания окружающего мира:

— Ребёнок должен знать последовательность времён года;

названия всех 12 месяцев;

названия и последовательность дней недели;

знать сезонные признаки природы ( листья желтеют – осенью, тает снег – весной и т.д.);

различать диких и домашних животных;

знать названия некоторых птиц, рыб, грибов, цветов;

важно знать в какой стране мы живём, в каком городе.

Не бойтесь давать в руки ребёнка ножницы. Ножницы должны быть с тупыми концами. Пусть малыш учится вырезать картинки из журналов, старых книг. Все это помогает ребенку видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Те дети, которые приходят в школу подготовленными, не испытывают тех самых перенагрузок, от которых страдают дети, которые внезапно 1 сентября попали за парту и для которых усидчивость и учение — непривычная, тяжёлая работа.

Свежие документы:  Сценарий на тему "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ"

Все мы, конечно, понимаем, что крепкое здоровье ребенка — основа успешного обучения в школе. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что по силам нашим детям, а какие нагрузки могут нанести вред здоровью ребенка? Ведь зачастую мы считаем пустяками именно то, что очень важно, что может сохранить и укрепить здоровье.

В настоящее время, к сожалению, уже ни для кого не является секретом, что все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно же, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем. Родители нередко сетуют, мол, до школы со здоровьем не возникало никаких проблем, у него не находили никаких отклонений да и при прохождении комиссии все специалисты пишут в заключении «Здоров», и вдруг, внезапно ухудшается здоровье. Неужели ни от чего ребенок становится нервным, плаксивым, раздражительным, часто болеет?

Необходимо твердо понять, что ни от чего здоровье не ухудшается. Ведь школа- очень серьезный , переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений.

В 1991 году, когда началось обучение детей с 6 лет, мы провели полное обследование детей. В первый класс попали только самые здоровые дети, с высоким уровнем подготовленности к школе. Первые классы были открыты при детских садах. В д/с № 1 были идеальные условия: отдельная классная комната, игровая, столовая. Выполнялись неукоснительно все режимные моменты: перемены, динамическая пауза на свежем воздухе 40 минут, питание, сон после занятий. И при этом (родители помогли организовать промежуточный контроль за состоянием здоровья детей) только у двоих детей из 28 остался в норме гемоглобин. Это подтверждение того, что ребенку требуется определенная зрелость всех систем организма. К нам же в первый класс приходит лишь 20-25% здоровых детей.

Отдельно хотелось бы сказать о детях с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот воспитателям, они чересчур живые, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки.

Конечно, такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей. И прежде чем наказать ребёнка, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться, не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. Этот ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге, на серьезный срыв здоровья.

Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Свежие документы:  Классный час "Твори добро"

Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому прислушайтесь, правильно ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки ребенок произносит правильно. Главное — не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое разумное — обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения – сложный длительный процесс и чем раньше вы им займетесь, тем лучше.

Многие родители, зная о том, что программа в школе сложная, стремятся научить детей читать. Их желание облегчить жизнь ребенку в школе, похвально, но не всегда правильно они это делают, а переучивать гораздо сложнее. Ребенок читает неправильно, нервничает, у него пропадает всякое желание учиться и возникает «школобоязнь».Могу посоветовать не брать на себя функции школы, особенно, если у вас не очень получается.

И уж совсем не надо учить ребенка писать. Пусть больше рисует, печатает буквы, устно считает, сравнивает, а научим правильно писать мы, учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

С давних пор учителя начальной школы задавались вопросами: зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь? Кого мы вводим в школьную жизнь? И в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка? Ведь от того, насколько благоприятно пройдет период вступления в школьную жизнь. Зависит все дальнейшее пребывание детей в школе.

Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к десяти годам от его уверенности в себя не остается и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами.

Возраст от пяти до десяти лет считается с этой точки зрения критическим.. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успехов в школе, у него есть шанс на успех в жизни. И свою задачу, как учитель, по данной проблеме я вижу в том, чтобы обеспечить жизненный успех ребенка, сохранить его психическое здоровье, эмоциональное благополучие.







РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

1 . Любите своего ребенка.

2 . Принимайте таким, каков он есть, стимулируйте развитие личности и индивидуальности ребенка.

3 . Поддерживайте его стремление к самостоятельности.

4 . Развивайте уверенность в себе.

5 . Учите сравнивать с образцом, выделяя отличия.

6 . Развивайте воображение, восприятие цвета предмета, формы, величины.

7 . Поддерживайте положительное эмоциональное состояние ребенка.

8 . Учите взаимодействовать со сверстниками.

9 . Сглаживайте трудности взаимоотношений.

10 . Стимулируйте понимание друг друга.







Подготовила и провела

учитель начальных классов МКОУ Терновская СОШ № 1 Дулина Л.В.































































8


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: