Как оградить маленького ребёнка от беды
«Задача взрослых состоит не только
в том, чтобы оберегать, защищать
ребенка, но и в том, чтобы подготовить
его к встрече с разными, порой
опасными жизненными ситуациями».
Авдеева Н.Н.
Маленькие дети редко испытывают страх. Они безбоязненно могут подойти к собаке, чтобы погладить ее, скачут со стульев на столы, бегают по квартире с интенсивным движением, подходят и часто разговаривают с незнакомыми людьми, Они легко попадают во все мыслимые и немыслимые опасные ситуации, потому что не могут распознать и предусмотреть опасность.
Как же оградить маленького ребенка от беды? В дошкольной педагогике существует масса разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых, направленных на формирование основ безопасного поведения детей. Одной из них является знакомство со сказками. Самые первые сказки, с которыми знакомится ребенок, это «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» и др. Читая эти сказки, можно поговорить с ребенком о том, что же случилось с Колобком, когда он, убежав из дома, встречался и общался с разными незнакомыми ему персонажами сказки. Всегда ли слушался Петушок своего друга Кота, к чему привело его непослушание. Но знать, это не значит всегда выполнять.
В народе говорят: «Когда я слушаю-узнаю, когда делаю — запоминаю». Важно вовремя обратить на это внимание и не опоздать. В разработанных мною конспектах НОД дети, через игровые действия приобретают определенный навык безопасного для жизни поведения.
Конспект ОД во II младшей группе «Один дома».
Воспитывающая задача: Воспитывать желание участвовать в коллективной игре, получая навык определенного поведения.
Развивающая задача: Развивать речь, участвуя в разговоре о героях литературного произведения, отзываться на образное слово при отгадывании загадок. Упражнять в умении принимать участие в драматизации, соотносить слово с выразительными движениями.
Образовательная задача: Формировать понятие на примере поведения литературных героях о безопасности в общении с незнакомыми людьми, о том, как следует вести себя дома, оставшись один в целях безопасности.
Оборудование: маски козлят, маска волка, маска козы.
Предварительная работа: чтение сказки «Козлята и волк»
Основная образовательная деятельность: Познание, безопасность.
Структура ОД: I. Беседа по содержанию сказки
а) загадывание загадок;
б) вопросы воспитателя;
в) сговор на драматизацию.
II. Драматизация сказки «Козлята и волк»
III. Анализ.
Организация: Занятие проводится в кукольном уголке, стулья расставлены по его периметру с небольшим выходом для детей.
План.
I часть: Беседа по содержанию сказки:
1. Загадывание загадок воспитателем
Седоват, зубоват,
По полю рыщет,
Телят, козлят ищет.
(волк)
У кого рога длиннее хвоста?
(у козы)
2. Вопросы: В какой сказке можно встретить волка и козу? Кто ещё был в сказке? Каким голосом пела коза? А волк? Как вы думаете, что могли делать козлята, когда коза уходила в лес? Покажите как?
3. Изображение действий козлят детьми: рисуют, читают, умываются и т.д.
IIчасть: Драматизация сказки.
1. Распределение ролей воспитателем. Выбор волка, козы (либо ребёнок, либо воспитатель);
2. Создание игровой обстановки с помощью надевания масок, использование детской мебели, предметов заместителей.
3. Обыгрывание. «Мама коза» прощаясь, наказывает козлятам, что
необходимо делать. По словам воспитателя, ребёнок-коза уходит, а ребята-козлята остаются одни: умываются, читают книги, рисуют и т.д. «Мама коза» возвращается, смотрит в окошко, стучит, поёт песенку. Козлята-ребята открывают, встречают «маму-козу». «Мама-коза» хвалит, что козлята не поссорились, не безобразничали. Уходит опять в лес. Приход волка. Козлята-ребята дверь не открывают. Дверь открывают только «маме-козе». Коза хвалит детей-козлят, что они не открыли дверь
IIIчасть: Анализ.
Вопросы: Почему «мама-коза» похвалила козлят? Что случилось, если бы они открыли дверь волку?
Вывод воспитателя: Нельзя открывать дверь незнакомым людям, когда вы находитесь дома, а родителей нет. Чтобы вас никто не обидел и не зашёл в дом ведите себя, как козлята в нашей драматизации.
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ты и
Незнакомец».
Цель: Расширить представление детей о формировании навыков безопасного поведения
Воспитывающая задача: Воспитывать устойчивое внимание, активность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам безопасности. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Развивающие задачи: Развивать способность к анализу, учить рассуждать, анализировать.
Образовательные задачи: Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми. Научить
правилам поведения в данных ситуациях.
Основная образовательная деятельность: Познание.
Оборудование: иллюстрации из сказок «Аленький цветочек», «Красавица и чудовище», «Щелкунчик», мяч для игры, фонотека сказки «Золотой ключик».
Предварительная работа: чтение детям сказки «Аленький цветочек», просмотр мультфильмов «Красавица и чудовище», «Золотой ключик».
Структура образовательной деятельности:
Iчасть: Беседа о людях разной внешности.
Приемы: вопросы, использование иллюстраций из разных детских произведений, обобщение воспитателя.
IIчасть: Игра «Чужой, знакомый, свой».
IIIчасть: Слушание эпизода из сказки «Золотой ключик».
IVчасть: Тренинг.
V часть: Итог занятия: составление правил безопасности.
Ход образовательной деятельности:
I часть: Беседа с детьми о разных по внешности людях.
Сегодня мы поговорим о том, что внешность людей бывает очень обманчивой и по внешнему виду нельзя судить о добрых поступках людей. Как выглядит « опасный» человек? Кого можно бояться? Опишите внешность. Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? Кто может рассказать о хорошем человеке (сказочном герое) с неприятной внешностью? Назовите сказки, в которых они встречаются. Назовите сказки, где встречаются герои с приятной внешностью, но с плохими намерениями.
Итак, незнакомому человеку не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.
II часть: Игра: «Знакомый, свой, чужой».
Дети встают по кругу, воспитатель находится в центре круга и поочередно бросает мяч каждому ребенку, приговаривая: «Знакомый, свой, чужой». Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.
III часть: Слушание фонотеки «Золотой ключик» эпизода, где кот Базилио и лиса Алиса уговаривают Буратино пойти с ними на Поле чудес.
Вопросы к детям. Правильно ли сделал Буратино согласившись пойти с Базилио и Алисой? Почему Буратино согласился идти с ними? Ваше мнение. Что ему пообещали хитрая лиса и кот, что на самом деле хотели они? Чем закончилась эта история для Буратино? Как следовало поступить Буратино?
IV часть: Проведение тренинга. В тренинге участвуют как дети, так и взрослые.
Ситуация. На улице к ребенку подошел хорошо одетый незнакомец и вежливо просит ребенка объяснить, как пройти на почту. Объяснение его не удовлетворяет, он просит проводить его.
Действия детей. Нужно вежливо отказать и поскорее уйти, а может быть и убежать подальше от этого человека и попросить помощи в общественных местах: в магазине, больнице и т. п.
Анализ поведения и действий детей.
V часть: Подведение итогов. Совместное составление детьми и воспитателя правил поведения детей при общении с незнакомцем.
1.Не вступать в разговор с незнакомым человеком на улице, если ты один.
2,Не соглашаться куда-либо идти, как бы ни уговаривали ребенка.
3.Не садиться в машину к незнакомому человеку.
4.Не верить незнакомцу, если он предлагает что-то подарить или показать.
5.Если незнакомец слишком настойчив, надо звать громко на помощь, постараться вырваться, убежать.
Если придерживаться всех правил безопасности, то можно избежать опасных ситуаций в своей жизни.