Тема: Каждый день с ребенком начинай радостью и заканчивай миром слайд 1
Цель : Выявить и осмыслить проблемы радости и сложности общения
Ход собрания:
Дети — это чудо света слайд 2
Я увидел это сам.
И причислил чудо это
к самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее — дети…
Трудно с ними, ну и пусть
В наших детях — наша сила.
Внеземных миров огни…
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они!!!
Так вот будущее наше заключается в гармонии общения, только в общении мы чувствуем радость жизни слайд 3
Наши автоматические реакции слайд 4
Типы традиционных родительских высказываний – настоящих помех на пути активного слушания ребенка:
Приказы, команды
Предупреждение, предостережения, угрозы
Мораль, нравоучения, проповеди
Советы, готовые решения
Доказательство, логические выводы, нотации
Критика, выговоры, обвинения
Позвала
Обзывания, высмеивание
Догадки, интерпретации
Выспрашивание, расследование
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания
Отшучивание, уход от разговора
Рассказ о Машеньке (разыграть) слайд 5
Машенька: «Ой-ой-ой, теперь меня дома изругают, прибьют, накажут. Ой-ой-ой, как я домой пойду».
1-я девочка: «Ты опять негодяйка, такая-рассякая, хрюшка, свинушка, изгваздалась где-то, у меня руки уже от стирки отваливаются, вот как сейчас отлуплю, будешь знать как по помойкам шляться».
2-я девочка: «Да тебя прилично одеть нельзя, будешь в тряпье ходить; работаешь, работаешь на вас…паразитов».
Оля: «Рыбонька моя, ну, стоит ли так переживать, какое горе – испачкалась, подумаешь, испачкала курточку, платье…»
«Ну еще и колготки, эка невидаль, упала, сейчас воду согреем, постираем, высушим. Ну-ка, вытри слезки, умница моя!
Ну, ласточка моя, все, все, давай уроки делать».
Машенька: «И колготки»
И я подумала: не зря говорят « Дети — зеркало семьи».
Посмотрите в зеркало. Кого вы там видите? А что в этих зеркалах увидели Вы? Сколько семей в них отразилось?
Почему Маша боится идти домой?
А что Вы бы хотели услышать на месте Маши?
Как выражать свой гнев.
Возможно, случай с Машей не первый.
Такое поведение детей раздражает, и наступает момент, когда у родителей «терпение лопнуло». Как вы думаете, должен ли ребёнок почувствовать, что «страсти накалились добела»? (Да).
Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойными. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения.
Какие слова выбрать, чтобы высказать свою досаду?
(«Я огорчена, что на тебе грязная одежда…»
Слайд 7 — 9
Вывод: При помощи «Я» — сообщения можно выразить свои чувства, не унижая ничьего достоинства. Личный пример родителей – самая сильная установка. Слайд 10
1 девочка:
2 девочка:
Вывод: Говорить о ситуации, а не о личности – главный принцип общения.
«Что будем делать с одеждой?»
«Тебе помочь?»
Оля:
Почему Оле удалось успокоить Машу?
Общение должно иметь положительный эмоциональный фон.
Ребенок постоянно должен чувствовать любовь к себе.
Вывод: Когда взрослые говорят о ситуации, в которую попал ребёнок, а не о его личности, стараются разобраться в ней и помогают ребёнку разрешить проблему – высказываются обдуманные замечания, а это всегда предполагает язык доверия.
Ситуация 4:
Представьте, что вашего ребёнка не отогнать от телевизора, никакие замечания не действуют. Ваша реакция?
(«Вечер, а у тебя не сделаны уроки!»
«Я очень расстроена, что ты так долго смотришь телевизор, это мешает тебе подготовить домашнее задание. Какой выход ты предлагаешь?»)
Взрослым самим нужно изменить своё отношение к просмотру телевизора.
Вывод: При помощи «Я» — сообщения можно выразить свои чувства, не унижая ничьего достоинства. Личный пример родителей – самая сильная установка.
Каждый день с ребенком начинай радостью и заканчивай миром
В заключении нашей встречи давайте попробуем обобщить принципы эффективного общения с ребёнком.
Использовать Я-сообщения
Говорить о ситуации, а не о личности
Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Нужно ласкать детей
Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.