«Лучик солнца — доброта»
Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим
Задачи:
расширить знания школьников о вежливых словах и их применение в жизненных ситуациях;
развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;
дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;
воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Оборудование: оформленная доска, перепутанные пословицы, мягкая игрушка, смайлы, законы дружбы.
Ход классного часа
I. Организационный момент
— Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
II. Практическая часть
— Тема нашего классного часа «Лучик солнца — доброта». Постарайтесь сегодня постичь истину — «добру откроется сердце».
Символом нашего классного час будет солнце. Каждый лучик олицетворяет качество, которое должно быть у человека.
— А какие качества вы знаете? (Доброта, любовь, счастье, веселье, вежливость, смелость, ум, сообразительность).
— Каждый из вас обладает частичкой этого солнышка, следовательно, вы должны обладать этими качествами. Самое первое качество, которое вы назвали — доброта.
Сегодня мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.
— Какой человек может быть добрым? ( Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
— Ребята! Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра. Если заглянуть в книгу мудрости, чтобы постигнуть значение слова «ДОБРО», то там мы сможем прочесть, «Доброта — добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты» (В.И.Даль)
— Скажите, пожалуйста, чего на земле больше — добра или зла? (Добра!)
— Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
II. А) Задание: «Восстановите пословицу».
— На доске вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
— От какого слова произошли все эти слова? (Доброта)
— Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.)
II. Б) «Вежливые слова».
— Первый шаг к доброте — это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами :
Зазеленеет старый пень, когда услышит: ……(добрый день)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: …….(здравствуйте)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого:….. (спасибо)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы:……. (спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим : …… (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:…… (до свидания).
II. В) Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
— А сейчас давайте поднимемся и скажем друг другу добрые, теплые слова, комплименты.
(Дети передают друг другу мягкого мишку и говорят комплименты.)
— Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом — спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.
II. Г) По страницам сказок
— А сейчас, нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) — Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) — Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
— Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.
— Какие люди бывают? (добрые, злые)
— Как вы думаете, что такое ЗЛО? (Зло- это зависть, жадность, грубость, лень, ложь.)
— Как можно победить зло? (Добрыми делами.)
II. Д) «Отдобрых дел улыбка на лице»
— Сейчас мы будем собирать добро «по улыбкам». Это ваши добрые дела, которые вы уже успели совершить.
(Учащиеся рассказывают о своих добрых делах, и силуэты птиц, кошек, собак и др.)
— Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце. Вот видите, мы победили зло.
— Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнем.
II. Е) Законы дружбы
— Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
— Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде
Умей с другом разделить радость
Не смейся над недостатками друга
Выбирай друзей по душевным качествам
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
Умей признать свои ошибки и помирись с другом
Не предавай своего друга
— Поступать по законам доброты — это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
II. Ж) «Найди ошибки»
— Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-то ситуациях? Прочитайте их, найдите ошибки, подумайте и скажите, в чем дети были не правы?
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик — все время зовет меня Валькой!» «А ты как его зовешь?» — спросила мама. — «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты!»)
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!»
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям «Здравствуйте!»)
III. Итог урока
«Жизнь дана на добрые дела»
— Наш классный час подошел к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?
— В сердце человека.
— И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
— В конце классного часа я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо и приятно с вами работать. Всем спасибо.