Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида №7
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА
Воспитатель:
Пояркова Г.А.
Цели и задачи:
I.Образовательная.
-Знакомить учащихся с понятием «Холокост».
-Актуализировать знания о Великой Отечественной войне, в частности о трагедии еврейского народа, о лагерях смерти, о массовых расстрелах людей.
II.Воспитательная.
-Воспитывать у учащихся черты толерантной личности способной уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
-Развивать чувство собственного достоинства и способность к сочувствию, сопереживанию.
-Вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов.
-Способствовать развитию социальной активности школьников, вырабатывать нетерпимое отношение к проявлению в современной молодежной среде ксенофобии, этнофобии, шовинизма.
Слайд №1.
ВЕДУЩИЙ: Светлым майским утром 1945 года к людям пришел долгожданный мир, завоеванный кровью и трудом нашего народа. Почему из года в год страна и каждый житель в ней, памятуя об этом дне, возвращается к датам окончания войны, к началу битв, которые решили участь Отечества? Что же это значит для нас с вами сегодня?
Чтец 1. Война закончилась,
Но песней опаленной
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы,
Что 50 миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб с нами жить.
ВЕДУЩИЙ:
Война! Тяжелейшее испытание для любого народа. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для нашего народа, но и для многих народов других стран: Франции, Бельгии, Чехословакии, Австрии, Польши. Сегодня мы коснемся с вами одной из самых страшных трагедий ХХ столетия – попытке уничтожения нацистами еврейского народа.
27 января мы отмечаем Международный День Памяти жертв Холокоста.
История человечества — это также история войн, больших и малых. Это Брестская крепость, Курган славы, «Хатынь»… А для солдат — просто земля, за которую надо умирать, исполняя свой долг, совершая подвиг, не знающий себе равных в истории человечества, остановить фашизм.
Слайд №2.
27 января — день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвиц – это немецкое название, польское название Освенцим. Освенцим был освобождён Советской армией. Тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как день памяти жертв Холокоста — геноцида 6 миллионов европейских евреев. Это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом.
Что такое лагерь смерти?
Лагерь смерти – территория, специально выделенная и оборудованная для массового уничтожения людей. В одном только Освенциме было уничтожено около полутора млн. человек.
Слайд №3.
ВЕДУЩИЙ: Холокост, что значит это слово? Холокост – это сожжение, уничтожение огнём. Теперь Холокост – уничтожение немецкими нацистами еврейского народа в 1933 – 1945г.г.
Во время Катастрофы еврейства было истреблено 6 миллионов 100 тысяч человек. Лишь евреев (а также цыган ) умерщвляли только за их национальную принадлежность. Геноцид евреев — явление небывалое, такого не было даже в самые мрачные эпохи мировой истории.
Слайд №4.
ВЕДУЩИЙ:Придя к власти в Германии 30 января 1933г. Гитлер объявил «превосходство немецкой расы». Фашисты считали, что только они достойны жить, быть хозяевами на этой земле. Все остальные народы были объявлены «недочеловеками, неполноценными», подлежащими уничтожению или превращению в рабов. Уничтожению подлежали славяне (к которым относятся и русские), евреи, цыгане и много, много других народов.
Вторжение гитлеровской армии в нашу страну 22 июня 1941 года ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса. Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы в 33 государствах.
Слайд №5.
Чтец №2. Ее я узнал не из книжки –
Жестокое слово война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей,
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
ВЕДУЩИЙ:На оккупированной германской армией территории Советского Союза еврейское население подлежало особой регистрации. Евреев обязали носить особые знаки на одежде, нашитые шестиконечные звёзды или повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы …На всех территориях , находившихся в военной зоне, в том числе на территории России, евреи уничтожались вскоре после оккупации.
Исключение не делалось даже для маленьких детей. Дети тоже должны были носить на груди шестиконечные звёзды. Все евреи, которые носили шестиконечные звёзды должны были быть уничтожены и эти дети тоже.
Слайд №6.
ВЕДУЩИЙ:В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец).
Слайд №7.
ВЕДУЩИЙ: Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все люди умирали. Наиболее «производительным» был лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше миллиона человек. 9/10 всех жертв составили евреи.
Слайд №8.
ВЕДУЩИЙ: В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов.
Слайд №9.
ВЕДУЩИЙ: Ворота лагеря Освенцим, сюда привозили узников, в эти ворота они вошли. Большинство из этих ворот не вышли уже никогда. Они были убиты в газовых камерах и сожжены в печах лагеря смерти.
Слайд №10.
ВЕДУЩИЙ: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, расстрелы, кровь и люди в белых халатах со шприцами, которые брали у детей кровь для раненых немецких солдат. В бывшем фашистском лагере Ровенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины, был плакат, где было нарисовано детское сердце, а в центре был аккуратно нарисован кружочек – мишень. Надпись под ним гласила, что эсесовец, который точно будет попадать в сердце ребенка, получит дополнительные отпускные дни.
Слайд №11.
ВЕДУЩИЙ: Убийства евреев происходили не только в лагерях смерти. Есть много мест, названия которых болью отзываются в сердцах людей. Это места, где были убиты сотни и тысячи людей, не только евреев.
Бабий Яр – лощина на окраине Киева, где 29 – 30 сентября 1941 года были расстреляны более 30 тысяч евреев. В Бабьем Яру были уничтожены многие жители Киева, других городов и деревень, военнопленные.
Слайд №12.
ВЕДУЩИЙ: 9 мая 1945г. Советская армия принесла мир народам Европы. Закончилась самая страшная война. Погасли печи лагерей смерти, никогда в ворота Освенцима, Майданека, Треблинки не войдут новые узники. Никого больше не расстреляют в Бабьем Яру.
Чтец №3.
Хотел бы я, чтоб на планете
Хранили мир и тишину,
Чтобы потомки, наши дети,
Не знали никогда войну.
Чтец №4.
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете.
Чтец 6.
Нам нужен мир – тебе, и мне,
И всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир прекрасный,
Полученный в наследство.
Слайд №13.
ВЕДУЩИЙ: Cимволами трагедии еврейского народа стали: Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинка , Понары, Майданек, Освенцим и др.
Нам нельзя забывать того, что было. Мы должны помнить, чтобы никогда не допустить повторения прошлого. Освенцим стал памятником погибшим в нём людям. На местах массовых расстрелов в Бабьем Яру стоит памятник погибшим. Много памятников оставила война на нашей земле.
Изучение страшного прошлого — это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
Слайд №14.
Ведущий. Что для жизни нужно?
Все. Солнце!
Ведущий. Что для счастья нужно?
Все. Мир. Мир и согласие на всей планете!
В заключение исполняется песня « Большой хоровод».
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
Припев.
Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех
Пусть без слов станет песня понятной для всех.
Мы хотим кувыркаться в зеленой траве
И смотреть, как плывут облака в синеве,
И в прохладную речку нырять в летний зной,
И в ладони ловить теплый дождик грибной.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда.