Тема: «Как научить ребенка читать, писать и быть здоровым»
Быть готовым к школе – не значить уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться.
Л.А.Венгер
Определяя готовность детей к обучению, гигиенисты и педиатры, рекомендуют проводить диагностику достижения школьной зрелости дважды. Первый раз – в октябре – ноябре, почти за год до поступления в школу. Это позволит воспитателям дошкольников, имеющих отставание в развитии необходимых функций, заранее провести коррекцию.
По разным причинам уровень готовности ребенка к обучению в школе далеко не всегда определяется таким образом. Однако, ситуация не безнадежна. Во-первых, если ребенок посещает детский сад, опытный воспитатель с большой степенью точности может выявить проблемы в развитии ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, которые тоже могут помочь в проблемных ситуациях.
Незрелость детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательное решение остается за родителями.
Лето перед школой приносит родителям много тревог, связанных с поступлением детей в первый класс. А неумолимая статистика показывает, что более трети детей имеют трудности в обучении. Это значит, что они не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать , а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию.
Но главная беда в том, что они остаются один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь.
Ребенок не умеет читать, слушать, сидеть на одном месте более пяти минут. Подобные жалобы можно услышать от педагогов и родителей. Такие нарушения часто называют школьной дезадаптацией. Это явление чрезвычайно распространено среди учащихся начальных классов.
Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.
Есть такой термин – школьная зрелость (или психологическая готовность к школе).
Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет состоит в умении слышать задание выделять фигуру из фона, способности концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможности логического запоминания, а также развитие мелкой моторики руки.
Эмоциональная зрелость – умение долго выполнять не очень привлекательную работу, сформированная произвольность поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания воспитателя.
Детей очень хорошо развивает общеразвивающие упражнения для укрепления восприятия, памяти, внимания, развития тонкой моторики рук.
Очень полезно запоминать детали пейзажей и окружающей обстановки.
Просить детей сравнивать различные предметы и явления: что в них общего и чем они отличаются.
Предложить детям запомнить цифр, например, номер телефона. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно проследить дорожку персонажа, а также задания на сравнение двух почти одинаковых рисунков (« Найди отличия»).
Не следует пренебрегать образовательными процессами, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами «Лего» — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Целесообразнее использовать подручные средства – можно дать задание отделить горох от кукурузы и бобов, рассортировать пуговицы, нанизывать бусинки на нитку.
Как определить готовность ребенка к обучению?
У ребенка, поступающего в школу, должны быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но следует помнить, что желание пойти учиться в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать новое. Родители и мы воспитатели, понимающие, насколько важно наличие у ребенка желания учиться, рассказываем ему о школе, об учителях и знаниях, приобретаемых в школе, играют с детьми в нее. Ребенка можно подготавливать и с помощью сюжетно-ролевой игры «Школа». Дети предпочитают играть роли учеников: они пишут, читают, решают задачи отвечают у доски, получают оценки. Дети любят также роль учителя, особенно те, которые готовы к школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
При подготовке к школе нам воспитателям следует научить ребенка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно взрослого, читающего рассказ, правильно и последовательно излагать свои мысли, пересказывать, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает его анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входят потребность в общении со сверстниками, умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.
Кроме всего перечисленного ребенок должен, несомненно, обладать навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома, уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
Чем могут помочь родители в процессе адаптации (привыкания) ребенка в школе
Родители заранее должны пойти в школу вместе с ребенком, чтобы решить следующие задачи:
Познакомить с учителем еще до официального начала занятий;
Посетить несколько раз будущую классную комнату, дать ребенку посидеть за партой, все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась незнакомой, прогуляться вместе по школе и школьному двору;
Постараться заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников; хорошо, если он будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству;
Рассказать о примерном расписании уроков и времени, отведенном на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также сообщить, когда начинаются и заканчиваются уроки;
Расспросить ребенка, что он чувствует, идя на школу, о положительных и негативных впечатлениях. Акцентировать внимание на положительных моментах: интересных занятиях и возможности завести новых друзей;
Объяснить ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней абсолютно нормально и что это испытывают все дети без исключения. Успокоить его, что при возникновении возможных проблем вы ему поможете.
Как определить способность детей к обучению?
Каждый из детей научится читать и считать, станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать мир, слушать, что говорит воспитатель, какие дает задания, работать по образцу, выполнять действия, из которых складывается учебная деятельность.
Готовность к школе – необходимый уровень развития ребенка, без которого он не может успешно учиться. Но путь развития его индивидуален. Поэтому к школьному возрасту дите приходят с разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками.
Элементарная грамота (навыки чтения, письма и счета) долгое время была не доступна для народных масс. Обучение грамоте, как раздел методики родного языка, имеет богатую историю. Проблемы обучения волновали выдающихся педагогов прошлого: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.П.Вахтерова, В.А.Флерова и др.
В пошлом столетии за запоминание букв и складов тратили два года. Сегодня в традиционной методике обучения детей грамоте отводится чтению и письму семь месяцев.
Процесс чтения представляет собой сложный психофизиологический акт , состоящий из нескольких умственных действий. Формирование умственных способностей закономерно проходит следующие этапы:
Формирование действия на материальных предметах или их материальных моделях — заместителях;
Того же действия в плане громкой речи;
Собственно умственного действия.
Как подготовить ребенка к школе?
Системную комплексную работу по подготовке детей к школе следует начинать с 5-6-летного возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобретения жизненно важных знаний, умений навыков. Именно в это время закладываются основы будущего здоровья, работоспособности человека, его психическое здоровье.
Какими знаниями должен обладать дошкольник, определяется соответствующими программами, но нельзя упускать из виду и такие проблемы, как формирование внутренней позиции школьника, зарождение поведенческих реакций в процессе обучения и развитие новой ведущей деятельности – учебной, которая на первых этапах должна носить игровой характер и сопровождать весь учебный процесс: знакомство со словами, написание слов, составление рассказов к рисункам, текстов и т.д. Причем игра рассматривается как не как развлекательный элемент обучения, а как самостоятельный поиск, выбор возможных ответов и во многом –самостоятельная постановка цели, форма решения серьезных учебных задач, полезность и важность которых осознанна самим ребенком.
Той же серьезной цели служит наглядность, главное достоинство которой не наличие большого количества занимательных картинок со сказочными героями, а в системе знаковых: цветовых, звуковых, графических, объемных различий, позволяющих ребенку понять структуру речевых форм и соотношений знаков письма и звуков речи. Обучение в дошкольном возрасте должно быть наглядным, поскольку ребенок этого возраста мыслит образами.
Анализ базисных программ показал, что на современном этапе физическому развитию и психическому воспитанию уделяется главное внимание и направлено оно на совершенствование функций формирующего организма ребенка.
Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья состоит из следующих блоков:
Создание гигиенически полноценной среды обитания, которая определяется благоустройством и санитарным состоянием детского сада, комплектованием медицинских, педагогических и дополнительных кадров для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья, т.е. блок здоровьесберегающей инфраструктуры.
Рациональная организация учебного процесса, соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников.
Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Воспитательная работа с детьми, направленная на формирование осознания ценности здоровья, здорового образа жизни.
Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
И какими ни оказались успехи ваших детей, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что его любят.
Литература:
Журнал «Воспитатель ДОУ» № 1, 2009г. ООО «Творческий центр Сфера»
Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2007г.
Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007г.